Использование ИКТ при взаимодействии логопеда и педагогов
Использование ИКТ при взаимодействии логопеда и педагогов
Опубликовано: 26 ноября 2024 Автор:
Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии логопеда и педагогов
в корреционно-развивающей работе»
Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей общеобразовательных групп и специалистов ДОУ. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
В дошкольном образовательном учреждении дети с речевыми нарушениями являются объектом особого внимания. Н.П.Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».
Фактически проводимая сотрудниками ДОУ непосредственная образовательная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, расценивается как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.
XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни. Технические устройства активно используются в разных видах деятельности, в том числе и образовательной.
Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Для ее достижения решаются ряд взаимосвязанных задач.
Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.
Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.
Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.
Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы. Решению этих задач способствуют разнообразные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, таких как:
- семинары - практикумы;
- консультации;
- консультации – тренинги;
- логопедические пятиминутки и др.
посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
В 2012-2013 учебном году в МБДОУ №25 «Родничок» для педагогов возрастных групп было проведено ряд мероприятий в рамках реализации взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов, направленных на повышение компетентностей в образовательной области «Коммуникация».
С целью решения диагностической задачи для педагогов, детей зачисленных на логопункт, была подготовлена и проведена консультация «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе». Для качественной работы воспитателей в этом направлении посредством ИКТ были подготовлены памятки «Десять советов воспитателю», папки с наглядным материалом, подобрана картотека игр и упражнений для диагностики состояния речи детей.
Для решения задачи профилактической направленности с воспитателями групп раннего возраста был подготовлен и проведен семинар-практикум «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста». Педагогам была предложена мультимедийная презентация по теме семинара, подготовлен блок практических заданий с использованием ИКТ (видио-материал комплекса артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики, развития координации речи с движением). В рамках проведения семинара подготовлена выставка методических пособий, авторские презентации, фонотека, методический кейс по профилактике речевых нарушений, в который входили: комплекс артикуляционной гимнастики, комплекс упражнений на координацию речи с движением, призентации по развитию и активизации словаря, развитию сенсорных способностей, буклеты, памятки по тематике и др.
Решение одной из коррекционных задачи с педагогами групп старшего дошкольного возраста было осуществлено через проведение семинара – практикума «Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте» с использованием информационно-коммуникационных технологий. А именно: была подготовлена презентация по заявленной теме, подготовлены буклеты, памятки, справочный материал. В практической части семинара была использована звуковая мозаика, использован материал фонематических потешек, разнообразных игр на развитие фонематического восприятия, подготовлены схемы проведения языкового анализа, фонематическое лото с использованием схем и др.
С целью реализации комплексного подхода всех специалистов в коррекции речевого нарушения, включающий основные задачи: создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, этнографа) и повышение их профессионального уровня; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка была проведена консультация: «Взаимодействие логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе». Для педагогов подготовлен материал по развитию просодической стороны речи, подобран комплекс игр на координацию речи с движением, подготовлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготовлена картотека упражнений на развитие мелкой моторики, буклет по тематике консультации и др.
Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы является актуальным. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей дошкольного образования и дает новый импульс учителю-логопеду для поиска новых форм и технологий. Учителю-логопеду необходимо демонстрировать свой педагогический опыт в среде предметного сообщества для популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.
Опыт работы в области применения ИКТ и интернет-технологий в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами представлен:
- в социальной сети работников образования,
- на сайте сообщества педагогов ДОУ «Профи»,
- зарегистрирован личный кабинет в издательском доме «1 сентября».
Возможности Интернета помогают распространить личный опыт и получить оценку своего труда от коллег с разных точек нашего государства.
Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т.д.
Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности с педагогами ДОУ посредством ИКТ способствует более высоким темпам речевого развития детей дошкольного возраста и положительной динамики коррекции дефектов речи. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение в дальнейшем.
Комментарии пользователей