"Вода в жизни человека" НОД в подготовительной к школе группе
"Вода в жизни человека" НОД в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по познавательно – речевому направлению "Вода в жизни человека"
Еловикова Зоя Николаевна - воспитатель МБДОУ Детский сад №14 «Солнышко» п. Таежный г. Лесной Свердловская область
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Форма проведения: беседа
Образовательные области:
"Познание", "Коммуникация", "Социализация"
Задачи:
обучающие:
Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)
Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты
развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов
Развивать навыки проведения опытов. Закрепить умение работать со стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности
Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей
Развивать экологическое мышление и экологическую культуру
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
воспитательные:
Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу
Оборудование:
глобус, банка с водой, стакан, чайная ложка, пипетка, блюдце, для проведения опыта: стаканы, воронки, вата, салфетки на каждого ребенка
Предварительная работа:
· Прогулки к реке, беседы по ОБЖ
· Театрализованная игра: "Водичка, водичка, умой мое личико..."
· Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков на тему "Вода"
· Выставка детских рисунков, рассказы детей о водоемах своего края
· Исследовательская деятельность с водой
· Чтение познавательных рассказов о реках, озерах
· Чтение детской художественной литературы:
- Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце"
- Е. А. Баратынский "Весна"
- сказка народов Сибири "Живая вода"
Прогнозируемые результаты:
- расширились знания об основных источниках и последствиях загрязнения воды;
- повысилась познавательная активность к проведению опытов;
- умеют работать в паре, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности;
- умеют делать выводы и обобщения;
- умеют бережно относиться к воде
Ход образовательной деятельности
(Звучит фонограмма "Шум ручья")
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)
- Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)
- Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это - реки, озера)
- Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? - А вот это океаны и моря.
- А главное вода в них не такая как в реках.
- В реках, озерах – вода… (Пресная)
- А в морях, океанах – вода… (Соленая)
- Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.
- Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?
Вывод воспитателя. Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
- Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)
- Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит вода может быть твердой!
- А еще какое состояние воды вы знаете? Мы ведь с вами знаем, что вода может быть твердой, жидкой и паром.
- Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?
Показываю 3-х литровую банку с водой
Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.
Отливаю стакан воды из банки
- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.
Набираю чайную ложку из стаканы воды
- Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...
Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце
- И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)
- Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?
Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода?
- Для чего нужна чистая вода?
- Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?
- Ребята, а какие меры надо принимать для того, чтобы из рек, озер, к нам в водопровод шла чистая вода?
- Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)
- Кто из ваших родителей очищает питьевую воду из крана фильтром? Зачем они это делают?
- Моя семья тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтром «Барьер».
Воспитатель. Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.
- Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот.
- Такую отфильтрованную воду, очищенную от грязи, можно пить, как вы думаете? (Ответы детей)
Вывод воспитателя. Да ребята, нельзя пить воду прямо из-под крана. В ней еще могут остаться микробы. Уничтожить эти микробы, может только высокая температура, поэтому воду надо нагревать, прокипятить. И только после этого ее можно пить.
- Ребята, кто мне ответит, какой водоем находится в нашем поселке?
- Как он называется? (Ответы детей)
- Ребята, мы очень часто ходим на экскурсию к нашей реке, давайте вспомним, что мы видели, в каком состоянии наша река; вода в реке чистая или грязная? (Ответы детей)
- Наши мнения разошлись.
- А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?
- Тогда я вам предлагаю провести опыт.
- Из опыта вы узнаете, какая же (чистая или грязная) вода в нашей реке?
- Для этого речную воду надо пропустить из одного стакана через фильтр, в другой, пустой стакан.
Игра - экспериментирование:
очистка воды от примесей с помощью фильтра
Воспитатель. Для этого нам понадобится фильтр. В качестве фильтра будем использовать вату. Показываю как установить фильтр в воронку, затем воронку вставить в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром дети фильтруют воду. (Дети делают вывод)
- Что у вас получилось?
- Что показал эксперимент?
- Что вы узнали из опыта?
- Какой вывод можно сделать? (Опрос 3-4 детей)
Вывод воспитателя. Из опыта мы узнали, вода в нашей реке Туре - грязная. Но вы еще и узнали один из самых простых способов очищения воды. (С помощью фильтра)
- Что могло стать источником загрязнения реки? (Ферма, поле, деятельность людей)
- Что находится рядом с нашей рекой?
- Как можно повлиять ферма, поле, транспорт, предприятия на загрязнение реки?
- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Убирать за собой мусор, не оставлять его)
- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?
- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей)
Динамическая пауза: игра "Ручеек"
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, кому пара не досталась, идет к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец "ручейка", а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется.
Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны, болото.
- А вот вода еще может прятаться и глубоко под землей?! Там тоже есть озера и реки, только мы их нигде не видим, они подземные.
- Это… (Родники, источники)
- Кто из вас пил воду из родника? Где? (Рассказы детей)
- Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
- А есть еще родники, которые находятся в лесах, называются они… лесные.
- А кто из вас видел лесные родники? (Рассказы детей)
- Да, ребята, у нас в лесу есть много маленьких родников.
- Кто как думает, кому и для чего нужны лесные родники? (Лесные родники нужны птицам и зверям для водопоя)
- Как вы думаете, кто занимается охраной родников? (Высказывания детей)
Рассказ воспитателя Родники есть, ребята, и в нашем городе, где ведется работа по благоустройству родников по областной программе «Родники». Есть родник "Бушуевский" в селе Бушуевка, Нижне - Туринский "Святой источник" возле лодочной станции, "Источник Веры", названный в честь учительницы Веры Павловны Дятловой, которая много лет проработала в школе - интернат №63.
Жители города, его предприятия, школьники городских школ следят за чистотой родников: расчищают их если они засоряются, обкладывают камнями, огораживают изгородью.
Воспитатель. Все страны земного шара сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов.
- А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
- Я очень рада за вас! Я надеюсь, что из нашей беседы вы все запомнили, что всем людям воду надо беречь и охранять от загрязнения.
- Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту!
Используемая литература
1) Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1996г.
2) Рыжова Н.А. Волшебница вода: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1997г.
3) Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - В, 2004г.
4) Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, - М, 2007г.
5) Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей, - М, 2006г.
Комментарии пользователей