Навигация
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№9
Родительское собрание
«РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
РЕБЁНКА».
ПОДГОТОВИЛА
РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Козырева Н.А.
СТ. СТАРОМИНСКАЯ
2007 ГОД
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря
книге».
Ричард Бах.
ЗАДАЧИ:
- ознакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;
- развивать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: круглый стол.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- значение книги в жизни младшего школьника;
- как развивать читательский интерес ребёнка;
- культура чтения школьника.
ПОДГОТОВИТЕЛЬГАЯ РАБОТА:
- анкетирование детей и родителей;
- анализ читательских интересов учащихся;
- подготовка памятки родителям.
ХОД СОБРАНИЯ:
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны, неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье и основа его – привычка ребёнка читать.
2.АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ.
(анкетирование проводится заочно и заблаговременно, с тем, чтобы учитель имел возможность глубоко проанализировать его результаты до собрания; см. приложение)
3.КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА КЛАССА.
(Рекомендую провести на собрании финальную часть конкурса, сообщив при этом результаты, достигнутые другими учениками. Среди финалистов (3-5) голосованием родительского жюри определяется победитель. Проводится награждение.)
Этот этап родительского собрания можно опустить, перейдя к лекции (см. « дополнительный материал» в приложении).
4.АНАЛИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ.
По результатам исследования библиотекарь составляет таблицу.
Ф.И.
ученика Кол-во книг,
прочитанных
на момент
исследования. Читательские
интересы
ученика. Эффектив-ность чит. умений
ученика. Соотноше-ние чит.
умений с
учебными
результата-ми по чтению.
1.
2.
3. и т.д.
После проведения анализа читательских интересов школьников библиотекарь знакомит родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, вручает им список книг для чтения в начальной школе.
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Обмен мнениями родителей по развитию читательских умений и формированию интереса к книге в семье пройдёт организованнее и плодотворнее, если заранее порекомендовать выступить тем из них, в чьих семьях любят книги, принято семейное чтение.
Советую обсудить и проанализировать памятки, подготовленные к родительскому собранию (см. приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
(материалы к родительскому собранию)
АНКЕТА ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
1.Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
....................................................................................................................
2.Нравится ли тебе читать книги?
....................................................................................................................
3.Какие книги ты читаешь с удовольствием?
……………………………………………………………………………
4.Нравится ли тебе получать книги в подарок?
……………………………………………………………………………
5.Какую книгу ты читаешь теперь?
……………………………………………………………………………
6.Как эта книга попала к тебе?
……………………………………………………………………………
7.У вас дома много книг?
……………………………………………………………………………
8.Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
……………………………………………………………………………
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1.Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
……………………………………………………………………………
2.Сколько времени он проводит за книгой?
……………………………………………………………………………
3.Вы убеждаете своего ребёнка читать или он это делает без принуждения?
……………………………………………………………………………
4.Какие книги он предпочитает?
……………………………………………………………………………
5.Как вы поощряете его читательские стремления?
……………………………………………………………………………
6.Дарите ли вы своему ребёнку книги?
……………………………………………………………………………
7.Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
……………………………………………………………………………
8.Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное?
……………………………………………………………………………
9.Считаете ли вы себя активным читателем?
……………………………………………………………………………
10.Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
……………………………………………………………………………
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ
«Правила чтения для учащихся».
* Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
* Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
* Перед началом чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
* Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
* Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
* Обращай внимание на поступки героев, анализируй их, делай для себя выводы.
* Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.
* Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга. Возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
* Делись с друзьями впечатлениями о книге, которую читаешь, об интересных и захватывающих событиях, происходящих с её героями.
* Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь, в читательский дневник. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ
«Как готовить домашнее задание по чтению».
* Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
* Посмотри, кто автор произведения.
* Внимательно прочитай весь текст.
* Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
* Подумай над тем, какова основная (главная) мысль текста.
* Составь план пересказа текста.
* Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
* Не глядя в текст, вспомни главных действующих лиц текста и главного героя.
* Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
* Выскажи своё мнение о прочтённом произведении, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию читательского интереса у детей.
* Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
* Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
* Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
* Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
* Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
* Если вы рассчитываете прочитать ребёнку книгу не за один раз, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
* Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил то, что прочитано при предыдущем чтении.
* Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
* Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
* Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
* Воспитывайте у ребёнка бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
* Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
(Использовать как лекцию для родителей. Началом лекции считать раздел «Вступительное слово» из плана - конспекта собрания.)
Для формирования у ребёнка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребёнка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведём следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и увлечённо работал целый час, и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма – мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается переписка.
В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребёнок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется его техника.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей, однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В.А.Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.
Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой.
Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В.А.Сухомлинского.
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н.Зайцев даёт следующие рекомендации:
1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его по долгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот приём вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
4. Для того чтобы ребёнок видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и лёгким текстом. Пусть ребёнок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за одну минуту. К своему «росту по чтению» ребёнок будет относиться также ревностно, как и к меткам роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребёнку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас целых 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребёнок на первом году обучения не научился читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нём занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нём появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав её своим помощником в развитии ребёнка. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. После того, как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребёнок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.
Интересно играть со сказками-путешествиями. Они знакомы малышам с раннего детства (например, «Колобок»). Эти сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в путешественников и стараются угадать (ответить, нарисовать, изобразить пантомимой), что же дальше произойдёт с героем путешественником, как может закончиться сказка.
Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.
Родители могут ненавязчиво помочь ребёнку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определённый звуковой и ритмический строй. Для этого можно использовать такие приёмы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов разным цветом: голубым слова в прямом смысле, розовым – в переносном. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход – это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду науно-познавательной литературы – книгам М.М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирёва, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и др.
Ребёнка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. В первое посещение библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.
В собственной библиотеке ребёнка старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки.
Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, о растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.
Очень важно, чтобы у ребёнка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своём книжном уголке.
В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.
Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
* Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.
* Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребёнок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
* Больше играйте с детьми. Путь ребёнка к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
* Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим ребёнку семи-восьми лет «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
* Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух ещё интереснее, чем маленьким.
* Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
* Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
* Принимайте во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует её в течение всей жизни, либо упускает её безвозвратно.
* Не всегда спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте маленькому читателю самостоятельно поискать ответ в книгах.
* Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов, фразеологический и т.д.; вырабатывайте у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
* Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью, Обращайте внимание на то, что читает ваш сын или дочь.
* Вместе с ребёнком создайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
* Запишите ребёнка в библиотеку. Время от времени ходите туда с ним. Вместе читайте, обсуждайте прочитанное. В этом случае вам будет гораздо легче влиять на читательские вкусы ребёнка.
Комментарии пользователей