Формирование правильного произношения звука «Л»
Информация об авторе: Косых Марина Елисеевна; учитель-логопед МБОУ СОШ №1 им. А.И. Герцена, г. Тимашевск, Краснодарский край;
Домашний адрес: 352700, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. 50-летия Октября, №300.
Контактный e-mail 7marinka7777@mail.ru,
Телефон: дом. 8 8613040368; сот. 89184358374
Список ключевых слов: постановка, дифференциация звуков, речевой материал.
Краткая аннотация статьи: При обследовании произношения первоклассников наиболее часто встречается замена звука Л на В. В статье предлагаются способы постановки дефектного звука и речевой материал для дифференциации звуков Л-В.
Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков встречаются почти при любом нарушении речи и доставляют ребенку много неприятностей. Сверстники, а иногда и взрослые, замечают ошибки, посмеиваются, делают замечания. На фоне неправильной речи в школьных тетрадях могут появиться необычные специфические ошибки. Школьники начинают стесняться общаться с детьми и взрослыми, становятся менее активными, получают неудовлетворительные оценки по чтению и письму. Задача школьного логопеда: умело помочь ребенку, постараться исправить несовершенную речь.
С, З, Ц – у 14 человек (10,4 %) Ш, Ж – у 15 человек (11,1 %)
Р, РЬ – у 17 человек (12,6 %) Л – у 29 человек (21,5 %)
Более 15 лет я работаю учителем-логопедом в средней школе №1 г. Тимашевска Краснодарского края. Каждый учебный год при обследовании речи детей, замечаю, что наиболее частыми нарушениями звукопроизношения являются дефекты звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Р, РЬ, Л. В этом списке особенно выделяется нарушение произношения звука Л. Так, например, из 135 обследованных первоклассников нарушено произношение следующих звуков:
Среди нарушений звука Л довольно распространено искажение звука, при котором произносится двугубный или губно-зубной сонорный звук, похожий на краткий звук В. При таком произношении правильная артикуляция подменяется более простой артикуляцией губ. В данном случае необходимо затормозить движение губ вперед, укрепляя оскал губ. Для этого полезны упражнения для губ:
• «Улыбка» (удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
• «Заборчик» (рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены, губы растянуты в улыбке), «Хоботок» (вытягивание сомкнутых губ вперед).
• «Рупор» (зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны).
• «Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы).
Хороший результат дает чередование упражнений: «Заборчик» - «Рупор»; «Улыбка» - «Хоботок». Также необходимы упражнения для языка: «Чашечка», «Лопаточка», «Маляр», «Вкусное варенье».
Очень эффективно упражнение «Самолет гудит» для формирования правильного произношения звука Л. Цель: вызывание звука, близкого к Л. Рот приоткрыт. Губы растянуты. При длительном произнесении звука Ы язык проталкивается между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук Л. В ходе отработки основных движений и укладов органов речи правильное произношение звука Л может быть вызвано по подражанию. Если не удается постановка звука Л общеизвестными способами, то в своей практике применяю способ, описанный В.П. Репиной – учителем-логопедом специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она предлагает следующее:
1. На высунутый вперед язык ребенка кладется зонд или палочка (чисто протертые спиртом), затем просят ребенка произносить звук Л, удерживая палочку на языке. Получается межзубный звук Л. Это упражнение ребенок делает сам сначала с палочкой, а потом без нее. Впоследствии заводится язык ребенка за зубы.
2. Предлагается ребенку вытянуть губы вперед «трубочкой», медленно с напряжением высовывать язык в форме «шила», произнося «ул». После того, как получится четкий слог «ул», переходят к постановке звука Л с гласными Ы, О, А, Э, то есть к слогам ЫЛ, ОЛ, АЛ, ЭЛ. Постепенно переводится язык ребенка в зубное положение. Автоматизируется звук сначала в словах с обратными слогами, потом с прямыми слогами. На первых порах, при произнесении правильного звука, ребенку приходитсяудерживать нижнюю губу рукой, впоследствии эта необходимость отпадает. После постановки и автоматизации поставленного звука обязательно нужно провести дифференциацию звуков Л-В. На этапе дифференциации звуков Л-В я столкнулась с тем, что практически отсутствует необходимый речевой материал.
В связи с этим, возникла необходимость подобрать и систематизировать задания и упражнения для дифференциации смешиваемых звуков.
Дифференциация звуков Л-В в слогах:
Различение звуков в слогах выполняется чаще всего методом повторения, т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет.
Этап дифференциация звуков в слогах может идти отнюдь не в первую очередь, поскольку является одним из самых трудных. Трудность для ребенка заключается в отсутствии смысла в этих слогах – если при повторении слов ребенок может «угадать» правильное произношение, опираясь на логику и смысл, то в слогах ему опереться не на что. Дети не очень любят этот вид работы, но дифференциация в слогах достаточно результативна и отражает объективное состояние фонематического слуха.
Повторить (прочитать) слоги:
Ла-ва
лэ-вэ
лы-вы
ло-во
лу-ву
Особые трудности в произношении вызывают слова сложной слоговой структуры.
Работу с этими словами можно организовать следующим образом:
• Повторить за логопедом «трудное» слово медленно по слогам, одновременно ладошкой отстукивая слоги. Если у ребенка сразу не получается самостоятельно повторить и «простучать» слово, то логопед берет в свою руку ладонь ребенка и вместе с ним выполняет задание. После того, как ученик усвоит ритмический рисунок слова, переходим к самостоятельному повторению задания.
• «Прошагать» слово: на каждый шаг ребенок произносит один слог «трудного» слова.
• Если ребенок уже умеет читать, то предлагается собрать слово из разрезной или магнитной азбуки, прочитать его, а затем произнести его, закрыв глаза (сначала громко, потом шепотом)
Дифференциация в предложениях
Произносить (читать) предложения.
Лара и Валя играют с новой куклой. Вова ловит Варю. Маленький Володя съел половину банки повидла. Клава нарисовала волка, волчицу и маленького волчонка. В лавке продают спелые и сладкие сливы, яблоки. Владислав угощал Валерия ватрушками и молоком. Вова ловит Лару и Милу.
Дифференциация в связной речи
.Произносить (читать) тексты.
Вертолет
Воробья врачи спасали,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву волнами.
Неласковая ласка
Зря ласка лаской названа.
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!
Если руки мыли вы,
Если руки мыли мы,
Если руки вымыл ты,
Значит, - руки вымыты.
Павкины лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков полезно использовать различные загадки для детей, насыщенные «нужными» звуками. Разгадывание загадок способствует развитию находчивости, сообразительности, обогащает словарный запас, развивает четкое произношение и является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Работа в этом направлении проходит следующим образом: ребенку предлагается выучить дома одну-две загадки с изучаемыми звуками, затем на групповом занятии учащийся загадывает её ребятам, стараясь произносить звуки «Л», «В» правильно, иначе дети не смогут понять, о чем речь.
Повтори и отгадай загадки.
Что это?
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Природные явления
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз) У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(Мороз)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …. (Солнце) Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.
(Молния, гром) Раскаленная стрела
дуб свалила у села.
(Молния)
Что это выросло?
Вверху зелено
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла) Заставит плакать
Всех вокруг,
Хоть он и не драчун,
А …. (Лук)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква) Под сосною
У дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть –
Нет головы.
(Гриб)
Голова на ножке,
В голове горошки.
(Мак)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель, сосна) Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Назови животных?
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц) Словно ёлка,
Весь в иголках.
(Ёж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось) Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет
А он и не знает.
(Крот)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(Заяц) Мордочка усатая
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Назови насекомых
Он сети, как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит.
(Паук)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравейник, муравьи)
Угадай, что это?
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник) День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
(Антенна)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа) Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает
(Иголка)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Я молча смотрю на всех
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика,
Ребенок – ребенка во мне.
(Зеркало)
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(Антенна) Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг
(Телефон)
Надеюсь, что предложенный речевой материал будет полезен практикующим логопедам на этапе дифференциации звуков Л-В.
Список литературы:
1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985.
2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. М., «Флинта» 1997.
3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Л», «В». Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. Краснодар ОИПЦ «Перспективы образования» 1998.
Анкета автора журнала «Логопед»
Фамилия, имя, отчество (полностью) Косых Марина Елисеевна
Дата рождения (число, месяц, год) 06.05.1964
Место работы
МБОУ СОШ №1 имени А.И. Герцена г. Тимашевск, Краснодарского края
Должность Учитель-логопед
Ученая степень, ученое звание _
Домашний адрес (с индексом) 352700, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. 50 лет. Октября, № 300.
Контактный телефон Дом. 8 8613040368
Сот. 89184358374
e-mail 7marinka7777@mail.ru
Паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан) 03 09 08765
Выдан: Отделом УФМС России по Краснодарскому краю вТимашевском районе 19.05.2009
Номер ИНН 235300155792
Номер страхового пенсионного свидетельства № 006 – 426 – 172 – 18
Комментарии пользователей