Нетрадиционные средства и приемы для автоматизации звуков. Мастер-класс для родителей
Нетрадиционные средства и приемы для автоматизации звуков. Мастер-класс для родителей
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков. Доказано, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:
во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
в-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».
Выход из данной ситуации оказался прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предложила родителям принять участие в мастер-классе, целью которого является автоматизация поставленных звуков через развитие мелкой моторики пальцев рук.
создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи:
расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;
обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
научить изготовлять звуковую дорожку, опираясь на схему «Этапы работы».
Участники мастер-класса:
учитель-логопед первой квалификационной категории А.С.Фалёва;
родители (законные представители) воспитанников, посещающих логопункт ДОУ.
Выставка пособий: дид. игра «Собери бусы», дид. игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», дид. игра «Собери букет», дид. игра «Магазин», дид. игра «Волшебный мешочек» и т.д.
Раздаточный материал: алгоритм изготовления тренажера, салфетки для вытирания пыли, ножницы, иголка, нитки «ирис», пуговицы, картон.
Ход мастер-класса
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков». В последнее время, вы, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила вам предложить выход из данной проблемы: сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков. Вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию. Кроме этого я вас научу, как с помощью подручных средств можно изготовить звуковую дорожку для работы с ребенком дома. Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»
Ответы родителей …
- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.
Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогу вам дома проводить занятия с детьми.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Доказано: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.
Практическая часть
- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку дид. пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.
Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.
Цель игры: выделение слов с заданным звуком.
Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».
- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.
Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».
Цель игры: автоматизация звука Р в словах.
Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:
называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.
Кроме таких игр на автоматизацию и развитие мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения:
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:
Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:
отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
нажимание кнопки пульверизатора;
выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т.д.
Комментарии пользователей