В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игры в песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Первое, что запоминается из подаренных игрушек, - это кукла, ведёрко, формочки, совок. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Всё это мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, где ему комфортно, всё понятно и близко. Даже первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы для коррекционно – развивающей, логопедической работы с ребёнком.
Статистические данные показывают, что на сегодняшний момент большинство детей, составляющих логопедические группы, это дети, имеющие в диагнозе ту или иную форму дизартрии. Чем же могут помочь занятия с песком именно детям – дизартрикам? Несмотря на то, что у таких детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их, в том числе и мелкая, отличается неловкостью, недостаточной координированностью. Они отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Песочница – один из способов развития мелкой моторки рук, и что немало важно, тактильно – кинестетической чувствительности.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно - кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувств.
Все предлагаемые далее игры могут с равным успехом применяться как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми.
«Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив её в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло песка). Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Теперь, когда ребёнок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребёнок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если ребёнок в начале игры в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребёнку своего мнения.
Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую. Песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне неудобно держать так руки. А тебе?» Если у ребёнка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может подвигать руками? Попробуйте:
• поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.)
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ёжиком и пр.);
• «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), после – двумя руками одновременно
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения кроме развития мелкой моторки рук и тактильно – кинестетической чувствительности обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Ведь не секрет, что дети – дизартрики двигательно неспокойны. Одни из них проявляют двигательную расторможенность, склонность к раздражительности, колебаниям настроения, проявлениям грубости и непослушания. Другие же, напротив, пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Возбуждённые дети, при общении с песком успокаиваются, становятся значительно добрее. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ребёнок не боится рисовать и писать на песке, ведь если появляется ошибка, её легко и просто можно исправить, причём делать это можно сколько угодно раз. Это даёт ребёнку возможность ощущать себя успешным.
В логопедической практике, играя в песке можно решать множество коррекционных задач:
• развитие фонематического слуха;
• коррекция звукопроизношения;
• обучение чтению и письму
А ещё песок даёт возможность «оживлять» абстрактные символы. В нашем случае такими символами являются звук и буква. С ними можно познакомиться, поиграть как с живым сказочным существом.
Вот пример того, как можно использовать песок для развития фонематического слуха: взрослый произносит стихотворную инструкцию и одновременно вместе с ребёнком строит сказочную страну. Таким образом, речь согласовывается с действием. Ребёнок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована…
Есть прекрасная страна, В нашей сказочной стране,
Где принцессу зовут «А». Живёт спокойный, добрый Е.
В реке плещутся А-кулы, Он утром Ели объезжает,
А-исты в садах живут, И все игрушки проверяет.
А-пельсины и а-рбузы и а-кации цветут И мчатся с ним по веткам ели,
Чтобы здесь нам поиграть, Как по зелёной карусели,
Надо много слов назвать. «Медведь» и «белочка», «скворец»,
Привести сюда друзей, И «лев» и даже «огурец».
В чьих названьях – А. Смелей! Но вот, друзья мои, беда -
Забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е.
Поможем мы его беде?
На облаке мягком,
Что в небе парит,
Звук И, как волшебник
Над миром летит.
Он любит Индейцев, Изюм и Икру,
И любит в песочке простую игру.
Он рад и с тобою в песок поиграть.
Чтоб ты все слова с звуком И мог назвать.
Знакомство с буквами тоже может происходить в песочнице. Позовём на помощь игру – сказку.
«Мы уже побывали в царстве звуков. И вы, наверно, заметили, что на одежде каждого звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Вы, может быть уже догадались, что если звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам. Давайте рассмотрим одежду наших старых друзей. Вот они эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки «Буквами».
Буквы можно рисовать на песке сначала пальцами, затем палочкой, держа её как ручку, ребром ладони, вылепливать из песка или наоборот выкапывать. Как вариант игры модно предложить ребёнку задание: «Я вылеплю букву, а ты – выкопай её» Или: « Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы. Они могут превращаться одна в другую. Буква Л – в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Ю и т.п.
А вот как с помощью песочницы можно освоить слоговое чтение.
«В одной сказочной стране жил маленький гномик. У гномика был домик. Рядом с домиком росло дерево. Гномик заботился о нём, поливал его. Разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя – его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени. Но самое удивительное, что гномик мог произносить только своё имя: «С-с-с». Когда он радовался солнышку, выходя утром из домика (ребёнок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: «С-с-с!». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике и дрожал, при этом опять произносил своё имя: «С-с-с». Когда он злился, он говорил: «С-с-с». Но оставим на некоторое время гномика «С» и познакомимся ещё с одним героем нашей сказки.
На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребёнка поставить домик туда. куда он считает нужным). И рядом с домиком рос прекрасный цветок (ребёнок сажает его). И жил в этом домике другой гномик. Звали его – «О». Так же как и гномик «С», гномик О умелпроизносить только своё имя. Когда ему весело, он говорил «О-о-о!». Когда он грустил, он тихонько говорил: «О-о-о». Когда он чему нибудь удивлялся, он произносил: «О-о-о».
Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну смотреть и себя показать (передвигаем фигурки по песочнице). И вот они встретились. Они очень удивились друг другу и каждый из них произнёс своё имя ( дети произносят удивлённо звуки). Наши гномики были очень любопытны, о они подходили всё ближе и ближе друг к другу. И когда их руки соединились, каждый из них произнёс: «С-о».
Научились читать и писать слоги и слова, теперь можно будет писать на песке известные и любимые ребёнком стихотворные строчки, часть которых почему-то оказывается засыпанной песком (может в этом виноват ветер, мышки или другие существа?). Предлагаем детям восстановить разрушенное, дописать стёртое слово. Разве это возможно было бы на бумаге? На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безболезненнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.
Для обобщения всего выше сказанного предлагаем вам дидактическую игру «Секрет колдовства».
Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.
В одну волшебную страну
Пришла беда большая –
В неё прокралась в темноте
Колдунья очень злая.
Одну зверушку захватила.
И тут же в палку превратила
(Взрослый показывает детям палочку)
А буквы имени её1
В темницу бросила на дно…
Секрет же злого колдовства
С собой колдунья унесла,
В горе песчаной закопала
И вход туда заколдовала…
Что делать, и куда бежать?
Зверушку надо выручать!
А взрослым - нечего идти:
Ребята могут лишь спасти.
Ну как, ребята, вы готовы?
Там испытания суровы,
Там буквы надо крепко знать,
Чтоб колдовство то разгадать!
Тогда вперёд! Сейчас река
(взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку, и устанавливает через неё два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)
На ней для вас есть два мостка:
Из буквы Ж и буквы Ш.
Спокойно вспомните слова,
Где буква Ж и буква Ш.
Ну вот, река и позади!
Но дальше нет у нас пути:
Дремучий лес перед горой
Стал непролазною стеной…
(Взрослый совместно с детьми создаёт лес из веточек и фигурок деревьев).
Лесные звери, помогите!
А вы скорей их назовите!
(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрослый может им помочь, показав зверей или развести понятия: домашних и диких животных)
Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели!
Гора возникла на пути -
(Дети строят гору из песка)
Ни обскакать, ни обойти.
Как научиться нам летать?
Пора на помощь птичек звать.
Кричите птичек всех подряд,
Они к нам сразу прилетят,
Нас над горою пронесут,
И нам погибнуть не дадут!
(Дети называют известных им птиц, взрослый может дополнить их знания)
И птички помогли нам в горе.
Теперь на берегу вы моря.
(Дети строят на переднем плане море, за ним песчаную гору)
За ним песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.
Но как же переплыть нам море?
Ведь это – не широко поле…
Давайте рыбок хором звать,
Морских животных всех скликать.
Кто помнит все их имена,
Зовите к нам скорей сюда!
(Дети называют известных им морских жителей, взрослый их может дополнять)
Вы молодцы! Отлично звали!
Все рыбки сразу подплывали,
И переплыть нам помогли…
Теперь мы с вами у горы…
Здесь буквы бедные томятся,
Колдуньи злой они боятся.
Их надо нам освободить,
И имя правильно сложить!
Как только имя расшифруем,
Зверька мы этим расколдуем,
Так злые чары рухнут в пыль,
И мы узнаем кто там был.
В волшебной книге есть заданья,
Для вас, ребята, испытанья,
Как букву каждую найти,
Из плена мрачного спасти.
(Взрослый берёт большую книгу и читает по ней)
Как только буква прояснится,
Так рухнет вмиг её темница.
И так заданье к первой букве:
Найдите общий звук в словах
«Машина», «Музыка» и «Мак».
Вы отгадали, или – как?…
Всё верно – это буква М,
Не испугаешь вас ничем!
(Взрослый выкладывает на песок букву М)
Вторая буква вам на страх,
Есть сразу даже в трёх словах:
«Шары» и «Крыша» и «Столы».
Ну как? Теперь узнали вы?
Что ж, угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ы)
А третья есть в словах: «Шалаш»,
И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».
Вы зашипели все так дружно,
Что и подсказывать не нужно!
Да, это буква Ш, конечно.
Вы все сегодня так прилежны!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)
Ну, а четвёртую сейчас
Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: «Кукла», «Лук» и «Кошка».
Ну как? Подумайте немножко…
Была задача нелегка,
Но вы решили – буква К!
(Взрослый выкладывает на песок букву К)
Ну, а последнюю друзья,
Не отгадать никак нельзя:
«Арбуз», «Акула», «Ананас» –
Здесь буква спрятана от нас
Вы молодцы все! Как всегда!
Вы отгадали букву А!
(Взрослый выкладывает на песок букву А)
Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали?
(Дети складывают буквы в слово)
Всё верно! Это наша МЫШКА!
Небось, дрожит ещё трусишка!
(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)
В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошёл такой весёлый пир,
Какого и не видел мир!
(Дети строят в песочнице страну. дом для мышки и других фигурок)
А вы, ребята, только вы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!
Комментарии пользователей