Нетрадиционный подход в работе со сказками
Работу со сказками проводим в игровой форме, сохраняя при этом элементы познаватель-ного и учебного общения. Воспитывая у детей такие нравственные качества, как «доброта», «отзывчивость», «справедливость», «дружба» важно дать ребенку не готовый ответ, что оз-начают нравственные качества «доброта», «справедливость», «отзывчивость», «дружба», а помочь найти этот ответ вместе.
Тематическое планирование работы по сказке Б.Заходера «Серая звездочка» в старшей группе
НОД № 1
Цель: Познакомить детей со сказкой Б. Заходера «Серая звездочка», воспитание осознанного нравственного отношения к природе.
Программное содержание: Упражнение «Рукопожатие»; знакомство с творчеством Б. Захо-дера; чтение сказки «Серая звездочка»; мини-этюд «Росинки»; беседа по содержанию сказки; речедвигательная гимнастика; упражнение «Нарисуй сказку»; упражнение «Рукопожатие».
НОД № 2
Цель: Познакомить детей со сказкой Б. Заходера «Серая звездочка», побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.
Программное содержание: Упражнение «Сплачивающее действие»; игра-беседа «Мои по-ступки»; чтение, беседа по содержанию прочитанного; рисование героев сказки; упражне-ние «Берем самое важное».
НОД № 3
Цель: Закреплять знание детей о содержании сказки «Серая Звездочка»; помочь осознать нравственный урок сказки; расширять представления о понятиях «добро», «зло», «дружба».
Программное содержание: «Путешествие в сказку»; кроссворд по сказке «Серая Звездочка»; беседа о добре и зле на материале пословиц и поговорок; рассказ детей о добрых поступках своих друзей, родных. Домашнее задание: конструирование игрушки «Серая Звездочка», вы-полнение оригами вместе с родителями.
НОД № 4
Цель: Воспитывать умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга; умение оказывать по¬мощь и сопереживать, желание делать доб¬рые поступки, способность прощать.
Программное содержание: Упражнение-приветствие «Добрый клубок»; загадка о сказке; ра-бота с иллюстрациями; «Новый конец сказки»; кукольный театр; рисование добрых рисун-ков; речедвигательная игра «Ежик».
В качестве основных методов и приемов используем:
- чтение сказки, пересказ с опорой на иллюстративный материал и без него;
- проблемные ситуации и вопросы;
- этические беседы; беседы с персонажем сказки;
- игровые задания;
- творческие задания: рисование по трафарету, рисование иллюстраций к сказке, коллек-тивная аппликация, конструирование, разгадывание кроссворда;
- релаксационные, мимические упражнения, речедвигательная гимнастика, пластические игры, двигательные паузы по сюжету сказки;
- сочинение сказок по-новому;
- драматизация фрагментов сказки.
Конспекты НОД по сказке Б. Заходера «Серая звездочка»
НОД № 1 .
Цель: познакомить детей со сказкой Б. Заходера «Серая звездочка»; воспитание осознан-ного нравственного отношения к природе.
Оборудование: текст сказки, восковые карандаши.
Вхождение в сказку. Упражнение «Рукопожатие».
Воспитатель: Давайте начнем наше занятие с рукопожатий. Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересного и доброго занятия. Не забывайте: тот, кто с товари-щем дружен, вдвойне умней и сильней!
Ход.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Б. Заходера «Серая Звездочка». Писатель написал много сказок о животных. Эти сказки рассказывают сами зве-ри, и рассказывают их людям. Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы они были к ним добрее. И они надеются, что когда люди их лучше узна-ют, они станут к ним добрее. Звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печа-лях, о своих веселых приключениях. Рассказывают-то не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками. И «Серая Звездочка», сказка про маленькую жабу, одна из таких сказок.
(Чтение сказки)
Мини-этюд «Росинки»
Воспитатель: В сказочном лесу наступало утро. Сол¬нышко дремало, все еще спали. Пер-выми проснулись птички и звонко запели. На травинках проснулись росинки. Травинки по-качались, кивнули птичкам, потянулись, захлопали в ладоши, посмотрели вверх на птичек, вниз на травку и сказали всем ра¬достно: «С добрым утром!». Вместе с дру¬гими травами ро-синки разбудили и злую крапиву - она обожгла их. Сжались росин¬ки от боли, испугались, притихли, зажму¬рились. Чуть позже, успокоившись, снова широко раскрыли глаза и с удив-лением по¬смотрели по сторонам, Ветерок унес ро¬синки подальше от крапивы, и они оказа-лись в домике-колокольчике. Удивились, осмотрелись (глазами вправо-влево, не по¬ворачивая головы) и обрадовались, что ря¬дом нет злюки-крапивы. Голубой коло¬кольчик был очень кра-сивым. Он закачал¬ся и зазвенел; «Динь-дон, динь-дон». Ро¬синки умыли колокольчик, его стебелек, лепестки, листочки. Попрощались и пока¬тились дальше.
Беседа по содержанию прочитанного:
- Кто рассказывает эту сказку и кому? (Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку).
- Кого называли Серой Звездочкой? (Жабу).
- Как она выглядела на самом деле? (неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были бородавки).
- Кто назвал жабу Серой Звездочкой? (Ученый скворец).
- Какие имена предлагали ей дать цветы? (Анюта, Ванечка-Манечка, Маргарита, Динь-Динь, Астра).
- Кто помог цветам сделать выбор? (Ученый скворец)
- Почему, за что любили Серую Звездочку цветы? (Она спасала их от вредителей).
- Почему у нее были лучистые глаза? (потому, что у нее чистая совесть - ведь она дела-ет полезное дело).
- Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили? (слизняки, прожорливые жуки и гусеницы).
- Почему птицы не защищали цветы? (Цветы были слишком низко для птиц).
- Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки? (Бабочка Крапив-ница)
Речедвигательная гимнастика:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому (идут по кругу, высоко поднимая колени).
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает (машут го¬ловой, встряхивают ею).
Все колотушки-то бряк-бряк!
Золотые они - звяк-звяк! (Темп ускоря¬ется, сила голоса сначала нарастает, по¬том по-степенно уменьшается).
Упражнение «Нарисуй сказку».
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем рисовать иллюстрации к сказке. Да не обычными карандашами, а восковыми. На чистый лист бумаги наносим рисунок восковым каранда-шом. Он есть, но его не видно. Затем мы закрасим фон и посмотрим, что получилось. Кто хочет рассказать о своем рисунке? Я думаю, эти новые рисунки очень порадуют ваших родителей!
Итог. В конце занятия воспитатель предлагает де¬тям улыбнуться, если занятие им понра-вилось; сделать печальное лицо, если не по¬нравилось; остаться бесстрастными, если занятие было обыкновенным.
Выход из сказки. Возьмите друг друга за руки и пожелайте своим друзьям всего самого интересного и доброго.
НОД №2.
Цель: познакомить детей со сказкой Б. Заходера «Серая звездочка», побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.
Оборудование: текст сказки, мяч, красные и синие кру¬жочки.
Вхождение в сказку. Упражнение «Сплачивающее действие». Встав в круг, дети пе-редают друг другу мячик.
Ход.
Игра-беседа «Мои поступки».
Воспитатель: Каждый совершает различные поступки, хорошие и плохие. Какие хоро-шие поступки совершали наши сказочные герои? А пло¬хие? У меня в руках красные и синие кру¬жочки. Я незаметно буду класть их на ваши ладони. Если вам попадет синий кружочек, вы вспомните свой плохой поступок и шепо¬том его назовете; если к вам попадет красный кружочек, то вы громко расскажете о своем хорошем деле. (Воспитатель делает так, что-бы каждый ребенок получил по красному и по си¬нему кружочку.)
О каких поступках говорить было легче? Почему? Какие поступки прино¬сят радость ва-шим близким? Какие их огор¬чают? Если вы совершили плохой поступок и поняли, что ко-го-то обидели, огорчили, хоро¬шо ли на душе у вас, спокойно ли?
Да, по от¬ношению к другим следует поступать так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
А теперь давайте узнаем, что же дальше произошло с Серой звездочкой?
(Продолжение чтения сказки Б. Заходера)
Беседа по содержанию прочитанного:
- Что сделала бабочка Крапивница? (Она привела в сад Очень Глупого Мальчишку).
- Как повел себя в саду этот мальчик? (Начал бросать камни).
- Как цветы спасали Серую Звездочку? (Розовый куст уколол мальчишку шипами).
- Почему плакала Серая Звездочка? (Её обидели, обозвали уродиной)
- Кто смог ее утешить? (Цветы, Ученый Скворец).
- Какой вывод сделала Серая Звездочка из случившегося? (В сад нужно приходить ночью, чтобы не встретить Очень Глупого Мальчишку. Добрые Дела нужно делать ночью).
- Какие вопросы задал любопытный Ежонок своему папе после того, как прослушал рас-сказ? (Куда же все-таки исчезали все эти противные враги?)
- Какие вопросы возникли у каждого из вас после прочтения этой сказки?
- Понравилась ли вам эта сказка? Какие мысли и чувства она у вас вызвала?
- О чем же в этой сказке Б. Заходер просит нас - читателей?
- Кто из вас может выполнить эту просьбу?
Итог:
Воспитатель: Да, ребята, писатель просит нас быть внимательным к природе, понимать и жалеть всех живущих на земле, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дру-жишь.
А дома вы можете нарисовать героев сказки: Серую Звездочку, жителей сада, папу Ежа и Ежонка или других и мы в следующий раз их обсудим.
Выход из сказки: Воспитатель: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
НОД № 3.
Цель: закреплять знание детей о содержании сказки «Серая Звездочка»; помочь осознать нравственный урок сказки; расширять представления о понятиях «добро», «зло», «дружба».
Оборудование: кроссворд, буквы Д,О,Б,Р,О,Т,А, пословицы, поговорки.
Вхождение в сказку. Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. А скажите, откуда берутся сказки?
Дети: Их придумывают, пишут писатели, сказочники, волшебники.
Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке Б. Заходе-ра «Серая звездочка». Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!»
(Дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Это - сказочный сад, в нем все необычное. Слышите, поют сказочные птицы?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто может назвать героев сказки «Серая Звездочка», живущих в сказоч-ном саду? (Ответы детей). Молодцы!
Ход:
Воспитатель: Давайте разгадаем кроссворд по сказке «Серая Звездочка». В выделенных клеточках спряталось название одного из главных качеств характера Серой Звездочки. Кто назовет это качество? Правильно – это Доброта.
1. Половинка имени Серой Звездочки, которым ее называли Колокольчики, ведь других слов они просто не умели говорить. (Динь)
2. Цветок, который помог Звездочке избавиться от преследования Очень Глупого Маль-чишки. (Роза).
3. Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звездочка. (Бабочка).
4. Какое время суток наступило, когда папа–еж закончил рассказывать сказку? (Утро).
5. «У Серой Звездочки глаза лучистые потому, что у нее чистая…» (Совесть).
6. Как назвал Ученый Скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля).
7. Место, где разворачивались события сказки. (Сад).
Молодцы, вы хорошо запомнили сказку «Серая Звездочка»!
Беседа о добре и зле на материале пословиц и поговорок.
Воспитатель: Ребята, немало пословиц и поговорок сложили люди о доб¬ре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дур¬ных. Доброго человека отличают такие черты характе¬ра, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внима¬тельность, трудолюбие и бескорыстие.
Люди с благодарностью помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела, и рассказыва-ют об этих лю¬дях детям и внукам. Потому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доб-рое дело два века живет», «Доброе слово лучше мягкого порога», «Доброе дело крепко». Есть и такая поговорка: «Доброму челове¬ку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они сопереживают другим лю-дям. Принимая близко к сердцу их болезни и горести, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорится: «Спешите делать добро».
- Какие же черты характера отличают доброго человека?
- Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)
А вот злой человек - жадный, завистливый, жес¬токий, коварный. Он умеет только брать, не способен поделиться душевной теплотой, пожалеть, помочь.
Есть пословицы и о злых людях, но их меньше, чем о добрых. О злом человеке говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый - от радости». Так говорится пото¬му, что злые люди зави-стливы, чужое счастье, удача, успех вызывают у них зависть, а добрый человек уме¬ет пора-доваться за других.
«Злой человек, как уголек, - если не жжет, то чернит». В чем смысл этой пословицы? В том, что злому человеку неприятно, когда хвалят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое. Ведь и ос¬тывший уголек рук не обожжет, но сделать их гряз¬ными, черными может.
Я думаю, что доброта заложена в человеке с рожде¬ния. Ведь говорят, что «доброта есть жизнь»!
Припомните и расскажите о добрых поступках своих друзей, родных. (Ответы детей)
А какие пословицы можно подобрать к нашей сказке? Правильно, о дружбе. Давайте их составим вместе. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать. А потом мы все вместе об-судим их.
За дружбу …. дружбой платят.
Друзья познаются …. в беде.
Где дружбой дорожат .… там враги дрожат.
Не тот друг, кто потакает …. а тот, кто помогает.
Легче друга потерять …. чем найти.
О чем эти пословицы? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь послушайте, какое стихотворение написал Борис Заходер:
Все-все,
Все
На Свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
- Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется...
Все-все,
Все
На Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Давайте запомним эти слова.
Итог.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо поработали!
Выход из сказки. Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова за-крыть глаза и произнести волшебные слова:
«Сказка, двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
(Дети произносят волшебные слова, перестает звучать запись голосов природы)
Воспитатель: Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу. Молодцы! На этом наше занятие окончено. А дома вместе с родителями вы можете сделать поделки по нашей сказке. Напри-мер, фигурку Серой Звездочки из плотной бумаги, оригами или сшить игрушку вместе с ба-бушкой. А в следующий раз мы с ними поиграем.
НОД № 4.
Цель: воспитывать умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга; умение оказывать по¬мощь и сопереживать, желание делать доб¬рые поступки, способность прощать.
Оборудование: письмо, иллюстрации к сказке, кукольный театр, куклы-заместители (серая звездочка, жители сада, папа Еж и Ежонок).
Вхождение в сказку. Упражнение-приветствие «Добрый клубок». Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева. Звучит ти¬хая музыка, дети рассаживаются на стульчики полукругом.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что в этом тол-стом конверте. Ребята, посмотрите, какие интересные иллюстрации! А теперь прочитаем письмо: «Дорогие ребята, отгадайте загадку: «Эту сказку рассказывал папа Еж своему сыну маленькому Ежонку. Сказка эта про одно неуклюжее и некрасивое существо, которое, к тому же не имело своего имени. Чтобы вам легче было назвать эту сказку, я вам дам две подсказки.
Подсказка №1.
Жило это существо в саду, и его очень любили и деревья, и кусты, и цветы. Цветы уз-нали, что у него нет имени, обрадовались и решили сами выбрать для него имя...
Подсказка №2.
С тех пор как это существо поселилось в саду, Деревьям, Цветам и Кустам стало жить го-раздо лучше. Оно спасало их от вредных Слизняков, Жуков и Гусениц. Цветы говорили ему самые ласковые слова, и благодарили, и хвалили его на все лады, а оно скромно молчало, и только глаза его сияли, как маленькие звездочки.
Мы все, Деревья, Цветы и Кусты, очень хотим, чтобы этому существу хорошо жилось в нашем саду, чтобы никто его больше не обижал. Друг». (Дети рассматривают иллюстра-ции)
- О какой сказке идет речь в письме? («Серая Звездочка»)
- Как вы думаете, кто мог написать это письмо? (Умный Скворец)
- Как мы можем помочь Серой Звездочке? (Ответы детей)
Правильно, мы можем подобрать хорошие, ласковые слова для нашей героини. Какие? (Ответы детей)
А еще мы можем выразить своё доброе отношение к ней, если сыграем сказку «Серая Звездочка» в нашем кукольном театре или придумаем новый конец сказки. Какой? (Ответы детей)
Да, дети, герои сказки – животные и растения. Но, они, как и люди, совершают добрые и злые поступки, могут разговаривать с людьми и друг с другом, спорят, ругаются и мирятся, просят у человека помощи и защиты.
Правильно, Глупого Мальчишку могут наказать деревья и кусты, например, не дать ему своих вкусных плодов. Цветы могут закрыть свои пушистые головки, чтобы не дать ему по-любоваться красотой сада. Птицы могут сразу замолчать и не дать Глупому мальчишке по-слушать их веселых песен. И тогда Глупый Мальчишка поймет, что, несмотря на то, что Се-рая Звездочка некрасивая, сердце у неё очень доброе и что её нужно оберегать.
Ведь и в жизни так: порой ты и не замечаешь, как выглядит человек, если он добрый от-зывчивый, потому что внешняя красота ничто по сравнению с красотой души и доброго лю-бящего сердца.
Давайте посмотрим, какие поделки вы сделали вместе с родителями?! Молодцы! Серая Звездочка получилась у вас очень красивой. Теперь у нас есть главная героиня нашего ку-кольного спектакля.
(Дети совместно с воспитателем разыгрывают кукольный спектакль)
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем свои добрые рисунки и отправим их в подарок Серой Звездочке.
Речедвигательная игра «Ежик»
Воспитатель:
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опу-щены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
(Дети встают и продолжают топать по дорожке.)
(Прощание со сказкой и друг с другом.)
Итог. Ну вот и закончилась наша сказка. Давайте поставим большую «точку» в конце за-нятия. На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один же-тон при условии:
- Красный – если вам на занятии было интересно;
- Желтый – если вы в чем–то затруднялись на занятии;
- Зеленый – если вам было трудно на занятии и неинтересно.
(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура - большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).
– Спасибо, ребята, за работу на занятии.
Выход из сказки. Под звуки спокойной русской народной мелодии дети отдыхают.
Список литературы
1. Гриценко, З. А. «Пришли мне чтения доброго…» [Текст] : пособие для чтения и рас-сказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями) – М. : Просве-щение, 2004. – 95 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
3. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий [Текст] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Сфера, 2007. – 224 с.
4. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000. – 384 с.
Комментарии пользователей