Беляева Ольга Анатольевна - учитель — логопед,
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 116 V вида», г. Новосибирск
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольной речи ребенка.
Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, влияние на развитие детей позволяют выделять обязательное содержание работы по обучению дошкольников грамоте:
· ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
· ознакомление с предложением и его смысловым составом;
· деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
· чтение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
· ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности фонем и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устной речи и наоборот.
Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.
Ребенок 5 лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучению чтению.
Дети 6 лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на 5 году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм.
Вместе с тем было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную особенность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его сензитивный срок (свой для каждого ребенка) начала обучения чтению.
Комментарии пользователей