Развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе
Развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Предлагаем вашему вниманию фрагмент из книги Ксении Люциановны Печоры «Развиваем детей раннего возраста», — упражнения для детей, развивающие мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику.
Занятие 1
1. Развитие мышления.
Цель: классифицировать предметы по виду (4-й лишний).
2. «Что изменилось?».
Цель: развивать внимание, память.
На столе разложены пять небольших игрушек. Детям предлагается их запомнить, затем предметы загораживаются ширмой и меняются местами, меняется также их положение (стояла — лежит). Изменения вводятся постепенно (сначала одну игру, потом две и т.п.).
3. Развитие мелкой моторики, игра «Колечко».
Цель: совершенствовать координацию общих движений, согласованности действий.
Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий держит в руках колечко, подходит к каждому ребенку и как бы кладет колечко в руки одному из игроков со словами: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот малыш, у которого оно оказалось, выбегает, а другие игроки, сцепив руки, пытаются его остановить.
4. Подготовка к письму: «Рисование узора А».
Цели: развивать координацию движений, подготовить руку к письму.
На листе в клетку ребятам дается начатый узор из точек, которые они должны соединить и продолжить узор.
Занятие 2
1. Развитие мышления: «Точки, снежинки, палочки».
Цель: развивать логическое мышление.
Перед ребятами кладут три ряда карточек, по четыре в каждом. В первом нарисованы точки, во втором снежинки, в третьем палочки. Взрослый объясняет увеличение фигур первых двух рядов, при этом вовлекая в рассуждения детей. Затем предлагает самостоятельно разложить третий ряд.
2. Внимание, моторика, память, упражнение «Зеркало».
Цель: развивать внимание, память, умение точно воспроизводить движения.
Двое играющих встают друг против друга. Один из них — зеркало. Он должен в точности повторить движение другого.
3. Кругозор, словарный запас: «Цветы».
Цели: развивать кругозор; расширить словарный запас, память, быстроту реакции.
Каждый ребенок выбирает название цветка. По жребию один цветок начинает игру. Он называет любой цветок и догоняет его. А когда этому цветку грозит опасность, он называет другой цветок, и тот убегает.
4. Подготовка к письму: «Рисование узора Б».
Цель: развивать координацию движений рук с целью подготовки к письму.
Ребенок должен продолжить начатый узор.
Занятие 3
1. Развитие мышления:
а) лишний предмет.
Цель: классифицировать по разным признакам (положение предметов, предмет, относящийся к другому классу, признак действия). Перед детьми располагают картинки, из которых одна лишняя:
Содержание картинок
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
кошка стоит
лодка с веслом
малыш идёт с пустыми руками
дерево стоит
причал, мостик
малыш с мешком
свинка стоит
льдина
девочка с метлой в руках
лошадка стоит
пароход
малыш несёт дрова
собачка стоит
плот
девочка несёт чемодан
как легко заметить, упражнение 2 имеет два правильных решения
б) «Кто кем будет?».
Цели: расширить кругозор; уточнить представления детей о происходящем.
Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем или чем будет яйцо (цыпленок, мальчик, желудь, икринка, гусеница, мука, кирпич, ткань)?». При обсуждении необходимо подчеркнуть, что может быть несколько вариантов ответов. Например: из яйца могут вылупиться птенец, крокодил, черепаха, змея; из него можно приготовить яичницу.
2. Внимание, память: «Запомни картинку».
Цель: развивать внимание, память.
После подготовки 10—12 картинок с изображением одного предмета игру можно провести как соревнование «Кто больше запомнит картинок?». Играющие рассматривают картинки 2—3 мин, затем изображения убирают, и ребята называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто больше вспомнит неназванных картинок.
3. Моторика, математика: «Назови соседей».
Цели: развивать координацию, ловкость движений; уточнить математические представления.
Дети играют по двое. Один ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10); поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается, то выбывает из игры.
4. Речь: «Составь рассказ».
Цель: развивать связную речь, логическое мышление.
Перед детьми раскладывается серия картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
5. Подготовка к письму.
Цель: закрепить умение слушать и точно выполнять указания взрослого.
«Поставь карандаш на точку: две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо и т.д.»
Занятие 4
1. Развитие мышления: «Что плавает, что тонет?».
Цели: расширять кругозор; пополнить словарный запас новыми словами (легкий, тяжелый, металл, дерево, пластмасса); сформировать представления о свойствах предметов.
Оборудование: предметы из металла, пластмассы, дерева (линейка, пуговица, карандаш, гвоздь, ножницы, ключи и т.д.), таз с водой.
Ребята сначала угадывают, будет предмет плавать или утонет. Затем на практике сами проверяют свою догадку.
2. Речь: «Вербальные аналогии».
Цель: развивать интеллектуальные способности с помощью логических абстракций.
Воспитатель пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями, — слева, а справа лишь одно слово — вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.
день — ночь солнце — ?
бидон — чайник молоко— ?
лётчик — шофёр самолёт — ?
топор — коса дрова— ?
снег — лёд лыжи— ?
Саша — Коля Александр— ?
3. Чтение стихов.
Цель: познакомить детей с классиками литературы.
Прочтение взрослым двух любых четверостиший из произведений А.С. Пушкина.
После чтения предложить ребятам попросить мам, чтобы они прочитали им дома все произведения целиком.
4. Моторика: «Трудные виражи».
Цель: развивать координацию движений рук.
Каждый ребенок получает рисунок с дорожками, по которым он должен «приехать» к дому. Дети рисуют карандашом, не отрывая его от листа бумаги.
5. Подготовка к письму, упражнение «Диктант».
Цель: научить внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
«Внимание! Рисуем узор: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна вниз, одна вправо и т.п. Руки от листа не отрывать».
6. Внимание, память.
Цель: выработать у детей усидчивость.
Ребятам дается образец и объясняется, какие цифры надо вычеркнуть.
АА. 12345 ББ. 123456
12345 12345
23415 32154
43521 42531
и т.д.
7. Занимательные вопросы.
«У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
Занятие 5
1. Развитие мышления.
Цель: выработать умения последовательно осуществлять умственные действия, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Вариант 1
Детям предлагается внести недостающий рисунок. Сколько должно быть бусинок? Сколько должно быть ягодок? Сколько должно быть лепестков у цветка? Какая форма окна у дома?
Вариант 2
На заранее приготовленном листе бумаги чертится квадрат и вместе с ребенком, вспоминая начало сказки, рисуется схематичный рисунок, затем то, что было по сюжету дальше, и т.д.
2. Развитие внимания, памяти: «Угадай что спрятано?».
Цели: тренировать внимание, память; уточнить представления об окружающих предметах.
В мешке находятся предметы. Ребенку описывается предмет, его внешний вид, он должен отгадать, что это, и постараться найти его в мешочке на ощупь.
3. Развитие моторики: «Палочки».
Цель: тренировать мелкую моторику.
Дети собирают рассыпанные на столе палочки (спички) так, чтобы не задевать рядом лежащие.
Занятие 6
1. Мышление: «Земля, вода, огонь, воздух».
Цели: закреплять представления об окружающем мире, развить быстроту реакций.
Дети становятся в круг. Ведущий поочередно бросает каждому мяч говорит слово «земля», или «вода», или «воздух» — и ребенок должен назвать животное, или рыбу, или птицу. При слове «огонь» ребенок должен перевернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши.
Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а победитель награждается поощрительным призом.
2. Речь: «Почтальон принес письмо».
Цель: сформировать умение делить слова на слоги.
Перед занятием необходимо вспомнить, что слова состоят в основном из слогов. В слове могут быть один, два, три слога. Детям раздается материал с картинками, которые они должны показать воспитателю на то количество слогов, которое он назовет.
3. Внимание: «Зачеркнуть букву» (по образцу).
а о у и о а о у и е а и е у о
аоеуиаеуое аоиеиуоаеиуа оуеоиеуиеоуу и т.д.
4. Моторика: «Фотограф и заяц».
Цели: скоординировать движения руки; развить глазомер.
В одном углу листа нарисован фотограф, а в другом заяц (можно схематично). Нужно соединить их штрихом по прямой линии, т.е. «сфотографировать» зайца.
5. Загадки.
На столе четыре яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Четыре.)
Для мальчиков пять чуланчиков, а выход один. (Перчатка.)
Занятие 7
1. Развитие мышления: «Незаконченные картинки».
Цель: формировать целостное представление о предметах.
Ребенку предлагаются незаконченные фигуры (эталоны форм предметов), которые он должен закончить в рисунке (эллипс, круг, квадрат и т.д.).
2. Речь: «Угадай, как нас зовут».
Цель: ввести ребенка в мир букв и слов.
Для игры нужно заготовить 10 картинок, на каждой из которых должен быть изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованных вверху.
Например: арбуз-ножницы-яблоко (Аня); арбуз-санки-яблоко (Ася); обруч-лопата-яблоко (Оля); ножницы-игра-ножницы-арбуз (Нина); лопата-игла-дом-арбуз (Лида); ведро-арбуз-санки-яблоко (Вася); ведро-арбуз-лопата-яблоко (Валя); троллейбус-облако-лопата-яблоко (Толя); ведро-арбуз-ножницы-яблоко (Ваня); ведро-очки-ведро-арбуз (Вова).
3. Моторика.
Цель: формировать наглядно-образное мышление, координацию движений.
Детям предлагается из палочек (спичек) выложить узор по образцу.
4. Подготовка к письму. «Виражи».
Цели: развивать координацию рук; подготовить руку к письму.
Дети должны провести своими карандашами линии, не отрывая руки бумаги.
5. Занимательные вопросы.
На дереве сидели четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько было ворон? (Две.)
Занятие 8
1. Мышление и речь.
Цели: уточнить представления о временах года; закрепить умение описывать их по картинке.
Дети сидят за столом, и перед ними раскладываются картинки с четырьмя временами года. Они должны определить время года и сказать, как они это сделали. Затем каждому ребенку дают картинку, где изображена солнечная, ясная или пасмурная погода. Малыш должен по картинке определить, какая это погода и почему. Перед началом выполнения задания воспитатель дает образец ответа.
2. Внимание и память: «Бывает — не бывает».
Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.
Взрослый описывает различные ситуации, а ребенок должен решить, бывает так на самом деле или нет.
Например: волк бродит по лесу, волк спит на дереве; в кастрюле варится суп, в кастрюле варится чашка; кошка гуляет по крыше, собака гуляет по крыше; девочка рисует домик, домик рисует девочку.
3. Моторика: «Нарисуем человечка».
Воспитатель рисует сам и спрашивает детей о последовательности рисования (под диктовку детей).
4. Загадки.
Воспитатель показывает детям три рисунка и загадывает загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз.)
Зимой и летом одним цветом.
(Елка.)
Маленький, удаленький.
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
(Гриб.)
Комментарии пользователей