Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей коррекционых групп
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей коррекционых групп
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель – логопед и воспитатели.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
преодоление нарушений слоговой структуры слова;
обогащение словарного запаса;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
формирование грамматического строя речи и связной речи;
обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей. В детском саду работают две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии.
Коллектив коррекционных групп имеет богатый педагогический опыт. Мы работаем сплочённой командой единомышленников. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
Коррекцию звукопроизношения
Развитие фонематического слуха
Усвоение норм лексико-грамматических категорий
Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
Коррекцию нарушений слоговой структуры
Развитие просодической стороны речи
Профилактику нарушений письма и чтения
Формирование навыков послогового чтения
Совершенствование общей и мелкой моторики
Перед воспитателями стоят следующие задачи
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса
Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
Взаимопосещения занятий
Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
Заседания «Логопедической гостиной»
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Совместный выпуск журнала для родителей о детях «АБВГдейка»
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий «Логопедической гостиной». В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика «Логопедических гостиных» охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей (Приложение1). Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий, разработанные учителем-логопедом Лесиной Н.А.
Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р.позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы. После дневного сна применяется плантарный самомассаж.
В нашем дошкольном учреждении разработаны и используются воспитателями групп комплексы самомассажных мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата и развития интеллектуального потенциала детей.
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Одной из форм взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ (Приложение 2).
Следующей формой взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей МДОУ № 33 можно назвать совместный выпуск журнала для родителей "АБВГдейка"
Выпуск журнала для родителей о детях "АБВГдейка" учителями-логопедами и воспитателями коррекционных групп нацелен на то, чтобы донести до родителей определённые проблемы, решаемые в процессе коррекции речи детей.
Этот журнал выпускается каждый квартал. В нём мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка в группах компенсирующей направленности, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе. Журнал с интересом воспринимается родителями, они охотно делятся опытом семейного воспитания, зачастую предлагают тематику новых номеров.
В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений. В "Тетради преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя" подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие применения рекомендаций О.Гомзяк заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителя-логопеда. Воспитатели после проведённого занятия графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.В нашем дошкольном учреждении разработаны и используются воспитателями групп комплексы самомассажных мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата и развития интеллектуального потенциала детей.
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Одной из форм взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ (Приложение 2).
Следующей формой взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей МДОУ № 33 можно назвать совместный выпуск журнала для родителей «АБВГдейка»
Выпуск журнала для родителей о детях «АБВГдейка» учителями-логопедами и воспитателями коррекционных групп нацелен на то, чтобы донести до родителей определённые проблемы, решаемые в процессе коррекции речи детей.
Этот журнал выпускается каждый квартал. В нём мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка в группах компенсирующей направленности, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе. Журнал с интересом воспринимается родителями, они охотно делятся опытом семейного воспитания, зачастую предлагают тематику новых номеров.
В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений. В «Тетради преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя» подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие применения рекомендаций О.Гомзяк заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителя-логопеда. Воспитатели после проведённого занятия графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Комментарии пользователей