О развитии речи младших школьников на уроках математики
О развитии речи младших школьников на уроках математики
Опубликовано: 21 ноября 2024 Автор:
Тарасова А.П.
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
Одной из основных проблем современной школы является проблема обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, предусмотренного требованиями программы начальной школы. Исследованием этой проблемы занимались многие зарубежные и российские педагоги и психологи: П.П.Блонский (1928-1930), П.О.Эфрусси (1928), А.М.Гельмонт (1954), В.И.Помогайба (1958, 1967), Ф.Ф.Королев (1963), Н.А.Менчинская (1964-1971), В.С.Филатов и В.В.Новиков (1967), М.П.Кашин (1965), Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1967-1971), Т.Л.Мусеридзе (1969), Б.Ф.Райский (1970), В.И.Лубовский и С.Г.Шевченко (1974), Г.Ф.Кумарина (1975) и другие.
В зависимости от понимания сущности проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, ученые называли разные причины ее возникновения.
Я.А.Коменский в «Великой дидактике» (1627) отмечал, что причины возникновения трудностей при обучении обусловлены индивидуальными особенностями ученика. В своих исследованиях, великий педагог определил два направления возникновения трудностей при обучении: трудности, обусловленные индивидуальными особенностями ученика (внутренние), и трудности, обусловленные воздействием на ученика окружающей среды (внешние). Необходимо отметить, что Коменский одним из первых обратил внимание на индивидуальные особенности ученика, являющиеся причиной школьных трудностей.
Многочисленные исследования школьной успеваемости показывают, что сегодня каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении (при сохранном интеллекте). Так, исследование функциональной грамотности младших школьников (Н.Г.Авдейчук) выявило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе.
В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-позвавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Одним из значимых показателями невысокого уровня адаптационных возможностей является низкий уровень развития речи. По тому, как ребенок говорит в свободном диалоговом общении, можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее. Речь детей с отставанием в развитии обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз. Страдает логичность, содержательность, выразительность речи.
Развитие речи младшего школьника является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.
Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты – логопеды. В настоящее время логопедические кабинеты функционируют не только в специальных школах, но и в массовых общеобразовательных учреждениях. Основополагающим условием продуктивной деятельности по устранению дефектов речи и развитию речи у младших школьников является совместная работа логопеда и учителя. Для этого необходимо чтобы на уроках учитель предлагал детям задания направленных на развитие речи учащихся. На уроке в начальной школе учитель может использовать ряд заданий (разучивание стихотворений, скороговорки и считалки, составление слова, перевернутые слова, счет с помехой), способствующих развитию речи детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Указанные упражнения способствуют развитию речи повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия на младшего школьника в процессе обучения математике. Важным условием совместной работы логопеда и учителя начальных классов является создание продуктивных отношений, когда коррекционная работа логопеда продолжается на уроке и ведет ее учитель.
Статья подготовлена в рамках исследования по программе «Внутри вузовского конкурса грантов Белгородского государственного университета на соискание по проведению исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники» 2007 года проект ВКГ 162-07.
Комментарии пользователей