Путешествие - это всегда загадка, много новой и интересной информации.
«Путешествие по Московскому Кремлю» - это приобщение к прошлому и настоящему родной страны, развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашей страны, формирование чувства патриотизма и уважения к своему народу. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живёшь. Но не просто любить, необходимо знать её историю, культуру, достопримечательности. В основе занятия работа по расширению кругозора и развитию речи: обогащению словаря, формированию звуковой культуры, развитию лексико-грамматических категорий.
Для изучения тем: «Наша Родина - Россия», «Москва - столица России», «Моя малая Родина - мой посёлок», мною разработана серия занятий с презентациями:
«Маленькое путешествие на Большой Утриш», «Моя Москва», «Моё Воскресенское», «Путешествие по Московскому Кремлю».
На занятиях с использованием компьютерных презентаций дети становятся более активны, открыты, меняющиеся изображения вызывают большой интерес, загадочность помогает ребёнку стать непосредственным участником процесса. Всё это позволяет решить коррекционные задачи: расширить словарный запас, грамматический строй речи, совершенствовать фонематические процессы, связную речь, а также словесно-логическое мышление, память, внимание, познавательную деятельность. Дети раскрепощены, менее выражена тревожность. Как следствие - хорошая усвояемость материала.
Предлагаю Вашему вниманию на конкурс совместную деятельность учителя- логопеда и детей подготовительной логопедической группы на тему: «Путешествие по Московскому Кремлю».
Актуальная проблема патриотического воспитания подрастающего поколения требует новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Выбор темы обусловлен повышенным вниманием к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян. Цель занятия - познакомить детей с основными государственными символами России. Сложность материала соответствует возрасту и восприятию детей. Занятие сопровождается авторской компьютерной презентацией. Как познакомить детей-дошкольников с родным краем, со страной, в которой они живут? Считаю, что воспитание чувства патриотизма - одна из важнейших задач
Тема: «Путешествие по Московскому Кремлю» - досуговое занятие по развитию речи с элементами формирования лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Москва - столица России».
Цели:
Образовательные:
пробудить интерес к истории древней части города, Московского Кремля и Красной площади, как уникального исторического центра Москвы и России;
продолжить знакомство с достопримечательностями и историей Кремля и Красной площади.
Коррекционно-развивающие:
развитие общих познавательных способностей: умения наблюдать, сравнивать, высказывать предположения, активизировать мышление, воображение, любознательность;
активизировать речь ребёнка, побуждать к высказыванию своего мнения;
расширять кругозор;
обогащать словарный запас, развивать умение правильно, четко и логично отвечать на вопросы;
закреплять навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
Воспитательные:
воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу, уважение и благодарность своему народу за историческое прошлое и настоящее;
умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Прослушивание аудиоэнциклопедии «Московский Кремль» - путешествие с Чевостиком и дядей Кузей.
Работа с пословицами и поговорками о Родине и о Москве.
Чтение произведений:
Ольга Р. Ионайтис. Прогулки по Москве (в картинках для детей: КРЕМЛЬ, Китай-город).
Аркадий Карданов. Красная площадь, Детская литература.
Н.М. Родина. Московский Кремль. Я живу в России. Карапуз - Н.М. Молева. Москва для тебя, Экопрос, Москва.
Е. Л. Ерохина, Т.А. Круглова. Государственные символы России, Ювента, 2002.
Э.Емельянова Расскажите детям о музеях и выставках Москвы, о достопримечательностях Москвы, о Московском Кремле, наглядно-дидактическое пособие, Мозаика синтез, 2009.
К.Ю.Белая, А.Е.Жемчугова. Моя Родина – Россия, Москва, Школьная Пресса, 2010.
Игра-путешествие «Памятники Москвы»
Фотовыставка детско-родительских работ «Мы в Москве»
Рассматривание фотографий и репродукций о Москве.
Рассматривание карты Москвы и Кремля.
Прослушивание песен о Москве:
Государственный Гимн Российской Федерации (муз. А.В.Александрова, сл. С.Михалкова).
Родина (русская народная песня).
Москва (муз. и сл. О.Газманова).
Песня о Москве, из к/ф «Свинарка и пастух» (сл. В.Гусева, муз. Т.Хренникова).
Москва - столица наша (сл. И.Черницкой, муз. Е.Туманян).
Есть на свете город (сл. И.Черницкой, муз. М.Иорданского).
Моя Россия (сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве).
Родина моя (сл. А.Шибицкой, муз. Е.Тиличеевой).
Что такое Родина? (сл. И.Черницкой, муз. А.Флярковского).
Наш край (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского).
Ход:
1. Организационный момент:
Дети входят в зал, звучит музыка «Москва - столица наша».
Логопед: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! О каком городе звучала песня? (ответы детей) - о Москве.
Слайд № 2
- Подберите к слову Москва признаки, игра «Расскажи какая?» (ответы детей, каждая звёздочка признак) - златоглавая, белокаменная, хлебосольная, православная, красивая, древняя, историческая, высотная, старая... Назовите гласные в слове МОСКВА.
2. Сообщение новой темы
Слайд № 3
Логопед: Сегодня ребята мы продолжим разговор о златоглавой, белокаменной, хлебосольной, православной матушке Москве и её центре Московском Кремле. Наши ребята приготовили пословицы о Москве:
Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва - сердце России.
Москва - всем городам мать.
Москва не город, а целый мир.
Москва от копеечной свечки сгорела.
И Москва не сразу строилась.
Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Слайд № 4
Логопед: Московский Кремль в прошлом - это крепость, которая защищала наших предков (наши бабушки и дедушки) москвичей от нападения врагов, он был центром Московского государства.
В настоящее время – здесь работает президент и правительство страны. Кремль-это место, где находятся знаменитые на весь мир музеи.
Слайд № 5
Выполните звукобуквенный анализ слова КРЕМЛЬ (ответы детей).
- Почему в нем 6 букв, а 5 звуков? (ответы детей).
Слайд № 6
Логопед: Жил-был князь Юрий Долгорукий, любил выезжать на охоту на Боровицкий холм, заложил здесь маленькое поселение, которое обратил в град Москву. Первое упоминание о Москве в древних книгах (летописях) 1147 г., это день рождения Москвы. Покажите памятник основателю Москвы? (ответы детей).
- Разделите имя и фамилию основателя Москвы на слоги.
- Как будем их писать? (ответы детей)
Слайд № 7
Логопед: Если посмотреть на Кремль с высоты птичьего полёта, скажите какую фигуру он напоминает? (ответы детей) - Треугольник.
Кремль, напоминает очень большой, неправильной формы треугольник.
Слайд № 8
Логопед: С одной стороны - Москва-река, с другой - Александровский сад, с третьей - знаменитая Красная площадь. Хотите узнать о нём много интересного? Тогда в путь! Пойдемте на Красную площадь!
(Дети под музыку совершают ходьбу по залу - имитация брусчатки).
Слайд № 9
Входим мы через Парадные ворота Красной площади - Воскресенские, много лет назад они были разрушены, и не так давно отстроены вновь.
Слайд № 10
Справа исторический музей - сравнительно новое здание (относительно построек Кремля), там расскажут об истории России с древнейших времён до наших дней. При Петре I здесь был первый городской театр.
Слайд № 11
Слева Казанский собор, построенный князем Дмитрием Пожарским, в память победы над польскими захватчиками в 17 веке. Запомните это имя.
Слайд № 12. И вот перед нами Красная площадь, окружающая Кремль с одной из сторон. Если бы эта площадь умела говорить, она рассказала бы нам много важного и интересного. Ребята, почему же её называют Красной? (ответы детей) - красивая, из красного кирпича, цвет знамени, крови.
Логопед: Вы правы. Послушайте, Оля приготовила народную песню:
Ребенок:
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала,
Красный угол прибрала,
Да на стол собрала.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Логопед: Когда-то на Руси, словом «КРАСНЫЙ», называли не только цвет. Подберите слова признаки, к слову КРАСНЫЙ. Как вы понимаете, красный, значит какой? (ответы детей) красивый, главный, важный, дорогой, почётный, славный. Что в стихотворении названо красным? (ответы детей с объяснением) -
Красное крыльцо, т.е главный вход в терем.
Красный угол - почётное место в доме.
Красна девица - красивая, видная.
Логопед: Поэтому самую главную, самую красивую площадь назвали Красной площадью. Ранее её называли Пожаром. Как вы думаете почему? (ответы детей) - Часто возникали пожары, выгорала.
Слайд № 13. Потом - Великим торгом, торговая. Почему? (ответы детей) - на ней торговали, были торговые ряды через неё проходили торговые дороги.
Логопед: Целый день шумит под Кремлевской стеной рыночная площадь. Каких только лавок там не было! Пойдемте, посмотрим наши торговые лавки. Лавка, где торгуют мясом будет какая… (ответы детей)
... (мясная).
Мехом - (меховая).
Хлебом… (хлебная).
Сукном (ткань) - суконная.
Сапоги продают в (сапожной).
Овощи - в (овощной).
Слайд № 14
Теперь на Красной площади торговых рядов нет. Вместо торговых рядов – Главный универсальный магазин (ГУМ) -
Слайд № 15
А уж если враг подступает укрывались москвичи за стенами Кремля. Почему? (ответы детей) - оборонительная крепость, для защиты.
Логопед: Посмотрите на картинку - это наш Кремль только много веков назад, что в нём не так? (ответы детей) Он белого цвета.
Кремль был построен из белого камня, поэтому его называли... (ответы детей) - белокаменный.
Слайд № 16
А до этого Кремль был из дуба, значит он был... (ответы детей) - дубовый.
Слайд № 17
Логопед: И только в 15 веке задумал государь перестроить Московский Кремль, призвал из разных городов лучших строителей и начали возводить вокруг Кремля новые стены из красного кирпича. Какие стали стены? (ответы детей) - Крепкие, прочные, высокие, толстые, мощные, красные, кирпичные.
Слайд № 18. Как вы думаете, зачем перестраивали Кремль? (ответы детей) - Чтобы он был надежным укрытием для людей, чтобы меньше было пожаров, чтобы не ворвался враг.
Логопед: Правильно, толщина их от 3 до 6 метров. Один метр это примерно 3 ваших шага. Давайте попробуем отмерить шагами ширину кремлёвской стены. (Мальчики шагают по залу измеряя своими шагами предполагаемую стену, а девочки протягивают ленту). Представляете теперь, какая она толстая?! (как вариант: разложить на полу детали большого строительного конструктора или несколько лент).
Логопед: В глубине стен были склады с боеприпасами, потайные ходы, колодцы. Кроме крепких стен у крепости есть ещё преграда.
Слайд № 19 Как вы считаете это, что? (ответы детей) - Крепость защищала река. Правильно. Река - это водная преграда. Какие реки защищали Кремль? (ответы детей) - Москва-река и Неглинная. Давайте поиграем.
Игра «Один - много - они»(с мячом):
река-рек-реки,
ров-рвов-рвы,
стена-стен-стены,
крепость-крепостей-крепости (башня, площадь, холм, князь и т.д.)
Слайд № 18. Логопед: Крепостные стены наверху завершаются кирпичными зубцами. Что они вам напоминают? (Ответы детей) - Птичьи хвостики - «ласточкины хвостики», букву М.
Логопед: Они удобны для ведения стрельбы. Вдоль кремлёвских стен на равном расстоянии друг от друга находятся башни, на каждой стороне их 7. Давайте посчитаем сколько всего башен? (ответы детей) - 20.
Логопед: Каждая башня имеет своё название. Давайте попробуем догадаться, как называются башни (или почему так названы башни):
В ней находился тайник - (ответы детей) Тайницкая.
Раньше на этом месте был бор, и башня будет - (ответы детей) - Боровицкая.
Угловая - ... потому, что на углу.
Оружейная - ... хранили оружие.
Икона Спасителя на башне - (ответы детей) - значит она Спасская.
Логопед: Рассмотрите, слайд № 20 как называется эта башня? (ответы детей) - Спасская башня.
А знаменитые часы с боем? (ответы детей) - Куранты. Разделите слово на слоги. Назовите гласный первого слога, второго... Поставьте ударение. Назовите ударный слог. Ребята, подскажите, кто следит за часами? (ответы детей) - часовщик. Послушать бой курантов на Красной площади собирается много людей. Верх башни украшает рубиновая звезда.
Слайд № 21. (включаем запись боя Курантов)
Логопед: Внимание, сколько пробили наши Куранты? (ответы детей). В Кремле работает Президент и правительство - люди которые руководят нашим государством. Поэтому в Кремле можно увидеть символы нашего государства - российский (Слайд № 22) герб и флаг. Найдите его? (красно сине-белый флаг). Полюбоваться красотами величественных зданий, посетить исторический центр приходит множество народа из разных стран мира, люди разных возрастов.
Итог занятия:
Слайды № 23, 24. Логопед: Подходит к завершению наше путешествие, но только на сегодня. История Кремля хранит много чудес и тайн, о которых мы узнаем позже. Назовите какие изменения произошли с Кремлем по прошествии многих лет? (ответы детей).
это не крепость, для защиты от врагов;
ров засыпали (сохранился только в названии Покровского собора, что на рву);
речку Неглинку спрятали в трубу;
убрали подъёмные мосты;
на кремлёвских башнях больше не надо стоять дозорным;
нет опускавшихся железных решеток, чтобы закрыть башни;
башни Кремля украшены нарядными шатрами и звёздами, а не деревянными шатрами с дозорными, сторожевыми вышками, как раньше.
Логопед: Московский Кремль живёт. История его не прерывается.
И сегодня Кремль - это сердце нашей Родины. Древняя, красивая и важная часть Москвы. Мы гордимся Москвой!
Комментарии пользователей