Игрушка всегда была и остается спутником человека. И огромное значение она имеет в период дошкольного детства, когда вся жизнь маленького человека проходит в игре, что признают подавляющее большинство изучающих этот вопрос авторов.
Современное многообразие игрушек потрясает, а их видовое разнообразие заставляет более придирчиво относиться к имеющимся их классификациям.
Но роль игрушки по-прежнему неоценима, хотя при таком обилии вариантов многие родители, а иногда и педагоги, стали относиться к ним не более как к атрибутам игры, и не уделяют должного внимания правильности их выбора. Часто в семье при покупке игрушек ориентируются исключительно на сиюминутное впечатление от товара, упуская то влияние, которое игрушка оказывает на развитие ребенка.
А это влияние чрезвычайно велико – игрушка не просто его партнер в игре, но и педагог, наставник, психолог, друг и т.п. Вместе с игрушкой дошкольник развивается физически, эмоционально, нравственно, учится общению, совершенствует восприятие, память, мышление, речь и др.
Рука об руку с игрушкой ребенок дошкольного возраста осваивает мир. И здесь в полный рост встает вопрос регулирования количества, состава, свойств игрушки со стороны взрослого. Все понимают, что чрезмерное количество игрушек уменьшает интерес к ним. Тем не менее, новые игрушки тоже нужны, и необходимо контролировать их смену и наличие тех или иных игрушек в дошкольной группе.
В условиях дошкольной группы я использую некоторые приемы, которые помогают регулировать число игрушек в групповом пространстве. Игрушки «приходят» к нам в гости, и «покидают» группу через несколько дней, направляясь к другим детям. Некоторые игрушки «приходят» только для того, чтобы участвовать в театрализованных постановках. Конечно, они также «задерживаются» на какое-то время, чтобы дети могли получить максимум от общения с ними, но и чтобы не успеть надоесть воспитанникам. Появление игрушки я часто сопровождаю подходящим стихотворением, сказкой или загадкой, историей из жизни своей или кого-то из родственников воспитанников. Особенно интересные истории нам приносят бабушки дошкольников, рассказывая об игрушках своего детства.
Многие игрушки «приходят» для того, чтобы дети рассказали им что-то, объяснили, поделились с ними впечатлениями. В нашей группе уже достаточно долго «живет» Кот Ученый, к которому дети приходят рассказать о своих радостях, проблемах, эмоциях… Его уголок – это место для рефлексии и психологического расслабления дошкольников.
Музыкальные игрушки появляются под соответствующий аккомпанемент, что позволяет детям понять назначение игрушки, и научиться слышать именно эти звуки в общем музыкальном альянсе. Спортивные игрушки «внезапно находятся» детьми, и используются в интересной игре, содержание которой они придумывают сами или способы игры им подсказывает педагог.
Таким образом, игрушка участвует в создании игры, направляет ее, сопровождает дошкольника в игре, оказывая огромное влияние на его развитие и формирование его личностных качеств.
Комментарии пользователей