• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти

Значимость родительского участия в успешности детей с ОВЗ

Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор: Елена Евгеньевна Пахомкина

Значимость родительского участия в успешности детей с ОВЗ


Пахомкина Елена Евгеньевна, учитель-логопед

Яркина Елена Николаевна, учитель-логопед

СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ СОШ с. Подстепки

E-mail: wizitk@yandex.ru


Мы определяем успешность ребенка как качество личности, характеризующееся стремлением к достижению позитивно высоких результатов. Тем самым, у ребенка повышается самооценка, а также формируется мотивация к деятельности. Именно это очень важно в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, у которых часто наблюдается снижение или полное отсутствие мотивации посещать занятия логопеда, выполнять рекомендации дома.

В результате полученных знаний на курсах повышения квалификации, на семинарах в детском саду, обсуждений с воспитателями и другими специалистами проблем успешности детей с ОВЗ, для активизации родителей в создании ситуации успеха для детей с ОВЗ, мы выделили ряд этапов:

1.   Диагностический.

2.   Информационно-просветительский.

3.   Практический.

4.   Рефлексивный.

На первом этапе – диагностическом (1-15 сентября) мы проводили анкетирование родителей детей с ОВЗ с целью выявления степени участия родителей в развитии речи детей. Анкета для родителей включала ряд вопросов, которые позволили оценить готовность родителей к взаимодействию. Анализ ответов родителей показал, что 70 % родителей нуждается в помощи логопедов. Родители готовы проводить работу с детьми в семье и нуждаются в квалифицированных рекомендациях в вопросах подбора и проведения с ребенком дома речевых игр и упражнений, использования определенных принципов и правил работы с детьми с ОВЗ, что является условием успеха ребенка.

Второй, информационно-просветительский этап, был направлен на ориентацию родителей в системе работы по коррекции речи детей с ТНР. Для его реализации мы провели организационное родительское собрание в Zoom, а также разработали и провели серию консультаций (обратите внимание на слайд).

На практическом этапе работы были подобраны методы, приемы, формы организации выполнения коррекционных заданий ребенком дома, которые мотивировали ребенка, стимулировали их к участию в коррекционном процессе, позволили испытать удовлетворенность от совместной с родителями коррекционной работы. Для формирования позиции родителей в создании ситуации успеха ребенка были разработаны принципы: равенство позиций взрослого и ребенка, способность вставать на позиции другого; отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие; особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций.

С целью активизации родителей в коррекционной работе и обеспечения успешности ребенка применялись традиционные и осваивались инновационные формы взаимодействия родителя и ребенка, такие как:

- совместное речевое творчество (составление сказок-небылиц, сочинение чистоговорок, рифмовок);

- совместное выполнение заданий с получением продукта деятельности.

Были разработаны и использованы следующие пособия (слайд):

«Лого-стикеры», «Складушки», «Артикуляционная гимнастика в картинках», «Логопедические раскраски и аппликации».

Творческие задания – яркая, нестандартная и увлекательная форма коррекционной работы, повышающая мотивацию детей на поисковую деятельность, дифференцирующая логопедическое воздействие с учетом особенностей и речевых возможностей ребенка. Интерактивные задания решают задачу – дать возможность ребенку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия: ребенок сам решает, как будет выглядеть конечный продукт. Это позволяет ребенку более осознанно усваивать знания. Ценно то, что ребенок гордится результатом своего труда, бережет свои работы, имеет возможность вернуться к ним снова, тем самым закрепляя материал.

Для активизации родителей и повышения интереса детей были рекомендованы приемы авансированной похвалы и опора на положительный настрой, что позволяет каждому ребенку пережить ситуацию успеха.

В группе родителей, в мессенджерах, была апробирована рубрика «Дома мы не тужим и со звуком дружим». Эта форма работы вызвала особый интерес у родителей и детей. Родители выкладывали фото и видео выполнения ребенком речевых упражнений дома, делились успехами своих детей. Особенно ценно, что родители в процессе взаимодействия друг с другом активно положительно оценивали старания детей, поддерживали друг друга и делились своими находками.

Четвертый этап работы – рефлексивный – проходит с использованием социо-игровых технологий. В мае на родительском собрании активно обсуждаются удачи и перспективы работы, акцентируется внимание родителей на важности их роли в коррекционной работе с детьми.

Успех ребенка связан с желаниями и инвестициями в него родителей. Но только лишь желание, амбиции и инвестиции родителей не являются гарантом успеха ребенка, пока их цели не совпадают. Для поддержки интереса родителей и повышения их педагогической культуры были разработаны рекомендации, которые мы разместили на сайте детского сада:

- чтобы воспитать счастливого и успешного ребенка, родителям необходимо иметь интерес к жизни. Это предполагает постоянное развитие, увлечение чем-то помимо основной работы или увлечение самой работой. Это общение с друзьями, с интересными людьми, семинары, курсы, фестивали и т.п.;

-развивайте свой эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои чувства и обозначать их. Этот навык нужен для того, чтобы научить ребенка распознавать свои чувства и проговаривать их: «я расстроен»», «я обижен», «разозлился», «счастлив». Тогда с самого раннего возраста вы научите ребенка выражать свои просьбы и желания словами. Это поможет ему научиться коммуникации.

- проявляйте свою любовь, внимание через общение, игры, совместную деятельность;

- будьте наставником, а не подавляющим родителем. Это способность придерживаться золотой середины между авторитарностью и попустительством. Это умение сохранить свой авторитет и в то же время близкие, доверительные отношения;

-чаще переключайте умственную деятельность ребенка на физическую, не забывая и об отдыхе;

- дайте ребенку органично прожить свое детство и найти себя. Будьте внимательны, обращайте внимание на то, что нравится ему (а не вам).

Таким образом, можно констатировать, что в процессе инновационной деятельности увеличился процент родителей, заинтересованных в активной работе с ребенком, в его успешности. Количество активных родителей изменилось с 20% до 65%, количество детей, стремящихся к успеху, так же возросла.

Литература:

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2.Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. 


 

 


Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению