Анаграммы в системе работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников и профилактике дисграфии у младших школьников
Анаграммы в системе работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников и профилактике дисграфии у младших школьников
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Эти методические рекомендации
разработаны Остапович Ритой Ивановной и
Тыкынаевой Надеждой Витальевной,
учителями-логопедами МБДОУ "Теремок"
компенсирующего вида, г. Олекминска,
Олекминского района, республики Саха
(Якутия)
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1\3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего, дети с недоразвитием процессов фонемообразования, у которых наблюдается аномальное овладение звуковым составом слова, что приводит к развитию дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому, чем раньше начать работу над коррекцией процесса фонемообразования и формирование «языкового чутья», тем меньше возникнет проблем у детей с нарушением речевого развития в процессе овладения учебной программой по всем предметам.
Особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения.
При всем их многообразии, нам хотелось бы выделить те, основываясь на которых мы разработали систему упражнений и приемов коррекции процесса фонемообразования, нормализации чтения и повышения его скорости у детей с речевой патологией. А именно: 1. Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
3. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
4. Расширение «поля зрения» ребенка.
5. Воспитание интереса к чтению.
Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Важным условием для правильного звукового анализа является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». А формирование этого учебного действия происходит постепенно, и требует от ребенка активности и сознательности. Поэтому, прежде чем приступить к работе с анаграммами, детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности:
1. Вначале необходимо дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.
Слова бывают короткие и длинные. Особое внимание следует уделить предлогам, союзам, для того, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими. Для работы с предлогами необходимо использовать схемы:
SHAPE \* MERGEFORMAT
В НА ПОД ЗА
2. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:
Кто это? Мама, собака, Коля и т.д.
Что это? Карандаш, камень, туча и т.д.
Что делает? Кушает, прыгает, смотрит и т.д.
Какой? Какая? Какое? Какие? Веселый, желтая, большое, городские.
3. Для усвоения лексического значения слова необходимо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:
- По опорным признакам: кислый, желтый, овальный (лимон),
хитрая, рыжая, ловкая (лиса);
- На обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (лето, осень, январь, весна),
- добавить нужное словечко (платье, брюки, рубашка,…),
- назвать общим словом (ананас, банан, яблоко - …).
4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.
5. Подбирать слова к слоговым схемам:
/ / / / / /
SHAPE \* MERGEFORMAT
дом аист весна ласточка картина магазин
кот осень рука мамочка дорога бегемот
6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подобрать слова.
Дом кит каша весна
SHAPE \* MERGEFORMAT
7. Подобрать к данному слову родственные слова и исключить лишнее слово, похожее по звуковому составу.
Гусь, гусыня, гусенок, гусеница.
8. Составлять слова из данных слогов:
му
гу
на
ши
ни
си
ко
ма
ха
9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.
Например: солнце, остров, кот (сок);
Составлять слова по конечному звуку других слов:
Например: кенгуру, ананас, часы (усы).
10. Заменять в слове один звук (букву) для получения нового слова.
МАК - ТАК - ТУК- СУК- СУП
11. Читать слова в обратном порядке
сначала слова, имеющие смысл: ТОПОТ, ШАЛАШ, АННА;
а потом, слова, не имеющие смысла при обратном прочтении: КРАН (НАРК), СУП (ПУС).
12. Играть в игру «Потерялась буква».
Например, дать следующие сочетания: ДУ. , СУ. , Д . М, Б . К . Какое получится слово, если вставить букву?
ДУ . - душ, дуб,
СУ . – суп, сук, сух,
Д . М – дым, дам, дом,
Б . К – бык, бак, бок.
13. Из букв данного слова составлять новые слова.
Например: МОРОЖЕНОЕ-нож, море, морж…
14. Вписать пропущенные буквы в слогах, чтобы получилось слово.
МО + . О . = МОРОЗ
ЖА + . . = ЖАРА
. А + ПО + Г . = САПОГИ
О + . ЕНЬ = ОСЕНЬ
. А + ПЕ . Ь = КАПЕЛЬ
СН . + Г . + В . К = СНЕГОВИК
ВЕ + . . + СИ + . . . = ВЕЛОСИПЕД
15. Находить все буквы названия предмета, изображенного на рисунке в том порядке, в котором они его составляют. Постараться сделать это как можно быстрее.
16. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из данных букв слова), которая в значительной степени облегчит и ускорит чтение анаграмм детьми.
SHAPE \* MERGEFORMAT
В Ё Ы
Е С
Й Л
Б Ж
Т
И Е
Г А
Р И
и
ИГРА ВЕСЁЛЫЙ БЕЖИТ
Такая предварительная работа будет способствовать развитию умения хорошо представлять себе порядок звуков в словах. Ребенок сможет, как бы одним взглядом, охватить звукобуквенный строй того или иного слова и даже предложения.
Составляя анаграммы по аналогии с заданиями для определения умственных способностей человека, предлагаемых английским психологом, профессором Г.Айзенком, мы классифицировали их по частям речи, распределили по лексическим темам «Времена года» и адаптировали для подготовительных групп детского сада и первого класса начальной школы. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики и имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. Всё это даёт возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, а также на уроках чтения и русского языка.
Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова (его «расшифровки»). Постепенно от отдельных слов – анаграмм нужно переходить к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указать заглавную букву, печатая её большой. Например: еВненсее осценл оргосле юемзл. А после этого ребенок уже будет в состоянии читать целые тексты. В случае затруднения можно обратиться к подсказке.
Анаграммы
Лексическая тема «Времена года»
Ответы:
1. СОЛНЦЕ ЖАРКИЙ ЗАГОРАЕТ
ТРАВА ЗНОЙНОЕ КУПАЕТСЯ
БАБОЧКА ЦВЕТУЩИЙ СОЗРЕВАЮТ
ЦВЕТЫ ГОРЯЧИЙ ОТДЫХАЕТ
2. БАБОЧКА ЦВЕТОК СНЕГ ТРАВА
ЖАРКИЙ ЛЕТНИЙ МОРОЗНАЯ ЗНОЙНОЕ
ЗАГОРАЕТ МОРОЗИТ КУПАЕТСЯ
3. СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО
ПЕСОК - ПЕСОЧЕК
ЛУГ - ЛУЖОК
РЕКА - РЕЧКА
4. Пришло жаркое лето.
5. Лето
Жарко. Ваня и Саша бегут на речку. Тут пляж. Мальчики ныряют в воду. Долго купались мальчики. Потом ребята пошли ловить рыбу.
Осень
1. Анаграммы-предметы анаграммы-признаки анаграммы-действия
ТОЛИСДАП НЯНЯСЕО ЛЕЮТАУ
ДИОЖД ЛОЗОТАЯ ПАЮТДОА
МАТУН ЖДИВАЛЯДО ДАТЕВУЯ
ТЕРЕВ РЫСАЯ РОМОСИТ
2. Расшифруй, подчеркни лишнее слово. Объясни, почему?
РОЖУАЙ ТСАЯ ТОЛИСДАП ЖЕНСОДИПКИН
ЛЫЙСПЕ ГОБАТЫЙ НЕНОЗОЙ ЛЁТРЕПЕНЫЕ
ДАТЕВУЯ ТЕЖЛЕЮТ СЫЗАЮТХА ЕТТА
3. Расшифруй и назови ласково:
ЖДОДЬ
ТИПЦА
ЛОСКО
ТАЯТС
4. Расшифруй предложение:
ступилаНа лотаязо онесь.
5. Прочитай и расшифруй текст.
еньсО.
шлаПри еньсо. аН еревед желпотели истьял. тицыП етлят ан гю. остЧа дёти джодь. еДут лодхоный еврет. роСко стутипна мази.
Ответы:
1 ЛИСТОПАД ОСЕННЯЯ УЛЕТАЮТ
ДОЖДИ ЗОЛОТАЯ ОПАДАЮТ
ТУМАН ДОЖДЛИВАЯ УВЯДАЕТ
ВЕТЕР СЫРАЯ МОРОСИТ
2. УРОЖАЙ СТАЯ ЛИСТОПАД ПОДСНЕЖНИКИ
СПЕЛЫЙ БОГАТЫЙ ЗНОЙНОЕ ПЕРЕЛЁТНЫЕ
УВЯДАЕТ ЖЕЛТЕЮТ ЗАСЫПАЮТ ТАЕТ
3. ДОЖДЬ-ДОЖДИК
ПТИЦА-ПТИЧКА
КОЛОС-КОЛОСОК
СТАЯ-СТАЙКА
4. Наступила золотая осень.
5. Осень.
Пришла осень. На дереве пожелтели листья. Птицы летят на юг. Часто идет дождь. Дует холодный ветер. Скоро наступит зима.
Данная система упражнений применялась на практике в работе логопедов в подготовительных группах МБДОУ «Теремок» и в работе с детьми – младшими школьниками, посещающими занятия консультативного логопедического пункта при нашем ДОУ. Она позволила:
Развить у детей фонематические представления, операции анализа и синтеза слов.
Обогатить активный словарь детей по определенным лексическим темам.
Повысить скорость мышления и чтения.
Вызвать интерес к процессу чтения.
Предложенные в данной методике разнообразные задания имеют для ребенка большое развивающее значение, так как формируют у него практически все основные логические операции: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, нахождения аналогии. А чем выше у ребенка уровень развития этих умственных действий, тем выше оказывается у него способность ко всякому обучению вообще.
Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями подготовительных групп ДОУ, логопедами, учителями начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ и заботливыми родителями.
По аналогии могут быть составлены анаграммы по другим лексическим темам, а также увеличено количество лексико-грамматических игр с ними.
Желаем удачи!
Комментарии пользователей