Пальчиковый игровой тренинг для родителей самых маленьких детей
Пальчиковый игровой тренинг для родителей самых маленьких детей
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Панова Ирина Николаевна, учитель-логопед, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Радуга», г. Шелехов Иркутской области
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
стремиться установить доверительные отношения с родителями;
формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
Организация выставки детских рисунков, поделок из пластилина.
Организация выставки книг, игр, пособий, направленных на развитие мелкой моторики.
Фотосессия (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений).
Объявление (Приглашение на собрание) о предстоящем собрании (Приложение 1).
Подготовка презентации.
Составление буклета «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях).
Составление анкеты для родителей (Приложение 2).
Оборудование:
мультимедийная установка для показа слайдов;
презентация;
музыкальное оформление;
Колобок (жёлтый мячик с глазками, носиком, улыбающимся ротиком);
шаблоны яблок, силуэт дерева из картона;
анкеты для родителей
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.
Форма проведения: пальчиковый игровой тренинг.
Ход тренинга
Родителям предлагается, передавая Колобок соседу, пожелать ему что-нибудь хорошее на сегодняшний вечер.
Метод «Дерево ожиданий». Родителям предлагается на шаблонах яблок написать то, что они ожидают от тренинга. Шаблоны яблок прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», их можно снимать и «собирать» в корзину.
Показ презентации и выполнение игровых упражнений для развития мелкой моторики
Слайд 1 Пальчиковый игровой тренинг для родителей самых маленьких детей
Комментарии к слайду: Пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни.
Слайды 2-11: серия фотографий, на которых запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений
Комментарии к слайдам: Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Слайд 12 Значение пальчиковых игр для развития ребёнка
Комментарии к слайду: Центры, отвечающие за движения пальчиков и речь, расположены очень близко в головном мозге. Развивая мелкую моторику, мы активизируем и речевой центр коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии и коррекции речи детей. Далее – текст слайда.
Текст слайда: Пальчиковые игры и упражнения развивают и совершенствуют
- ловкость и точность, подвижность и слаженность движений,
- помогают подготовить руку к рисованию и облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.
- улучшают внимание, память,
- помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.
- это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.
- Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Слайд 13 Массаж, самомассаж
Комментарии к слайду: Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).
Текст слайда: Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,
массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Продолжительность массажа 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.. Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.
Слайд 14 Игры с элементами массажа
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
- хлопки;
- сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов. Например, упражнение
Прятки
Возьми короткий карандашик
и сожми его в кулачке, спрячь.
А теперь спрячь в другой руке.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
- потирание ладоней одна о другую;
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались... – похлопаем, поаплодируем себе за это...
- Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак...
- потирают ладони одна о другую...
Комментарии к слайду: Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.
Слайд 15 Игры с элементами массажа
Текст слайда
Выполняемые
родителями упражнения
- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш). Например, упражнение
Утюжок
Возьми толстый карандаш.
Положи его на стол.
«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,
потом другой, покатай карандаш по столу:
Карандаш я покачу
Вправо-влево - как хочу.
- постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Например, упражнение
Пианино
Прижимай карандаш, который лежит на столе,
кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее!
Родители выполняют соответствующие движения
Комментарии к слайду: Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие.
Слайд 16 Игры с элементами массажа
Текст слайда:
- Поднимание карандаша с поверхности стола пальчиками
Упражнение «Подъёмный кран»
Положи карандаш на край стола.
Попробуй поднять его,
подцепив снизу пальчиками
- (позже – двумя, одним пальчиком).
- перекатывание по поверхности стола мелких предметов четырьмя пальчиками (позже - двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди. Можно использовать горошину, маленькую бусинку и даже маковое зернышко).
Игра с горошком
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!
Слайды 17, 18 Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком (http://lib.rus.ec/b/190627/read#t3)
Текст слайдов
Выполняемые родителями упражнения
Слайд 17
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).
Слайд 18
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.
В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно с логопедом папы и мамы выполняют предлагаемые движения.
По количеству мячиков на 1-2 меньше родителей. Родители могут по очереди выполнять упражнения, передавая друг другу мячики.
Слайд 19 Игры с различными крупами
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
«Сухой бассейн»
Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.
Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет («Кто в домике живет?»).
Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке.
Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.
«Посадка фасоли»
Дети делают ямки в песке пальчиком и сажают семена.
Пододвиньте корзинку, накрытую красной салфеткой. Уберите салфетку.
Родителям предлагается найти различные мелкие игрушки в сухом бассейне (крышка от контейнера для торта наполнена фасолью).
- Не вынимая найденную игрушку, ощупывая угадайте, что это.
Пододвиньте коробочку, накрытую зелёной салфеткой.
Родители делают ямки в песке и «сажают» фасоль
Фотография на слайде: девочки пальчиками делают ямки в песке и «сажают» фасоль.
Слайд 20 Игры с различными крупами
Текст слайда: «Кто пришел?»
- рисуем на манке (песке), рассыпанной на ярком подносе, следы (круги, овалы, дорожки), разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
- рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).
Рисовать на манке (песке), рассыпанной на подносе можно пальчиками или деревянными палочками.
Комментарии к слайду: Волшебный поднос
На яркий поднос (коробку из-под конфет), тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т.п.
Фотография на слайде: мальчик рисует пальчиком на песке, насыпанном на поднос.
А сейчас нарисуйте что-нибудь сами.
Расскажите нам о том, что нарисовали, при этом можете придумать маленькую историю.
Слайд 21 Игры с различными крупами
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
«Заготовка корма для зимующих птиц» (или «Угощение для птиц»)
- рассортировать фасоль и горох.
«Подарок для мышек и мышат»
- рассортировать семечки тыквы и подсолнуха.
«Повар»
- рассортировать фасоль по цвету.
Пододвиньте корзинку, накрытую синей салфеткой. Уберите салфетку.
Представьте, что каждая из Вас сейчас – Золушка. Разложите фасоль, горох и тыквенные семечки в три тарелочки.
Слайд 22 Лепим из пластилина
Комментарии к слайду: Предварительно надо разогреть пластилин в руках.
Помогите малышу скатать из пластилина цилиндр, шарик, слепить банан, змейку.
Игровые приёмы: «Витаминный завод», «Мячи для котят», «Червячки для грачей».
Текст слайда:
«Витаминный завод»
лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.
«Мячи для котят»
«Червячки для грачей»
Вместо пластилина для лепки можно использовать солёное тесто.
Рецепт солёного теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.
Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.
Фотография на слайде: девочки из пластилина лепят «витамины» для своих кукол.
Слайд 23 Упражнения с палочками и спичками
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
«Строим забор (домик, лесенку, ...)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).
«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
В маленьких тарелочках на столиках лежат кусочки жёлтого, серого и чёрного пластилина.
Родителям предлагается скатать из них комочки. Затем пластилиновые комочки серого и чёрного цветов «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.
Для игр используйте только спички с отрезанными головками!
Слайд 24 Конструирование из геометрических фигур
Комментарии к слайду: Из цветной бумаги, картона, разноцветных кусочков имеющейся дома ткани вырежьте различные геометрические фигуры. Вместе с ребёнком соберите из них различные фигуры. Например, домик, медведя, зайца, человечка и др.
Содержание слайда: из различных разноцветных геометрических фигур выполнены человечек, домик, медвежонок.
Фотография на слайде: ребёнок конструирует из геометрических фигур зайчонка.
Слайд 25 Бусы (http://lib.rus.ec/b/190627/read#t3)
Текст слайда: Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.
Фотография на слайде: ребёнок собирает бусы из крупных бусин.
Комментарии к слайду:
Родителям предлагается сделать бусы – нанизываем макароны на шнурок.
Прежде чем сделать бусы из макаронов можно вместе с ребёнком покрасить их разноцветными красками.
Слайд 26 «Чашки – ложки»
Текст слайда: Предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую.
Можно перекладывать фасоль, орехи их одной ёмкости в другую.
«Сладкий чай» (http://lib.rus.ec/b/190627/read#t3)
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
Слайд 27 Упражнения с ватой
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
«Снегопад в лесу»
На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
«Поможем птицам»
устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге «Поможем курочке».
Материалы: корзинка, вата, игрушка-курочка.
Слайд 28 Упражнения с бумагой
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
Вариант 1:
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
«Чтобы Мишке было теплее»
Мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
«Нарви молодой травки для кроликов»
Мелко порвать зеленую бумагу.
Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге
1. «Чтобы мишке было теплее»
Материал: бумага, игрушка-мишка «спит» в «берлоге».
Родители мелко рвут бумагу, потом засыпают кусочками мишку в «берлоге».
- Чтобы было веселее работать расскажите, какая у мишки шубка.
2. Родители разрезают ножницами лист зелёной бумаги на полоски, затем мелко рвут их – «кормят» кролика.
Слайд 29 Упражнения с бумагой
Текст слайда:
Вариант 2
Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги пальчиками
Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них разными предметами (контурами предметов).
"Сюрприз"
Заверните значок (маленький подарок вашему малышу) в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики, разгладить их пальчиками и аккуратно сложить.
Слайд 30 Упражнения с бумагой
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
Вариант 3:
Комканье листа бумаги, салфетки
«Снежки»
Дайте ребенку белые бумажные салфетки и покажите, как их можно мять, формируя бумажные шарики. Затем поиграйте с малышом в «снежки».
Разминка «Снежки»
Родители делают «снежки» из салфеток и с некоторого расстояния бросают их в корзинку.
- Расскажите про снежинки, какие они?
Слайд 31 Коллективная работа
Текст слайда
Выполняемые родителями упражнения
«Весенняя полянка»
Материал: лист зелёного картона, клей, разноцветные бумажные салфетки.
Разноцветные бумажные салфетки смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Наша весенняя полянка готова! Можно идти и поздравлять маму и бабушку с праздником 8 Марта!
Самый лучший подарок тот, что сделан своими руками. Как можно порадовать мам и бабушек 8 марта – конечно цветами! Но цветы эти будут необычные, мы их сделаем … из разноцветных салфеток.
Сомните, пожалуйста, салфетки или скатайте их между ладошками и приклейте на зелёный лист картона.
Чтобы веселее было работать, подумайте и скажите, какие цветы бывают голубого (жёлтого, розового, белого цвета) цвета. (Ответы родителей: васильки, незабудки, колокольчики, фиалки, примула).
Наша весенняя полянка готова. Теперь можно и в гости идти. Посмотрите, пожалуйста, на тех, кто сидит за соседними столиками. Посоветуйтесь и решите, к кому бы хотели пойти в гости и преподнести подарок.
Подарите, пожалуйста, друг другу подарки!!!
Слайд 31 Подарок папам и мамам
Мы тоже приготовили для вас подарок на память о сегодняшней встрече – буклет «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка». В нём вы прочитаете то, о чём мы не поговорили сегодня:
- Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков;
- Игры с бельевыми прищепками;
- Мозаика. Конструктор;
- Шнуровки;
- Упражнения для развития графических навыков.
Пожалуйста, скажите, исполнились ли пожелания, написанные Вами на «яблоках». Что-нибудь особенно интересное Вы сегодня узнали? Напишите об этом на «яблоках».
Спасибо за работу! Удачного вечера всем Вам!
Приложение 1
Объявление:
Папы и мамы!
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок правильно говорил, хорошо рисовал, красиво писал?
Вы хотите, чтобы вашему ребёнку было интересно с вами проводить время?
Приходите на родительское собрание, которое состоится 5 марта 2012 г. в методическом кабинете детского сада.
С уважением
Учитель-логопед Ирина Николаевна Панова
Воспитатель Надежда Викторовна Смирнова
Приложение 2
Анкета
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы!
Тема родительского собрания была интересна для Вас
Да Нет
Содержание материала понятно, доступно
Да Нет
Собрание построено в форме диалога между педагогом и родителем
Да Нет
Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях?
Да Нет
Выразите ваше особое мнение о тренинге, в котором вы приняли участие
Спасибо за работу!
Просим родителей заполнить анкету на следующий день.
Литература:
Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.- СПб.: Речь, 2004.
Комментарии пользователей