Детство – это особое время, когда формируется личность человека, развиваются его духовные и телесные силы, приобретаются знания о мире вокруг и формируются нравственные навыки и привычки. В дошкольном возрасте активно накапливается нравственный опыт, и духовная жизнь ребенка начинается с его нравственного самоопределения и формирования самосознания.
Важно начать работу по духовно-нравственному воспитанию с создания теплой и уютной атмосферы для детей. Каждый ребенок в детском саду должен ощущать радость, улыбки, иметь добрых друзей и участвовать в веселых играх. Ведь эмоциональная привязанность к детскому саду, родной улице и семье – это основа, на которой строится более сложное нравственное чувство.
Система нравственного воспитания должна учитывать все источники нравственного опыта воспитанников. Это могут быть различные деятельности, как учебные, так и общественно полезные, а также отношения между детьми в коллективе, отношения с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы и искусства.
Важно также правильно соотносить формы деятельности и просвещения на разных возрастных этапах детей. Кроме того, нельзя забывать о включении нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности детей.
Воспитание – это всего лишь побочный эффект взаимодействия и глубокого общения людей. Отношения взрослых к детям и их поведение имеют огромное значение для формирования нравственности детей. Не педагоги и родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению взрослых и к жизненным ситуациям. Для достижения результата важнее не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие и совместное освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, каковы пути воспитания добрых детей? В. А. Сухомлинский много и долго искал корни зла и жестокости и сделал следующий вывод: "Если ребенка учат добру, то в результате будет добро, если учат злу, то будет зло, потому что ребенок не рождается готовым, его надо сделать человеком".
В воспитании добрых чувств ребенка роль педагогов велика. Нравственный облик педагога открывается детям через его отношение к работе, воспитанникам, другим людям и к себе самому. Эти отношения являются для ребенка убедительным примером нравственных идеалов, которые формируются в процессе обучения. Иными словами, примеры ответственного и увлеченного подхода к работе, принципиальности и заботливости в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детях веру в победу морали. Напротив, нерадивое или бестактное отношение педагога наносит существенный ущерб нравственному развитию детей.
Действенность нравственного воспитания зависит от личного примера самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, которые мотивируют детей следовать его примеру, формируются из множества факторов, включая степень его компетентности, профессионализма и характер повседневных отношений с детьми. Важно, чтобы слова педагога соответствовали его поступкам. Если педагог проповедует одни нормы, но сам придерживается других, то он не может рассчитывать на эффективность своих слов.
Важно знакомиться с принципами педагогической деятельности, которые лежат в основе гуманного подхода к детям. Ведь воспитание начинается с любви к ребенку, так как без нее невозможно воспитать гуманную душу. Любовь является единственной силой, способной стимулировать ребенка к доброму отношению к окружающим. Педагогика любви не допускает грубости, давления или унижения достоинства, поскольку все это отравляет жизнь ребенка и вносит в нее злобу и разочарование.
Также важно создать среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и в равновесии. Ни одна сфера общения не должна причинять ребенку дискомфорт, страх или унижение. В такой среде юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
Комментарии пользователей