Конспект НОД по ОО "Художественное творчество" по теме "Автопортреты детей на память воспитателям"
Конспект НОД по ОО "Художественное творчество" по теме "Автопортреты детей на память воспитателям"
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Тема: макротема «Неделя добрых дел», микротема: «Автопортреты детей»
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
Коммуникативно-игровая + познавательно-продуктивная + коммуникативно-продуктивная
Разновидность вида: игра - рисование – диалог – моделирование
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- Жанр «Автопортрет»;
- Эскиз, набросок;
- Пропорции;
- Цвет
-Выразительные средства.
Интеграция задач ОО.
1.ОО «Познание» - Продолжать знакомить с жанром «Портрет». Дать понятие «Автопортрет. Закрепить понятие об эскизе, как о предварительном наброске;
2.ОО «Художественное творчество» -
Развивать собственный замысел. Побуждать к рисованию автопортретов, добиваясь выразительности образов с помощью передачи характерных признаков, очертания формы, пропорций, цвета, совершенствуя композиционные умения и навыки;
3.ОО «Коммуникация» - Совершенствовать умения и навыки работы в коллективе;
4. ОО «Социализация» - Воспитывать уважение и чувство благодарности своим воспитателям, побуждать желание оставить о себе добрую память в детском саду.
Материалы и оборудование.
Стимульный материал:
- приглашение на выставку, выставка портретов, семейный фотоальбом;
Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– альбом, с оформленной воспитателем обложкой.
материалы для преобразования и трансформации:
- страница «Содержание»
– групповые фотографии детей 3-4 шт.;
материальные средства для деятельности детей:
– бумага пастельных оттенков А3
- пастельные мелки;
- фломастеры;
- простые карандаши;
- клеевые карандаши;
- салфетки;
- ножницы;
- аудиозапись песенки «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского
3. Дидактический материал:
- д/и «Волшебные очки»;
- карта с алгоритмом выполнения портрета человека.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- магнитофон
Активизация словаря: автопортрет, эскиз, набросок, фотоальбом.
Предшествующая работа: Ознакомление с жанром «Портрет», рассматривание семейных фотоальбомов, исследование отображения своего лица в зеркале, Д/И «Узнай настроение», Д/И «Составь портрет сказочного героя».
Ход:
Педагог организует детей в круг и предлагает поиграть в игру «Волшебные очки». Дети мысленно надевают волшебные очки, которые помогают им увидеть характер товарища только с хорошей стороны, его сильные качества. Передавая друг другу мячик по кругу, дети высказываются о том ребенке, в руках, которого находится мячик, называют его характерные внешние особенности.
Педагог, по результатам игры, отмечает: какие все ребята разные по характеру и внешности, но все очень значимые личности для коллектива группы. Показывает детям фотоальбом группы и ещё раз подчеркивает, что все они как одна дружная семья.
Педагог приглашает на необычную выставку, подводит к выставочному стенду, на котором расположены фотографии, иллюстрации с изображением детских лиц, репродукции с изображением детских портретов В.Кипренского, В.Серова, И.Репина и др. Предлагает внимательно рассмотреть экспонаты выставки. Дети расходятся, рассматривают, обсуждают, делятся между собой впечатлениями. (Звучит легкая музыка).
Педагог: Приглашая вас на выставку, я назвала её не совсем обычной. В чем выражается необычность этой выставки?
Дети: Выставка смешанная, здесь есть и портреты, нарисованные художниками, и есть фотографии и просто картинки из журналов.
Педагог: Правильно. А что объединяет все эти изображения?
Дети: На всех изображениях только дети.
Педагог: Как можно, одним словом назвать все эти изображения?
Дети: Все это портреты.
Педагог: Ребята, вы правильно сказали, что на этой выставке мы видим только портреты. Эта выставка детских портретов. Это то, что объединяет все экспонаты выставки. А в чем вы видите отличия?
Дети: Здесь есть портреты-фотографии и картины-портреты. Дети все разные, с разным настроением, характером, в разных позах.
Педагог обращает внимание детей на то, что есть современные изображения (некоторые иллюстрации, фотографии), и есть на выставке портреты детей, написанные художниками в далеком прошлом.
Педагог: Как вы думаете, почему художники написали все эти портреты?
Дети: Они хотели показать этих детей, какие они есть: озорные непоседы, веселые и грустные.
Педагог: Правильно они хотели остановить время, ведь дети очень быстро растут. Хотели показать характер, внутренний мир этих детей, оставить в памяти людей, то удивительное, что они заметили. Сейчас мы можем заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели тогда дети, какие одежды носили, в какие игрушки играли.
Педагог: Чем же отличается живописный портрет от фотографии?
Дети: Живописные портреты пишут художники красками. Они делают это долго, старательно, передавая характер человека, его настроение. Фотографии же может сделать любой человек много и быстро.
Педагог: Верно. Но художник может написать свой портрет, глядя на себя в зеркало. А сфотографировать себя невозможно. Портрет, который художник пишет с себя, называется автопортретом, т.е. сам автор написал свой портрет.
Педагог предлагает посмотреть несколько авторских портретов (К. Брюллов, О.Кипренский, И Репин, И Левитан), отмечает какие они все разнохарактерные, с разными выражениями лица, с разными настроениями.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы меня сегодня очень порадовали своими высказываниями. А теперь давайте поговорим о том важном событии, которое ожидает вас. Я знаю, что скоро вы уйдете из детского сада в школу. А ещё я знаю, как огорчатся ваши воспитатели. Они вас очень полюбили, и им будет очень трудно с вами расставаться. Да и вам тоже будет нелегко уйти от них. Недаром говорят, что воспитатель – это вторая мама. Они многому вас научили, переживали за вас и радовались вместе с вами вашим успехам.
Педагог: Ребята, как можно смягчить грусть расставания?
Дети: Можно нарисовать свои автопортреты и подарить их воспитателям на память.
Педагог: Очень хорошая идея. А я предлагаю поместить ваши автопортреты в альбом, наподобие семейного фотоальбома и преподнести воспитателям в подарок на выпускном утреннике. Я думаю, что им будет очень приятно получить от вас такой подарок. А пока пусть это будет нашим сюрпризом.
Педагог демонстрирует модель альбома, с оформленным заранее титульным листом с названием «Вот такие мы у вас!» и листом «Содержание» с Ф.И. ребенка.
Педагог: На первой странице я предлагаю поместить общую групповую фотографию. Вы сами решите, какую из 3-4 фотографий выбрать. А вот какой рамочкой её украсить я пока не придумала, может быть, вы поможете придумать?
Дети: Можно вокруг фотографии написать свои имена разноцветными фломастерами.
Педагог: Очень здорово придумали. Рамочка из ваших имен – очень оригинально получится. Ну, а на остальных листах альбома вы разместите свои автопортреты. Медлить не будем, начнем скорее рисовать.
Дети самостоятельно выбирают себе бумагу, художественные материалы и приступают к рисованию.
Педагог: Итак, сегодня вы художники - автопортретисты. Рисовать будете самих себя, значит старайтесь, чтобы вас узнавали на ваших портретах. Вспомните, как вас охарактеризовали сегодня в игре ваши товарищи. Вот Алена у нас – добрая и ласковая, а Сережа очень серьезный и вдумчивый. Постарайтесь в своих портретах раскрыть свой характер, показать свое настроение, с помощью выразительных черт, какие применяют настоящие художники: это выражение лица, веселое или грустное, мимика, поза, цвет, особенности прически, одежды и т.д.
Педагог напоминает затрудняющимся о карте с алгоритмами рисовании портрета, предлагает вначале сделать легкий набросок простым карандашом, эскиз будущего портрета, а затем уже рисовать в цвете.
Педагог напоминает о том, что если дети не успеют сегодня закончить свой автопортрет, сделать это можно вечером после сна.
Закончив работу над своим портретом, дети обсуждают, как лучше разместить портреты в альбоме, в какой последовательности. Вклеивают их в альбом, вырезают из листа «Содержание» полоску со своим Ф.И., оформляют свой портрет. Сообща выбирают общую фотографию, расписываются вокруг неё.
В конце все любуются результатом совместной деятельности, анализируют, обсуждают, высказывают свое мнение. (Во время обсуждения альбома звучит веселая песня В. Шаинского «Вместе весело шагать»).
Комментарии пользователей