Организационный момент. Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, сегодня мы будем учиться различать 2 звука. (Что мы будем делать?) А какие – давайте мы узнаем, отгадав мои загадки.
1) Течет, течет не вытечет,
Бежит – бежит, не выбежит.
Глубока и широка наша быстрая …. река.
2) Тихо, чтоб никто не слышал
В озере из норки вышел.
Повернулся, а потом
Зашагал вперед хвостом.
Под корягой там, где мрак жил в реке драчливый…. рак.
Какой первый звук в слове РАК, РЕКА. Это звуки Р-Рь. Мы сегодня будем учиться их различать.
Логопед: Но, у нас сегодня не обычное занятие. Посмотрите, кто к нам пожаловал в гости – это знаменитый капитан Врунгель.
Капитан Врунгель: Ребята, я хочу позвать вас в опасное путешествие. На таинственном острове пираты спрятали сокровища и мне необходимо добраться туда и найти их. Но мне нужна команда смелых, ловких и умных матросов. Согласны вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Капитан Врунгель: Нас ждут испытания и только справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы? Тогда в путь.
Логопед: Сначала наш корабль поплывет по реке Гимнастики.
Пальчиковая гимнастика. Двигательная деятельность.
Логопед: А в реке живут рыбы. Давайте вспомним, какие рыбы живут в реке и с кем они дружат.
Пальчиковая игра «Жил да был».
Жил да был один налим
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Дыхательная гимнастика. (кораблик у р. Гимнастики). Двигательная деятельность.
Логопед: Да в реке плавает много разных рыб. Давайте покажем как они плавают.
(Дети берут рыб за ниточку и дуют на них, стараясь сделать выдох как можно более длительным и плавным. Щеки не надувают).
Артикуляционная гимнастика. Двигательная деятельность
Логопед: Молодцы, ребята. Теперь давайте потренируем наши язычки.
Артикуляционная гимнастика на Р:
чашечка
вкусное варенье
дятел
лошадка
грибок
Введение в тему. Характеристика звуков. (Кораблик у Протока звуков). Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие звуки мы учимся сегодня различать. Р - Рь. Звуки бывают твердые и мягкие.
Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?
Проворонила ворона вороненка?
В аквариуме у Харитона три тритона?
Шел Егор через бор, видит вырос мухомор?
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса?
Дети: Звуки Р и Рь.
Логопед: Правильно. Давайте посмотрим в зеркало, произнесем эти звуки.
Произношение хоровое, по цепочке, по парам сначала Р, затем Рь.
Логопед:
Как у нас губки, когда мы произносим эти звуки? (в улыбке)
Как зубы? ( на расстоянии)
Язык ( у верхних зубов, чашечкой, дрожит)
Струя воздуха (теплая, протяжная на Р, короткая на Рь)
(На экране появляется таблица № 1)
Логопед: Ребята, дайте характеристику этих звуков? (Р,Рь)
Найдите сходство и отличие?
(На экране появляется таблица № 2)
А какой буквой обозначаются эти звуки?
Чем отличается звук от буквы?
Сегодня мы будем учиться различать эти звуки. Р – Рь
Различение звуков Р-Рь на слух. Игровая деятельность.
Логопед: Итак, мы с вами находимся в протоке Звуков и входим уже в море Слов. Чтобы проплыть здесь и не столкнуться с другими кораблями нам надо посигналить, включить сигнальные огни на мачтах. А сигнальными огнями будут наши светофорчики.
Дети работают со светофорчиками (синий-зеленый)
Р, Рь, Ра, Ри, Ре, Ру, якорь, рак, море, корабль, ручей, речка, роза, моряк, рыба, фонарь, ракушка, пузырь, пескарь, радуга. (можно с показом картинки).
Физкультминутка. (Море перемен). Двигательная деятельность.
Капитан Врунгель: Ребята, посмотрите, наш корабль попал в шторм, море разыгралось, разволновалось. А вы знаете, это моя любимая игра – Море волнуется. Давайте поиграем в нее.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.
Дети стоят.
Логопед: Ребята, отомрет тот, кто вспомнит какие слова в игре вы услышали со звуками Р-Рь
На Р: Раз, Морская, Фигура
На Рь: Море, Три, Замри.
Звуко-буквенный анализ. (Залив рыбаков). Продуктивная деятельность.
Логопед: Ну вот, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие. Мы в спокойном и тихом заливе Рыбаков.
Игра «Поймай слово»
Логопед
Р – Ы – Б – А
Р – Е – К - А
(проверка на экране)
Чтение. (залив Азбуки). Продуктивная, коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, впереди у нас залив Азбуки. Мы найдем сокровища только умея читать. Умеем мы читать? Давайте покажем это капитану Врунгелю.
(чтение слогов, слов и предложений на карточках).
Различение звуков Р-Рь по картинкам в словах. (кораблик пристает к берегу). Игровая деятельность.
Логопед: А сейчас ребята мы остановимся на берегу Зеленого острова. , где растет много цветов, фруктов и овощей. Чтобы продолжить наше путешествие мы должны пополнить наш трюм припасами, давайте соберем овощи..
Игра «Собери овощи».
На экране все овощи. Каждый на своем рабочем компьютерном месте собирает свой овощ, определяя какой звук в нем присутствует и где от спрятался.
Пещера Сокровищ. (скороговорки, чистоговорки). Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята вот мы и добрались до пещеры с сокровищами. Какие звуки мы учились с вами различать в нашем путешествии?
Какой звук Р? А звук Рь? Чем они похожи? Чем отличаются?
Посмотрите, капитан Врунгель нашел ларец с сокровищами. Он хочет подарить его вам. Но не знает кому же из вас доверить эти сокровища. Кто из вас откроет этот ларец.
Капитан Врунгель: Ребята, я придумал для вас последнее самое сложное испытание. (вспомни чистоговорки)
«Скажи скороговорку» со звуками Р-Рь.
Скороговорки: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
В аквариуме у Харитона черыре рака, три тритона.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Капитан Врунгель выбирает лучшего игрока и вручает ему ларец. Дети открывают его и находят там конфеты и подарки. Врунгель благодарит детей за помощь. Дети уходят в группу, чтобы угостить своих друзей.
Комментарии пользователей