ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы учителя-логопеда в группах с нарушением опорно-двигательного аппарата
ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы учителя-логопеда в группах с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы учителя-логопеда в группах
с нарушением опорно-двигательного аппарата
I. Общее положение. В штате дошкольного учреждения специального назначения для детей с нарушение опорно-двигательного аппарата предусмотрена должность учителя-логопеда.
Настоящее положение регулирует работу дошкольных учителей-логопедов в ДОУ
данного типа.
1. Логопедическая служба при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям старшего возраста с различными речевыми нарушениями, из числа воспитанников ортопедических групп.
2. Основными задачами являются:
• осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
• предупреждение нарушений устной и письменной речи;
• развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
• пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);
• воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
• совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
• возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.
3. Логопедическая служба при ДОУ утверждается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 5–7летнего возраста с речевой патологией.
При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения педагогического совета создается логопедическая служба, фиксируется в уставе и прописывается “Положение о логопедической службе при ДОУ”.
4. Органом управления образованием за логопедической службой данного ДОУ закрепляется определенное количество групп.
5. Выявление воспитанников для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 апреля по 30 апреля каждого учебного года. Зачисление и выпуск воспитанников проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалисты из РУО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу.
6. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту.
II. Организация деятельности учителя-логопеда при ДОУ.
1. При ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
• своевременным обследованием детей;
• рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;
• планированием индивидуальной и подгрупповой работы;
• оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
• совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.
Для занятий с логопедом зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией. Соответственно, одновременно зачисляется не более 15 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза.
2. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по коррекционным программам ДОУ.
Занятия с детьми проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по основной коррекционно-ортопедической направленности: ЛФК, бассейн).
3. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, родители.
4. Начало и продолжительность учебного года соответствует работе ДОУ.
5. Наряду с занятиями логопеда, в группе выделяются в вечернее время специальный логопедический час для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
III. Участники образовательного процесса:
• Ребенок;
• Воспитатель;
• Родитель;
• Учитель-логопед.
1. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.
2. Учитель-логопед:
• несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;
• оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;
• работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;
• информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах своей работы;
• участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;
• повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;
• составляет ежегодный отчет.
3. Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет следующую документацию:
• речевая карта на каждого ребенка;
• перспективный план индивидуальной работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;
• общий план методической работы на год;
• ежедневные планы работы на каждого воспитанника;
• тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
• расписание индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;
• циклограмма рабочего времени;
• лист первичного логопедического обследования детей;
• копии протоколов МПК;
• тетрадь взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей;
• паспорт логопедического кабинета с перечнем оборудования и пособий;
• отчет о проделанной работе за год.
4. На учителя-логопеда ДОУ не имеющего логопедических групп распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда производится из расчета 20 часов в неделю, из них 4 часа на организационную и методическую работу.
IV. Руководство работой логопедической службы при ДОУ.
Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.
V. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического кабинета.
1. Для коррекционной работы выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.
На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование кабинета, его санитарное состояние и ремонт.
2. Деятельность логопеда финансируется органом управления образованием или ДОУ, в ведении которого находится.
VI. Оснащение и оборудование логопедического кабинета
На дверях кабинета должно висеть расписание работы логопеда.
В кабинете должно находиться следующее оборудование:
1. Парты – столы по количеству детей. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.
2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
4. Настенное зеркало не менее 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением).
5. Зеркала для подгрупповых занятий по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения.
6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев.
7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
8. Технические средства (магнитофон, компьютер, диктофон и т.д.).
9. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка.
10. Стандартная таблица букв.
11. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.
12. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.
13. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).
18. Различные речевые игры.
19. Наборы цветных карандашей на каждого ребенка.
20. Методическая литература.
21. Настенные часы.
22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Кабинет должен быть эстетично оформлен.
Комментарии пользователей