План коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (для начинающих логопедов)
План коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (для начинающих логопедов)
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
частей предметов (кабина, сиденье, ствол, затылок, грива и т.п.);
глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает, лижет, грызёт – всё выражается словом «ест»);
приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл и т. п.);
антонимов (глубокий - мелкий, храбрый - трусливый и т.п.);
относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишнёвый и т.п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
в употреблении предлогов;
согласования различных частей речи;
в построении предложений.
В фонетическом плане:
неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твёрдые, звонкие - глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р;
искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов
(водопроводчик-датавотик, магнитофон-матафон)
не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта).
В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
нарушены внимание и память;
нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
План коррекционной работы
1.Развитие мелкой моторики.
2.Развитие артикуляционной моторики.
3.Формирование активного выдоха.
4.Развитие фонематического восприятия.
5.Постановка и автоматизация звуков.
6.Дифференциация звуков.
7.Совершенствование слоговой структуры слов.
8.Обучение звуковому анализу и синтезу слов.
9.Формирование лексико-грамматических категорий.
10.Развитие связной речи.
11.Совершенствование графических навыков.
12.Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Игры для развития мелкой моторики
Тренировка пальцев рук с речевым сопровождением
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья (разгибание пальцев из кулачка).
«Деревья»
Друг от друга деревья росли далеко,
Человеку пройти этот путь нелегко,
Только корни деревьев однажды сплелись,
Будто дерева два навсегда обнялись.
«Петух, курица и гусь»
Петушок зерно клюёт,
Курица к нему идёт,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зёрен клюнуть хочет.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения: «Ёлочка», «Корзинка» и др.
Упражнения для развития артикуляционной моторики.
«Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Вкусное варенье» и др.
Упражнения для развития слухового внимания.
1.Хлопнуть в ладоши, если будет названо живое и маленькое: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, капля, божья коровка, дом, муха.
2.Назвать предметы от самого маленького к самому большому: слон – жук – волк, утка – лебедь – воробей, ананас – вишня – арбуз, щука – кит – дельфин
3.Назови то, что можно есть: мёд, компот, плот; пироги, сапоги, утюги; миска, сосиска, ириска; конфета, котлета, ракета.
4.Прослушать и повторить ритм, который отхлопает взрослый
Игры для воспитания активного выдоха.
«Спаси колобка», «Помоги птенчику взлететь», «Игра в футбол» и др.
Игры по автоматизации звуков.
«Ромашка», «Пирамидка», «Ступеньки», «Ловись рыбка», «Часики»
«РОМАШКА»
Цель: автоматизация звука Ш в слова, предложениях
Ход игры: ребёнку предлагается сложить ромашку из лепестков-картинок со звуком Ш. После того, как ребёнок выбрал лепестки-картинки со звуком Ш и сложил ромашку, ребёнку предлагается поиграть с ромашкой,предложив следующие виды заданий:
назови лепестки, про которые можно сказать «МОЯ», «МОЙ»
назови одежду, головной убор. То, что растёт. То, что есть у человека дома и т.д.
назови лепестки ласково
закончи предложение: под полом шуршит (мышь), на болоте растёт (камыш) и т.д.
налетел ветерок и оторвал лепесток, какого лепестка не стало?
Расскажи о каждом лепестке(По дороге едет МАШИНА. У меня тёплая ШУБА.)
Расскажи о двух лепестках (МЫШКА ехала на МАШИНЕ)
«ПИРАМИДКА»
Цель: автоматизация звука Ч в словах, предложениях.
Ход игры: ребёнку предлагается сложить пирамидку, называя каждое «кольцо»; затем предлагаются следующие виды заданий:
скажи, кто над чайником, над чашкой, под чашкой, между чебурашкой и чайником
составь предложения по двум картинкам(Чебурашка пил чай из новой чашки.).
Аналогичные задания предлагаются в играх «Ловись, рыбка», «Часики»
Игры для формирования навыка деления слов на слоги.
-
«Ключики и замочки»
Задание: разделить название картинки на слоги хлопками, подобрать ключик с таким же количеством чёрточек.
«Пирамида»
Задание: разложить картинки по этажам: на этаж с 3-мя окошками – трёхзначные слова, с 2-мя – двусложные, с 1-м – односложные
«Телеграф»
Задание: разделить название картинки на слоги хлопками и подобрать соответствующую схему, провести к ней дорожку.
Игры для формирования лексико-грамматических категорий.
«Накорми животных»
Цель:
Формирование навыка употребления сущ. ед.ч. в Тв.п.
(«Зайке дам морковку. Белке дам орешки» и т.д.)
«Эрудит»
Цель:
Формирования навыка употребления предлога «У».
Образование формы Р.п. сущ.ед.ч. («У слона хобот. У коня грива. У петуха гребешок.»)
«Мастерская»
Цель:
Формирование навыка употребления предлога «БЕЗ».
Образование формы Р.п. сущ.ед.ч. («Машина без колеса. Платье без рукава. Цветок без лепестка.»)
«Варим суп»
Цель: Образование относительных прилагательных.
Задание: Какой суп сварим из гороха, грибов, рыбы? («Из гороха сварим гороховый суп.»)
«Листопад»
Цель:
Образование относительных прилагательных.
Формирование навыка употребления предлога «С».
Задание: Собери листья , расскажи с каких деревьев они упали и как называются.
(«Этот лист упал с клёна. Он кленовый.»)
«Скажи правильно»
Цель: Образование приставочных глаголов.
Задание: Послушай и выбери правильный ответ: Рыбка от берега переплыла или отплыла? Бабочка к цветку отлетела или подлетела? Лягушка на бревно запрыгнула или выпрыгнула?
«Путешествие»
Цель: Образование приставочных глаголов
Задание: Дополни предложение подходящим словом. Девочка по лесу шла, к речке (подошла), по мостику речку (перешла), к домику (подошла), вокруг домика (обошла), в домик (вошла), в домике ничего не (нашла), из домика (вышла), от домика чуть-чуть (отошла) и в лес (ушла).
Игры при обучении грамоте.
«Как их зовут?», «Зашифрованное слово», «Буква потерялась»
На занятиях по развитию связной речи использую систему Т.А. Ткаченко:
1.Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
2. Самостоятельное составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
7.Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Игры на развитие логического мышления.
«4-й лишний», «Что было раньше?», «Подбери предметы по смыслу», «Ошибки художника».
Обучение, которое проводится в логопедических группах, создаёт наилучшие возможности как для коррекции речевых недостатков, так и для достижения высокого уровня социальной адаптации.
Используемая литература.
1.Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения», Москва, ЭКСМО, 2006
2.М.А.Леонова, Л.М.Крапивина «Послушный ветерок», Москва, изд.»Школа-Пресс», 1999
Комментарии пользователей