Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область - Цымбарева Елена Олеговна
Аннотация: данная работа является конкурсной
Тема: «Свойства воды. Вода - растворитель»
Образовательные области
Приоритетная: Познание
В интеграции: Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со свойством воды: вода - растворитель
2. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, с незнакомыми веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме
5. Воспитывать у детей желание сохранять природное наследие нашей страны
Оборудование:
Компьютер, проектор и экран; кроссворд; глобус; карточки-символы последовательности проведения опыта; стаканчики с водой; воронки и палочки; вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, растительное масло, речной песок; фильтр-кувшин и сменная кассета для очистки воды типа «Барьер»
Интерактивный кроссворд (приложение №1)
Фото - фильм «Родники» (приложение №2)
Ход:
1. - Ребята, сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы отгадаете правильно все слова, то в красных клетках кроссворда мы увидим слово, которое будет являться нашей сегодняшней темой.
см. Приложение №1
1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут же пропадет (волна).
2. Шириною широко, глубиною глубоко, день и ночь о берег бьется, из него вода не пьется, потому что невкусна и горька и солона (море).
3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Он нас летом, в самый зной, ледяной поит водой (родник).
4. Я - как лента голубая. В ясный солнечный денек детвору, резвясь, купаю и качаю поплавок (река).
При наличии специального оборудования, можно воспользоваться интерактивным кроссвордом. Кроссворд выполнен в программе PowerPoint (приложение №1). Показ и переключение слайдов по щелчку, после того как дети назовут слово-отгадку, по щелчку это слово появляется в кроссворде.
2. - Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Ребята, скажите, для кого необходима вода?
Ответы детей (людям, животным, растениям, насекомым, рыбам).
- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Она содержится во многих водоемах. Назовите, где содержится вода на нашей планете.
Ответы детей: (вода содержится в морях, океанах, озерах, реках, прудах, родниках, болотах, ручьях).
Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах?
- При какой температуре вода замерзает? Что с ней происходит?
- А во что еще может превратиться вода? При какой температуре она превращается в пар?
(ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная палочка».
Игра «Волшебная палочка»- каждый, у кого оказывается волшебная палочка, должен ответить на вопрос: «Какая бывает вода?» - подбор прилагательных (например: соленая, пресная, озерная, речная, прозрачная, грязная, чистая, вкусная, бесцветная и т.д.)
3. - Ребята, вы уже многое знаете о свойствах воды, а сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом, но сначала вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело!
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
(дети выполняют соответствующие движения, фартуки можно одеть до начала НОД, и показать имитацию движений)
- У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (соль, сахар, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.
Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.
- А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять в горячей и холодной воде.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;
- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;
- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;
- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.
4. Физминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег - слева, берег - справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем туками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. - А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).
По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:
- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;
- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;
- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.
6. - Сегодня мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А сейчас перед вами фильтр-кувшин со сменной кассетой. В стакане у меня раствор перманганата калия или марганцовки. Пропустим этот раствор через наш самодельный фильтр и через фильтр созданный учеными (данный опыт проводит педагог)
После прохождения через самодельный фильтр вода по-прежнему имеет яркий характерный цвет, а после прохождения через промышленный фильтр вода очистилась полностью.
7. Итог (закрепление проводимого опыта).
- Ребята, давайте вспомним, как мы проводили опыты по фильтрованию воды. Возьмите карточки, на которых схематично изображена последовательность проводимого нами опыта и разложите их по порядку.
(Объяснения 3-4 детей. 1 ребенок выставляет карточки на доске).
- Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.
То, что вода в водоемах такая грязная - результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.
Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом.
Чистая, прозрачная и даже целебная вода сохранилась в природе в специальных источниках- родниках. И наша задача сохранить их чистыми и пригодными для использования людям.
Комментарии пользователей