Предупреждение и устранение дисграфии у детей с нарушением речи. (из опыта коррекционной работы)
Предупреждение и устранение дисграфии у детей с нарушением речи. (из опыта коррекционной работы)
Опубликовано: 26 ноября 2024 Автор:
Буданова Светлана Евгеньевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 4-комбинированного вида» г. Торжок, Тверская область.
Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он затрагивает многие сферы умственной деятельности ребенка и связан с функционированием различных участков коры головного мозга, органами зрения, слуха, речевым аппаратом, мышцами тела. Проблема предупреждения и устранения недостатков письма у детей становится еще более актуальной, когда речь идет о детях с нарушениями речи, для которых характерны нарушения высших психических функций, таких, как анализ и синтез, несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики, т.е. всех компонентов, участвующих в акте письма. Помимо этого, они соматически ослаблены, обладают склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках.
Наиболее благоприятный период для работы по предупреждению расстройств письма - это дошкольный возраст. В профилактических целях работу с детьми надо вести за год- два до поступления в школу. Предлагаемый практический материал поможет воспитателям и логопедам в старшей и подготовительной группах предупредить у будущих первоклассников дисграфию, заложить основу для успешного освоения ими грамоты. Работу по предупреждению и устранению акустической дисграфии необходимо проводить по следующему плану:
1. Воспитание фонетических представлений.
* Гласные звуки (узнавание гласного на слух из ряда других гласных, в начале слов, в середине слова, в ударной и безударной позиции)
*Согласные звуки (рассматривание артикуляции: кинестетические ощущения способ образования, участие голоса, воздушная струя, узнавание согласного на слух в начале слов, последний согласный, в середине слова, отобрать картинки, устный и письменный выборочный диктант.)
2. Воспитание звукового анализа слов.
( определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам, различают ударные и безударные гласные, находить сходство и различие).
3. Дифференциация гласных звуков и согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
(используя индивидуальные зеркала наблюдать сходство и различие парных звуков) Предлагаю к использованию в работе по предупреждению дисграфии у дошкольников уникальную форму в обучении грамоте – работа с кассой букв. Здесь задействованы все виды речевой деятельности: говорение, слушание, выглядывание, чтение, проверка выполнения.
Виды упражнений с кассой букв.
1. наращивание слова
( с – то – сто – стол - столб)
2. перестановка букв
(рамка – марка)
3.исключение буквы или слога
( роса – оса)
4. добавление букв
( сова – слова, мыши – камыши)
5. подстановочные и обратноподстановочные
( кот – кит, ток – кот).
Предупреждает ошибки на письме и проговаривание, т.к. при выключении проговаривания (дети писали с отрытым ртом) количество ошибок резко увеличилось, а замедленное слоговое произношение с утрированной артикуляцией способствует более точной дифференциации записываемых звуков установлению их последовательности, оказывает положительное влияние на формирование грамотного письма.
Ещё одним из эффективных приемов работы по выработке у дошкольников с нарушением речи навыка правильного письма – является речевая зарядка. Это система упражнений направленных на правильное воспроизведение слов, которые могут вызвать затруднения у детей при письме. Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности дошкольника – логопата. Замкнутые, малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а напротив вызывает интерес:
*жи – ши, жи - ши с буквой И всегда пиши.
* помни правило жи – ши, И в словах всегда пиши: мыши, ежики, ужи, лыжи, лужи, камыши.
Дефекты оптико-пространственных представлений ставят всевозможные преграды для правильного расположения букв на строке, ведет к искажению слов, к неверному восприятию прочитанного и написанного. При овладении графическими навыками письма ребенок сильно сжимает ручку в руке, давит на нее указательным пальцем. У детей 5-6-7 лет слабо развиты мышцы кисти, напряженными оказываются мышцы лица и всего тела. В результате возникает сильное напряжение сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Поэтому при предупреждении данного нарушения работу предлагаю проводить в следующих направлениях:
1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса)
( называть контурное изображение предметов, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения, найти букву из ряда других, буквы выполненные разным шрифтом, цветом и высотой, буквы в неправильном положении, обведение и штриховка букв, ощупывание буквенный гнозис). Штриховка осуществляется сначала параллельными линиями, затем волнистыми, круговыми, овалами, петлями. Выкладывали буквы цветной ниточкой на бархатной бумаге, печатали мелом на асфальте, лепили из теста и глины, писали мокрым пальцем на линолеуме.
2. Развитие зрительной памяти (мнезиса)
( игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай картинку», «Запомни и повтори», «Мастерская букв»)
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
(ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела, в окружающем пространстве)
4. Понимание и употребление предложенных конструкций.
(предлоги: в, на, под; затем над, из, около, за. Схемы предлогов. Наречия: вверх, вниз, навстречу, налево, направо выполнение движений по заданной схеме)
Данная методика по предупреждению дисграфии у дошкольников с нарушениями речи может быть использована и для устранения всех видов дисграфии. Эмоциональный речевой материал и игровые приемы, отвечая потребностям дошкольника к игровой деятельности, создают благоприятные условия для устранения нарушений письма.
Комментарии пользователей