Игра – явление многогранное и многофункциональное. Она является одним из методов воспитания и психолого-педагогической диагностики готовности детей к пониманию русской народной игры как части общенационального культурного наследия.
О.В. Тихомирова определяет значение игры как метода воспитательной работы определяется ее значительными возможностями. Данный метод способствует развитию не только личностных качеств, но также способствует сплочению детского коллектива, учит детей анализу полученного результата по итогам выполнения правил игры, правильности занимаемой позиции себя по отношению к сверстникам, референтной группе, практике внутри коллективных отношений.
Русская народная игра – это свободная деятельность, приносящая радость, удовлетворение от возможности непринужденного состязания, преодоления первых трудностей, поражений и радости побед. Она способствует самоанализу достижения поставленных целей и самим ее непосредственным, непринужденным процессом, потому что – это игра.
Народная игра имеет соревновательный, активный, творческий характер, радует участников, так как, доставляет им удовольствие в непосредственной деятельности пробовать себя в разных ситуациях. В игре дети по своей воле, подражая ее персонажам, берут на себя, их роли, иногда по-своему, творчески развивают сюжет, по-своему используют подручный и игровой материал, игрушки.
А.Л. Божок пишет о том, что соревновательный дух игры порождает активность, задор, вызывает чувство радости, гордости за достигнутые успехи, содействует общему эмоциональному подъему в детском коллективе. Использование в воспитательном процессе русской народной игры способствует достижению единения коллектива, его сплоченности.
По мнению Г.В. Луниной, воспитательная эффективность русской народной игры как метода воспитания обеспечивается в том случае, если педагог грамотно ставит цель, которую необходимо достичь его воспитанникам, обеспечивает соответствие русской народной игры возрастным особенностям детей, их желаниям и возможностям, предоставляет право выбора, оказывает педагогическую помощь ребятам в самостоятельной организации игровой деятельности.
Важно, чтобы в процессе организации русских народных игр воспитывались толерантность, коллективизм, смелость, ловкость и другие ценностные моральные качества личности. Педагог должен прогнозировать результат игры, так как бывает, что некоторые игры вызывают у ребят излишний азарт, нездоровое соперничество, порождают грубость, жестокость, которых и так хватает сегодня в обществе. В таких случаях, простой запрет желаемого результата не достигает, гораздо важнее суметь своевременно переключить интерес и внимание детей на другие игры, увлечь их новой перспективой. Педагог обязан сделать анализ из сложившейся ситуации.
М.И. Куприянов определяет в своих исследованиях, что игровое взаимодействие представляет собой организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общностей, в котором систематически осуществляется воздействие друг на друга, имеющее целью вызвать определенную реакцию со стороны партнеров.
В реальной игровой ситуации организатор народной игры имеет дело с проявлением культурно-исторических, социальных, психологических, педагогических, физиологических и других закономерностей, а также различных их комбинаций.
Дошкольникам нередко бывает трудно самим продумать все этапы игры, правильно распределить роли, подготовить необходимое оборудование. Поэтому педагог не подавляя инициативы и самостоятельности ребят, предлагают свои рекомендации, опосредованно влияет на организацию русской народной игры и в целом на процесс игровой деятельности ребят. Добрый совет взрослого поможет, например, правильно определить состав соревнующихся команд, чтобы они были примерно равны по своим силам, степени подготовленности. Для каждого участника игры важна активная позиция, поэтому надо тактично предупреждать часто наблюдаемое в играх детей разделение на «вожаков», которые постоянно находятся в лидерах, и исполнителей, чье неумение часто оборачивается позицией «человека на побегушках». Но, конечно, не следует забывать, что детской игре противопоказаны администрирование, приказ, всякого рода запрещения и непродуманное вмешательство взрослых.
Н.Г. Михайлова обращает внимание на то, что народные игры в большинстве своем сопровождаются песнями, которые уточняют представления об окружающем мире, в том числе и о природе. Если посмотреть только на название народных игр, то становится ясно, какое внимание наши предки уделяли природе в воспитании детей. Много игр посвящено:
- животному миру: «Заинька», «Серый кот», «Ловкий воробей», «Коршун», «Больной воробей», «Козий рог», «Коза», «Щука», «Кошка и мышка», «Гуси-лебеди и волк», «Змея», «У орла», «Муравей» и др.;
- миру растений: «Березка», «Ленок», «Грушка», «Конопля», «Елка», «Редька», «Высокий дуб» и др.;
- деятельности человека в природе: «А мы просо сеяли», «Огородник», «Хозяйка и кот», «Охота на лисиц», «Охотник и орел» и др.
Н.Н. Шуть полагает, что такие особенности народных игр, как связь движений со словом, образность природоведческого содержания, высокая эмоциональная насыщенность обеспечивают возможность использования их в процессе экологического воспитания дошкольников.
Главными действующими лицами большинства народных игр являются домашние и дикие животные.
Через значительную часть народных игр дошкольники знакомятся с движениями, действиями зверей, птиц, насекомых. Например, по условиям игры «Петухи» дети подражают движениям молодых петухов: играющие закладывают руки за спину, сгибают одну ногу в колене и, прыгают на другой, толкают петуха –противника грудь или плечом.
В процессе народной игры «Змея» дети строятся в колонну по одному (один за другим) и берут руками за пояс того, кто стоит впереди. Вся колонна – змея; первый в колонне –голова, последний – хвост. По сигналу голова должна поймать хвост, который от нее убегает.
В игре «Коршун» дети перенимают действия коршуна, который машет крыльями, вскакивает, бросается на цыплят и курицу, которая не подпускает коршуна, защищает цыплят.
Как пишет К.С. Зверева, определенная часть народных игр дает возможность детям познакомиться с внешним видом зверей, птиц, насекомых. Например, в игре «Заинька», обращаясь к «зайчику», дошкольники в то же время описывают его внешний вид: «Заинька беленький, Заинька серенький!». Игра «Ежик и мыши» также начинается с характеристики некоторых особенностей внешнего вида ежика: «Бежит ежик, туп-туп! Сам колючий, острый зуб!».
В народных играх дети дошкольного возраста уточняют свои представления о предметах явлениях неживой природы. Например, по условиям игры «Солнце и месяц» дети характеризуют те или иные качества солнца и месяца: «Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят», или «Месяц ясный, ночью светит, Солнце печет и жжет, к нему не хочу идти».
Народные игры помогают осознать взаимосвязи, возникающие в природе, усвоить определенные трофические связи: коршун ловит цыплят («Коршун»), кошка ловит мышку («Кошка и мышка»), еж ловит мышей («Ежик и мыши»), волк ловит гусей («Гуси-лебеди и волк»), скворцы ловят кузнечиков («Кузнечики»).
В народных играх образно отражаются отношения людей и природы. Например, ласковыми названиями предметов и явлений природы – березонька, ленок, заинька, лисонька и т.д.
Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод о том, что в отличие от современных игр, в которые дети играют молча, народные игры сопровождаются песенками, стишками, легко запоминающимися детьми. Поэтому возвращение этого вида игр очень важно и нужно в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Согласно проведенному теоретическому анализу, народные игры являются эффективным средством экологического воспитания поскольку:
- во-первых, доступны для детей своим природоведческим содержание;
- во-вторых, в комплексе отражают отношение, характер деятельности в природе;
- в-третьих, наполнены словесным материалом.
Комментарии пользователей