ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «Четыре стихии»
Занятие 1 «Вода в природе»
Цель: Рассказать детям о значении воды в нашей жизни, познакомить с различными свойствами воды.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро:
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
• Пальчиковая игра «Осень»
1-2-3-4-5 – будем листья собирать!
Листья рябины, листья калины, листья осины,
Листики клена мы соберем, маме осенний букет принесем!
2. Основная часть.
• Беседа.
Для того, чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь, отгадайте мою загадку – послушайте стихотворение:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без…(воды).
Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения). А откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, течет, не кончается. В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Вода добрый друг и помощник человека, без воды невозможно жить на земле, Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А теперь мы с вами поиграем, давайте представим, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте то, что я вам скажу:
• Игра «Тучка и капельки».
Капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, попрыгали…
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе (дети берутся за руки) и потекли веселым ручейком. Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в круг). Плывут капельки по большой реке, путешествуют, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись все к маме тучке (дети возвращаются на свои места).
- Что произошло с капельками? Где мы можем увидеть капельки?
А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей).
- Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Давайте попробуем перелить из одного графина в другой.
Опыт № 1 "Вода - это жидкость".
Переливаем воду из одного графина в другой.
Вывод: вода - это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в разные сосуды.
Опыт №2 «Вода принимает форму».
Перед детьми сосуды различной формы. Как удобнее наливать воду в узкий сосуд? Налить воду в разные сосуды.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который налита.
• Физкультминутка:
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть).
• Послушайте, какую сказку я вам расскажу:
Родник (экологическая сказка).
Кто знает, что такое родничок?
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок.
Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Миша с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Миша играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Миша пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Миша тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Мише новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Миши на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Как бы вы поступили на месте Миши?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Миша присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Миши хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Миши закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Мише стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Миша
Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Миша! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Миша рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Миша открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Обсуждение рассказа с детьми:
• Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
• С кем Миша ходил за водой на родник?
• Кого встретил Миша, когда пошёл за водой один?
• Чем занимались Андрей и Петя?
• Какой вред приносят природе такие игры?
• Почему Мише приснился необычный сон?
• Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
• Кто помог Мише исправить ошибку?
• Как вы думаете, будет ли Миша играть в такие игры после того, что случилось?
• Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
3. Заключительная часть.
• Подведение итогов. Понравилась ли занятие? Что нового узнали?
Занятие 2. «Волшебная капля воды – свойства воды»
Цель: Познакомить с детей с различными свойствами воды.
Материал: различные сосуды для опытов.
1. Вводная часть.
• Приветствие: «Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!»
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь своим друзьям.
• Загадка:
Чего в гору не вкатить?
В решете не унести, и в руках не удержать? (воду).
• О чем мы с вами вчера узнали? - составление описательного рассказа про воду.
Вода – жидкость, она бесцветна, может принимать разную форму.
2. Основная часть – опыты.
А теперь давайте проведем новые опыты.
Опыт № 1 "Вода бесцветная".
Два стакана – один с молоком, другой с водой – какого цвета молоко? А вода?
Опускаем в стакан с молоком игрушку – что мы видим?
Опускаем в воду игрушку. Что мы видим?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 2 «Вода меняет свой цвет" На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь.
- Я сейчас в воду добавлю волшебную капельку и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
У меня в баночках лежат различные вещества, посмотрите, что это? (гречка, сахар, какао).
Как вы думаете, эти вещества растворятся в воде?
Давайте проверим.
Опыт 3. « В воде могут растворяться не все вещества».
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
• Физкультминутка:
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако в дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить, присесть).
Перед вами стаканчики с какой-то жидкостью. Пахнет ли она чем-нибудь? Попробуйте, какого она вкуса?
Опыт 4 «Вода не имеет запаха и вкуса».
Вода налита в одноразовые прозрачные стаканчики – дети пробуют воду на вкус и нюхают ее.
Вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Опыт 5. «Вода может быть разной температуры».
В сосудах вода различной температуры – дети трогают воду и делают вывод.
Вывод: Вода может быть холодной, теплой, горячей.
• Пальчиковая игра «Рыбки плавали»:
Рыбки плавали,
ныряли в чистой тепленькой воде,
то сожмутся – разожмутся,
То зароются в песке.
3. Заключительная часть.
• Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?
Дети рассказывают про проделанные опыты и делают выводы.
• Итог.
Занятие 3 «Невидимка воздух»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро»
• Пальчиковая игра «Осень»:
1-2-3-4-5 – это каждый должен знать:
Лето, осень и зима, а потом придет весна,
Мы сейчас друг друга спросим – что настало нынче? Осень!
• Загадка:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (Воздух)
Правильно, а почему вы так решили?
Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем на наши места и приступим к исследованиям.
2. Основная часть.
Опыт с камнем.
Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?. Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы еще можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его.
Делаем вывод: воздух не твердое тело.
Опыт с водой.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? Что умеет делать вода? Что такое вода? Назовите другие жидкости.
Опыты с воздухом.
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость. Можно сделать вывод: воздух - не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт 2.
Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж.
• Массаж спины:
Льется с неба синий свет,
И конца у неба нет… Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга
Отчего оно такое?
Кто нам сможет дать ответ? Постукивают пальчиками
Торопливый дождь косой
Скачет по полю босой. Поколачивают кулачками.
Солнце небо разделило
Разноцветной полосой. Растирают ребрами ладоней
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать? Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.
До чего же интересно
Все на свете узнавать! Поглаживание ладонями.
Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 3.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт 4.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
3.Заключительная часть.
• Симметричное вырезание бабочек из бумаги.
• Подведение итога занятия.
Занятие 4 « Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель: Познакомить детей с понятием «Ветер» и ролью ветра в жизни человека.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро»
• Пальчиковая игра «Листья»
• Что мы с вами вчера узнали?
2. Основная часть.
• Свободное общение:
Зачем нужен воздух? А как воздух проникает в организм? Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются , а при выдохе сжимаются.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем!
А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания жизни нет. А где воздух чище и легче дышится? (В лесу.) Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили. Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? Можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрывать нельзя - на них делают то, что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. На фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? (Там чистый воздух.) Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. А как в группе можно очистить воздух? (Открыть окно).
• Загадка:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я?
Можешь угадать?
А что такое ветер?
Что умеет делать ветер? Мы можем услышать ветер?
Опыт 1 «Волны». На столе миски с водой.
Представьте, что вы – это ветер. Подуйте на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт 2. «Буря»
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт 3. «Ветер – это движение воздуха»
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение.
• Как вы думаете, а ветер друг или враг человека?
Может ли ветер навредить человеку? А как ветер помогает человеку?
Рассматривание иллюстраций (парашют, воздушный шар, дельтаплан, яхта).
Как человек использует ветер? (пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница)
3.Заключительная часть.
• Мы с вами очень плодотворно потрудились, а теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом.
Релаксация на ковре под шум ветра и шелест листьев.
Занятие 5 «Огонь - друг, огонь - враг»
Цель: Познакомить детей с понятием «ОГОНЬ», какую он приносит пользу и какой причиняет вред при неосторожном обращении.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро»
• Пальчиковая игра «Будем листья собирать»
4. Основная часть.
• Свободное общение:
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь...
(Огонь, костер)
Верно, это огонь. Сейчас я вам расскажу сказку про огонь, слушайте внимательно.
Жил-был огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял он где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и все его боялись. Как вы думаете, почему?
И вот однажды Огонь на своем пути встретил человека, человек сказал ему: «Давай Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, я самый сильный на Земле». А человек настаивает, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой пламя и хотел затушить. Взмолился огонь : «Не туши меня, Человек, верой и правдой буду тебе служить». Пожалел его человек, заставил себе служить. Вот так и начал служить Огонь Человеку и стал его другом.
- Скажите, для чего человеку нужен огонь?
- Подумайте, отчего может возникнуть пожар?
- Чем еще опасен пожар?
• Рассматривание иллюстраций и обсуждение их.
А сейчас давайте поиграем, я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит –руки нужно опустить.
• Игра «Не ошибись»
• А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос», кто знает ответ – поднимает руку.
- Как называются люди, которые тушат огонь?
- Почему работа пожарных нужна людям?
- Какими должны быть пожарные?
- По какому номеру вызывают пожарных?
- Что нужно сообщить, вызывая пожарных?
- Чем еще, кроме воды можно потушить огонь?
• Эстафета «Пожарные»
Дети делятся на две команды, каждый участник добегает до стульчика, имитирует тушение огня – опрокидывает ведро и бежит обратно.
• Игра «Запрещается – разрешается». Дети поднимают красные кружки, если это делать нельзя и зеленый – если можно.
- в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»,
- бросать горящие спички,
- кричать и звать на помощь взрослых,
- оставаться в помещении, где начался пожар,
- прятаться в угол, под кровать,
- не бояться, слушаться пожарных,
- включать газ без взрослых.
3. Заключительная часть.
• Важно помнить, что пожар, это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом и врагом. Я хочу вам напомнить, чтобы вы были осторожны с огнем и помнили об опасности.
• Подведение итога занятия.
Занятие 6 «Почва»
Цель: расширить представления детей о почве как о поверхностном плодородном слое земли.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро»,
• Пальчиковая игра «Листья»
2. Основная часть.
• Свободное общение:
Сегодня на занятии мы будем говорить о почве. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему? (Земля кормит и поит растения) Как радует нас земля? (Цветами, зеленой травой.)
Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? ( Глинистая).
Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения. Кто живет в земле?
• Отгадайте мои загадки:
Под землею коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто. (Крот)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяки, кроты, жуки).
• Пальчиковая игра «Червячки»:
Раз-два-три-четыре-пять,
Червячки пошли гулять – 2 раза,
Вдруг ворона подбегает, головой она кивает,
Каркает: вот и обед,
Глядь – а червячков уж нет.
• Опытническая деятельность:
Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
Рассмотреть плодородный слой земли. Что мы увидели? В земле спрятались корешки, камешки.
Опыт 2. Сравнение песка и глины.
Рассмотреть песок. Легко ли он сыплется? Пробуем пересыпать глину – что легче пересыпать? Почему?
Вывод: песчинки песка лежат отдельно друг от друга, а глина склеивается в комочки.
Опыт 3.
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось?
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Ребята, как вы думаете, кто является виновником загрязнения почвы? (выслушать версии детей) Как ни печально, но человек - самое разумное существо на планете.
• Послушайте об этом стихотворение.
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль,
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут,
А чтоб построить нам заводы –
Рубят лес и губят воды.
Стала грязной наша Земля,
От растений нет и следа
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. Землю нужно охранять и беречь. - А как мы это можем сделать? - Мы должны уже сейчас знать, что делать не следует. Соблюдая правила, мы поможем почве.
• Физкультминутка:
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть).
Опыт 5. Как влияет состав почвы на рост растений.
Посадить в различный грунт (песок, глина, плодородная земля) растения. Полить. Наблюдать за ростом растений.
3. Заключительная часть.
• Подведение итога занятия.
Занятие 7 «Недра Земли – чудесные камни»
Цель: познакомить детей со свойствами камней.
1. Вводная часть.
• Приветствие «Доброе утро»,
• Пальчиковая игра «Осень»,
• «Находка в сундучке»
2. Основная часть.
• Что лежит в шкатулке? Они красивые? А знаете ли вы откуда они взялись?
• Свободное общение:
У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков. Показать глобус – знаете, что это такое?
Посмотрите на глобус – каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом. Есть такая профессия – геолог – они собирают интересные камни.
Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Давайте с вами побудем в роли научных сотрудников и выясним, какими же свойствами обладают камни.
Опыты с камнем.
Задание 1. Возьмите в руку камень, рассмотрите его. Какой камень?
Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом - самый неровный. Как вы думаете, почему у гладкого нет острых углов? Возьмите несколько камешков в ладошки и потрясите их. Чувствуете, как они ударяются друг о друга. Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми. Поэтому камешки в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода.
Задание 3. В одну руку взять камешек, в другую – пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твёрдый, твёрже пластилина. Постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем различие ощущений?
Почему говорят: “твёрдый, как камень”?
Задание 4. Что будет, если положить камешек в воду? Бросьте и понаблюдайте. Может ли камешек плавать? Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? Дети делятся впечатлениями.
• Физкультминутка:
Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть).
3. Заключительная часть.
• Подведение итога занятия.
Комментарии пользователей