Результаты включения нетрадиционных техник рисования
Результаты включения нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Автор: Писанова Екатерина Анатольевна, воспитатель, МАДОУ д/с «Березка», г. Первомайск, Нижегородская область.
Аннотация: В этой работе говорится о влиянии нетрадиционных техник рисования на детей 3 – 4 лет и их способности. Для полного понимания разработана диагностика развития творческих способностей.
Ключевые слова: творческая деятельность, нетрадиционное рисование, диагностика, методы и приемы рисования, план занятия.
Результаты включения нетрадиционных техник рисования.
Наше исследование проводилось на базе детского сада «Березка» города Первомайска во второй младшей группе в количестве 23 человек, из которых 13 девочек и 10 мальчиков.
Для занятий подбирается учебный материал с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия.
Наша работа проводится в три этапа.
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе – конструктивном ведется работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе – творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках. Также нами были проведены консультации для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».
Средствами занятий является совместная деятельность воспитателя с детьми, как самостоятельная деятельность детей, так и предметно – развивающая среда.
В наших занятиях используются различные методы и приемы. Метод одномоментности обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности. Метод обследования, наглядности - это рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий. Словесный метод предполагает беседу, использование художественного слова, указания, пояснения. Практический - это самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения. Эвристический предполагает развитие находчивости и активности. Частично-поисковый; проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия). Метод «подмастерья» заключается во взаимодействии педагога и ребёнка в едином творческом процессе. Сотворчество и мотивационный метод предполагает убеждение, поощрение.
Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:
1) создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, упражнение на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
2) изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);
3) доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные цвета, интересные детали);
4) рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Занятие по рисованию с детьми 3 – 4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. Начинали мы занятия с рисования пальчиками, а затем все более усложняли.
Нами были проведены такие занятия, как «Корзинка малинки», целью которого являлось закрепить умение узнавать и называть цвета, сформировать у детей представления о диких животных: белке и медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни, развить артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, сформировать познавательный интерес и воспитать отзывчивость, доброжелательность. Методическими приемами этого занятия явились художественное слово, чтение потешек, сюрпризный момент, беседа о животных, вопросы воспитателя, показ способов и приемов рисования пальчиком, рассматривание и обследование образца, анализ детских работ воспитателем. Также проводилась предшествующая работа, заключающаяся в беседе, рассматривании картинок о животных, чтении художественной литературы и заучивании потешек.
«Солнышко, которое мне светит», программным содержанием которого было познакомить с техникой печатания ладошками, учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка, вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками, развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию.
«Черемуха». Целями занятия являлось ознакомление с техникой рисования тычком ватной палочкой, воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширение знания и представления детей об окружающем мире, ознакомление с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток, формирование чувства композиции и ритма.
«Звездное небо». Цель данного занятия: обучить детей нетрадиционной технике рисования, учить комкать бумагу, познакомить с приемом рисования мятой бумагой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с красками.
«Ежик», целью которого является учить детей рисовать поролоновым тампоном линии, развивать мелкую маторику.
Комплексное занятие «Волшебная капелька» программным содержанием, которого являлось: расширять словарный запас дошкольников по данной теме; стимулировать самостоятельность, любознательность, активное отношение к окружающей действительности; поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками в процессе выполнения коллективной в форме коллажа; воспитывать бережное отношение к воде. Оборудованием и материалами являлись: слайды, зонтик с ленточками и капельками, мыльные пузыри на каждого ребёнка, раздаточный материал для аппликации.
Диагностика развития творческих способностей до включения нетрадиционных техник рисования в изодеятельность
Рис. 1
При нашем исследовании было замечено, что до включения нетрадиционных техник рисования развитие творческих способностей было таким, 45% - высокий уровень, 30% - средний уровень и 25% - низкий. Одной из причин является разный тип темперамента. Так например, Валя Г. и Настя М. являются меланхоликами. Девочки легко ранимы и склоны к постоянному переживанию в случае, если у них что – то не получается. Алеша Д., Миша Д. – сангвиники, поэтому отличаются поверхностью, разбросанностью и непостоянством. Им сложно что – то доделать до конца. Аня Х., Лера А., Миша Ч. не владеют в совершенстве навыками владения кистью или карандашами, поэтому им не всегда получается реализовать задуманное. Гиперактивным детям сложно работать в течении всего занятия, они не доделывают свою работу, едва начав и отвлекаются на посторонние факторы.
Из-за того, что флегматичный Дима К. очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Мальчик не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.
Диагностика развития творческих способностей после включения нетрадиционных техник рисования в изодеятельность
Рис.2
При включении в изобразительную деятельность нетрадиционных техник рисования показатели динамики повысились. Это связано с тем, что нетрадиционное рисование является новой, интересной формой самовыражения. Если дети не могут правильно пользоваться материалом (кистью, карандашом) и из – за этого сильно переживают, то можно его заменить.
В группе есть гиперактивные дети, они быстро устают и не могут высидеть и пяти минут, что, безусловно, мешало им на занятиях. На занятиях нетрадиционного рисования мы решили эту проблему, используя частое чередование активного и спокойного действия.
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, мы можем больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении. Так Валя Г. бросает свое занятие со слезами, как только у нее что – то не получается, значит она не умеет преодолевать препятствия. Этому мы учим в нетрадиционной технике, предлагая ей другие способы достижения желаемого. Ребенок понимает, что из любой ситуации есть выход. Например, если не удается нарисовать снеговика, можно предложить его слепить из пластилина.
Если малыш быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Тогда мы находили причину и усложняли или облегчали задание. Например, детям надо было нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, как для Ильи К. и Вари Б., мы предлагали нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, в случаи с Аней Х. и Мишей Ч., то рисовали пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.
С детьми проводилась как коллективная работа, так и индивидуальная.
Индивидуальная работа на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводилась, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Ожидаемый результат: значительное повышение уровня развития творческих способностей и расширение, и обогащение художественного опыта; развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности, развитие способности к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами. Развитие креативновности и индивидуального «почерка» детской продукции, способности к активному усвоению художественного опыта. Нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для создания художественного образа. Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов; оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
3. Казакова Р. Г., Сайганова Т.И. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.
Комментарии пользователей