Профессиональное трио: логопед, психолог и учитель начальной школы - о преемственности в работе и о современных тенденциях подготовки и обучения вчерашнего дошкольника.
Профессиональное трио: логопед, психолог и учитель начальной школы - о преемственности в работе и о современных тенденциях подготовки и обучения вчерашнего дошкольника.
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так кардинально менялась жизнь ребёнка, как при поступлении его в первый класс. Между дошкольным детством и началом школьной деятельности пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не преодолеть. Начало школьной поры – серьёзное испытание для детей, связанное с резким изменением всего образа жизни ребёнка. Пройдёт немного времени, прежде чем вчерашний дошкольник осознает себя школьником. Так вот одной из основных задач современного дошкольного образования с введением Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы является тот самый плавный переход и подготовка детей к обучению в школе. Ведь большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются именно в дошкольном детстве. Ни для кого не секрет ,что часто родители ребёнка до 6 – 7 летнего возраста не сильно обращают внимание на развитие малыша ( « да успеет ещё научиться ), на его речевые особенности ( «прийдёт время – заговорит» ), на наличие или отсутствие желания учиться ( «втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдёт»); не обучают управлять своими эмоциями, поступками. В результате чего, у детей оказываются не сформированы важные компоненты для обучения в современной школе, где с принятием новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ( ФГОС) Начального школьного обучения во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Сегодня, опираясь на современные требования начальной школы, с которыми дошкольник столкнётся уже в первом классе, взяты за основу параметры готовности ребёнка. Дошкольное учреждение выпускает детей. Которые самостоятельно:
- могут управлять своим поведением;
- знают границы дозволенного;
- выполняют требования взрослого;
- участвуют в различной деятельности;
- умеют правильно произносить все звуки родного языка;
- способны производить звуковой анализ слов;
Это дети, у которых:
- развита память, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие;
- развита зрительно-моторная и слухо - моторная координация.
Хорошо, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, где приоритетным направлением является его речевая и психологическая подготовка. Это, к примеру, детский сад компенсирующей или комбинированной направленности, где особую и очень важную роль играют формы обучения, включающие в себя деятельность квалифицированной коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей. Где помимо работы воспитателя для ребёнка актуальна помощь логопеда и психолога. Тем более, что у нас в стране школа создала жёсткие требования в подготовке детей .А на современном этапе развития, к примеру, логопедии остро стоит вопрос о резком увеличении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т. д . - одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. И дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения .
Актуальность проведения логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста подтверждается значительным ростом нарушений письма у младших школьников, требованиями школьных программ к темпу освоения основных учебных навыков (чтения и письма).
Основными задачами коррекционного обучения ,направленного на предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи являются:
- формирование звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков;
- развитие фонематического слуха ,фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- совершенствование пространственно- временных ориентировок;
- развитие мелкой моторики;
- обучение элементам грамоты;
- развитие конструктивного праксиса;
- развитие мышления, памяти, внимания.
Методика логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР направлена на формирование базы языковой системы .Основой её является развитие познавательной сферы и семантической стороны речи.
И в настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на пути коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо сотрудничество и взаимодействие семьи ребёнка, воспитателей, психолога и учителя следующей ступени – начальной школы.
Ведь именно педагог будет теперь продолжать уделять внимание не только коррекции устной , но и правильному развитию письменной речи, так как на данном этапе ребёнок начинает усваивать азы орфографии и приобретает каллиграфические навыки. И вот здесь учитель начальной школы нередко сталкивается с определёнными трудностями, которые испытывают школьники при обучении письму. И несмотря на многообразие этих сложностей, они могут систематически быть организованы следующим образом:
- трудности в написании букв ;
- замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;
- пропуски букв при письме;
- не дописывание слов;
- количественные ошибки при написании букв;
- очень медленный темп письма.
Но надо заметить, что далеко не каждая школа имеет в своём штате учителя – логопеда. Поэтому вся ответственность дальнейшего обучения ложится в основном на плечи учителя, что, безусловно, затрудняет педагогический процесс.
В общем, проблема преемственности является одной из самых актуальных проблем нашего образования. Как показывает практика, своевременная коррекционно-развивающая работа с детьми в тесном сотрудничестве специалистов позволила предотвратить многие нежелательные проблемы в обучении.
Помимо речевого развития дошкольное образование включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
Итак, что же такое школьная зрелость?
Традиционно выделяются три её аспекта: личностная, интеллектуальная и социальная готовность.
Личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением (не хочу, но надо).
Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Интеллектуальная готовность. Данный компонент предполагает наличие у ребёнка достаточного кругозора, запаса конкретных знаний об окружающем, а так же:
- развитого дифференцированного восприятия, т. е . умение выделять элементы окружающего мира, анализировать, сравнивать их, рассуждать, делать выводы;
- образного мышления(действия не с предметами, а с их образами в плане представлений);
- способности постижения основных признаков и связей между явлениями, умению воспроизвести образец;
- рационального подхода к действительности (снижение роли фантазий);
- логического запоминания;
- интереса к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- развития речи (словарный запас, фонематический слух, связная речь);
- развития мелкой моторики и зрительно – двигательных координаций.
3. Социальная готовность. Этот компонент включает в себя формирование у ребёнка качеств и умений, благодаря которым он сможет общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими учащимися, уметь подчинять своё поведение законам детской группы, уметь принимать роль ученика, слушать и выполнять требования учителя.
Сегодня в современном детском саду ребёнок - не послушный слушатель, воспринимающий готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребёнка признаётся основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребёнка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Именно от того, насколько ребёнок подготовлен к школе всем дошкольным периодом будет зависеть успешность его адаптации и вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
P.S. Недавно в Москве был запущен пилотный проект по реорганизации дошкольных учреждений , так называемых холдингов, создание которых помогает вчерашним дошкольникам плавно вливаться в школьную жизнь, так как сотрудничество логопеда, психолога и учителя начальной школы способствует выявлению и преодолению проблемы будущего ученика на ранних стадиях, что позволяет сделать переход от дошкольного учреждения в начальную школу безболезненным и успешным.
Комментарии пользователей