конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Паровозик Звукознайка"
конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Паровозик Звукознайка"
Опубликовано: 13 января 2025 Автор:
Конспект итоговой НОД
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
ТЕМА: ПАРОВОЗИК ЗВУКОЗНАЙКА
Разработала воспитатель: Селезнева О.В.
2013-2014 уч. год.
НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: «Паровозик Звукознайка».
Программные задачи:
- закреплять умение составлять предложения из 3-4 слов, с использованием
союза «чтобы» (сложноподчиненное предложение)
- составлять графические схемы предложений
- членить простые предложения на слова
- членить слова на слоги, определять количество слогов в слове
- определять ударный слог (звук)
- определять твердость мягкость звука с опорой на слух
- проводить звукобуквенный анализ слов (5-6 звуков)
- выполнять штриховку в горизонтальном (вертикальном) направлении
- правильно сидеть при выполнении графических заданий
- читать короткий текст
- отгадывать слово по опорным буквам
Коррекционная работа:
- выработка правильных и ритмичных движений пальцев рук при штриховке,
продолжать формировать зрительно-моторную координацию через
штриховку и чтение коротких предложений, развивать произвольное внимание, устойчивость внимания.
Активизация словаря:
перемена, знания, школа, парта, ученик, звонок.
Предварительная работа:
- придумывание слов с заданным звуком
- членение слов на звуки, слоги
-определение количества слогов в слове
-определение ударного звука, слога
-дифференциация звуков по твердости, мягкости с опорой на слух
- составление предложений с заданным словом
- графическая запись предложений
- звуковой анализ слов
- графические упражнения в тетрадях
- обучение чтению
- Последующая работа:
- закрепление знаний детей через дидактические игры, ролевую игру
«Школа»
- продолжать закрепление умения проводить звукобуквенный анализ слов.
- Индивидуальная работа:
- четко и ясно проговаривать слова (Клара Г., Максим 3.)
- правильно проводить звуковой анализ слов: давать характеристику
согласным звукам (Богдан Р., Максим 3., Вероника М.)
- правильно определять ударный слог (звук) (Вероника, Артем, Лена, Максим
Г.)
Подготовка воспитателя:
- составление конспекта
- изготовление пособий к занятию
Материал: паровозик с вагонами синего, зеленого и красного цвета, карточки с изображением птиц и животных, матрешки, домики с окошками, бабочки со словами на крыльях (одно- и двусложными), цветы со звуковыми схемами, различные предметы (ручка, пенал, книга, кукла, шапка и т.д.), таблица «перемена» с опорными буквами, пеналы для звукобуквенного анализа слов, желтый картон, схемы слов для графического изображения предложений, ручки, контурные изображения матрешек для штриховки, письмо от Королевы Азбуки.
Методические приемы:
- сказочный персонаж - паровозик Звукознайка
- загадка
- вопросы детям
- дидактические игры: «В зоопарке новоселье», «Рассыпались буквы»,
«Цветочная поляна», «Ты чей, малыш?», «Чудесный мешочек».
- физ.минутка «Утренние лучи»
- упражнение для глаз «Бабочка порхает»
- чтение предложений
- штриховка
- художественное слово: короткие четверостишия о птицах, животных,
школьных принадлежностях.
Ход занятия:
1. Загадка.
Чу-чу-чу - спешу, спешу
Черным дымом я дышу
Дел не счесть у......... (паровоза):
День и ночь кручу колеса.
Отдыхать я не хочу, через чаши вдаль качу.
- Ребята, как вы думаете, о ком или о чем эта загадка? Какое слово здесь
пропущено? (ответы детей).
- Верно, это паровоз. Но он непростой. Живет в стране Азбуковедения. А
зовут его Звукознайка. Он привез нам письмо от королевы Азбуки.
«Дорогие ребят!!"~"Вы уже совсем взрослые и скоро пойдете в школу. Помогите нам, пожалуйста. В стране Азбуковедения царит беспорядок и нам очень нужна ваша помощь. Королева Азбука».
-Ну, что поможем жителям страны Азбуковедения? (Да).
Тогда нам пора отправляться в путь.
Ой, но что-то наш паровозик не двигается с места. Нужно выяснить, в чем причина. (Воспитатель осматривает паровозик со всех сторон).
-Я, кажется, поняла. Еще не все пассажиры на своих местах и поэтому паровозик не может ехать. Звукознайка говорит, что королева Азбука просила его привести в зоопарк птиц и животных. Вот, кстати и они. Но, ребята, вы же помните, что паровозик наш непростой. Поэтому птицы и животные не могут сесть не в свой вагон. Давайте поможем им скорее занять свои места.
(На столе разложены карточки с изображением птиц, животных. Вагоны поезда синего, зеленого и красного цветов. Ребенок выбирает карточку, произносит вслух название изображенного на ней животного и дает характеристику первому звуку в произнесенном слове, соответственно определяя по цвету вагона место для выбранной карточки). В момент, когда ребенок выбрал карточку с изображением животного или птицы, воспитатель зачитывает короткие четверостишия. Например:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
***
Он в море ест и в море спит
Всю жизнь в воде проводит кит.
***
Спать ложимся. Свет потух,
А разбудит нас петух.
***
В реках Африки живет злой зеленый пароход!
Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит крокодил.
***
Очень ласковый и чистый, Лапой моется пушистой, Если пустит когти в ход, Страшный зверь - домашний кот.
***
Вы зимой кормили птиц? Голубей, ворон, синиц? Не теряйте ни минутки:
Под мостом зимуют утки.
***
Окраской - сероватая Повадкой - вороватая
Крикунья хрипловатая.
Известная персона - это ворона!
***
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын жираф.
***
Больше всех на суше он
Очень, очень добрый слон.
***
Вещунья белобока
И зовут ее сорока.
***
- Молодцы, ребята! Поезд готов к отправке! Поехали!
Портфель у меня не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и....... (пенал).
***
Бежит по белому полю остроносый, деревянный, за собой черный след
оставляет, (карандаш).
***
Не рубашка, а сшита. Не куст, а с листочками. Без языка, а рассказывает, (книга)
Дорога к знаниям свободна и мы еще не раз по ней пройдем, но нам пора в обратный путь.
5. Д/и «Ты чей, малыш?»
Мы подъезжаем к нашей самой первой станции под названием «Зоопарк». Там какой-то переполох. Надо разобраться, в чем дело.
Перессорились между собой кот, утка и гусь,. Их детеныши расшалились и решили поменяться местами. Поможем их родителям вернуть непослушных деток на места. Для этого нужно сначала вспомнить, как называются детеныши утки (утята), кота (котята), гуся (гусята) и позвать их (поставить в словах ударение). (На столах у детей лежат карточки с предложениями, разделенными на две части. Стрелочками дети должны правильно соединить эти части). Счастливые семьи снова вместе и радуются лучам ласкового утреннего солнышка. Воспитатель обращает внимание детей на то, сколько слов в получившихся предложениях. (Во всех по три). И предлагает составить графическую схему предложения, одного из трех, так как они одинаковы по строению.
Физминутка «Утренние лучи»
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю. Первый луч полетел и попал на гусенка.
Встрепенулся гусенок, выскочил из гнездышка, поднялся на высокий пригорочек и запел песенку...
Второй луч упал на утенка. Передернул хвостиком утенок и весело запрыгал по роскошной лужайке: побежал пощипать сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Четвертый луч заглянул прямо в улей и труженица пчелка расправила крылья и закружила над душистыми цветами. Пятый луч попал в дом и добрался до маленького лентяя - котенка: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой бок и снова заснул, (движения выполняются в соответствии с текстом).
6. Д/у «Слоги рассыпались»
Ребята на этой станции наша помощь требуется еще кому-то. Посмотрите-ка сюда! Кто это »куда направляется таким неровным строем? Да это же Матрешки. Спросим у них: « Что случилось?» Оказывается, на Фабрике игрушек заболел художник. И теперь Матрешки, которым завтра нужно быть на прилавках магазинов остались раскрашены не полностью. У пятерых матрешек на передничках даже слово написано, обозначающее цвет, в который должен быть раскрашен их наряд. Но читать Матрешки не умеют, да и перемешались они, когда торопились на фабрику, что теперь и слово не прочесть, пока не поставишь всех матрешек по росту.
(Ребенок у доски «выстраивает» матрешек по росту и прочитывает слово обозначающее название цвета, которым нужно заштриховать переднички у матрешек. На местах детям раздаются карточки с контурным изображением матрешек. Дети заштриховывают переднички оранжевым цветом сверху вниз, либо слева направо, либо другим способом, для чего перед началом работы педагог раздает детям карточки с образцами штриховки.)
Ребята, Матрешки благодарны вам за помощь, ведь теперь они такие красивые. А нам пора возвращаться. Ту-ту!
И мы уже незаметно оказались на своей родной станции «Группа №5». Ребята, здесь что-то есть. Какая-то тетрадь и на ней что-то написано. Как же прочитать эту надпись? Кто догадался, что здесь написано? (Дети разгадывают надпись по опорным согласным буквам ПРМН, поочередно подставляя к ним гласные ЕЕЕА).
- Так что же здесь написано? (Перемена!)
-Правильно, перемена. (После урока непременно нужна ребятам перемена).
Итог:
Значит, мы можем попрощаться ненадолго с паровозиком Звукознайкой и отдыхать, ведь мы столько дел переделали, справились со всеми трудностями на пути. Помогли королеве Азбуке, навели в ее царстве порядок. Что же мы сегодня сделали? Чем помогли жителям Азбуковедения? (Ответы детей).
Используемая литература:
1. Волина В.В. Игры в рифмы/ Ред. Л.К. Семенова, С-Пб: изд-во
Дидактика Плюс, 1997.
2. Зуева Л.Н. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для
подготовки к школе/ Л.Н.Зуева, О.П.Солошенко. - М.:ООО «Издательство
ACT», 2004.
3 Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия
развития, 2002г.
4 Программа специальных коррекционных образовательных учреждений
IV вида /под ред. Л.И.Плаксиной.
Комментарии пользователей