При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Спикеры:
Мурындина Надежда Александровна – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Малаховская Нина Александровна – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Попова Наталья Михайловна – педагог-психолог высшей квалификационной категории.
Нина
Малаховская: Здравствуйте,
уважаемые слушатели. Сегодня мы поговорим с вами о психо-речевом развитии детей
раннего возраста от 0 до 3 лет, рассмотрим рекомендации и практические
материалы.
Сегодняшние наши спикеры – это я, Малаховская Нина Александровна, учитель-дефектолог школы №1748 «Вертикаль», Мурындина Надежда Александровна, учитель-логопед школы №1748 и педагог-психолог Попова Наталья Михайловна.
Пожалуйста, ознакомьтесь с литературой, которую предлагают творческий центр «Сфера». Можете обратиться к сайту sfera-book.ru.
Наш вебинар продолжается час или чуть больше. После вебинара вы можете задать нам вопросы, мы с удовольствием на них ответим. Всем будет предложена видеозапись вебинара. Сертификат можно получить, обратившись и зарегистрировавшись на сайте «Сферы».
На сегодняшнем вебинаре мы рассмотрим особенности развития речи детей от 0 до 3 лет, поговорим о влиянии моторики на формирование речевой функции, обсудим развитие личности ребенка и новообразования раннего возраста, расскажем об играх, упражнениях и пособиях для детей раннего возраста.
Мое сегодняшнее выступление я бы хотела посвятить такой теме – рассказать вам или напомнить об особенностях развития детей от 0 до 2 лет, рассмотреть показатели нарушенного развития детей на первом году жизни и предложить вашему вниманию приемы развития моторной, сенсорной и речевой сферы детей от 0 до 2 лет.
Первый год жизни ребенка – это период интенсивного роста и формирования центральной нервной системы. Это фундамент дальнейшего развития ребенка. При формировании высшей нервной деятельности необходимо обратить внимание на установление режима сна и бодрствования ребенка, и на развитие сенсомоторной сферы. Всё это тесно связано с ранним речевым развитием детей.
Полноценный сон и активное бодрствование не даны ребенку с самого рождения. В течение первых месяцев жизни ребенок научается глубоко спать и активно бодрствовать, с аппетитом есть. Всё это свидетельствует о нормальном развитии высшей нервной деятельности. Умение активно бодрствовать – основа для развития движений, восприятия и речи ребенка
Взаимосвязь разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляется при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки малыша. Ребенок хватает и удерживает видимый предмет. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждают ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать, а потом ходить.
Слуховое и зрительное восприятие значительно совершенствуются в течение первого года жизни. В первые месяцы жизни малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на игрушке, следить за движением игрушки, прислушиваться к голосу или звучащему предмету.
После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они уже эмоционально отзывчивы, реагируют на интонацию и музыку. Такие простые действия с игрушкой, как удерживание, размахивание превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые действия. Малыш начинает складывать кубики в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Ему нравятся любимые игрушки.
Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве, двигаться навстречу окликающему его взрослому или к заинтересовавшему ребенка предмету.
Параллельно сенсомоторному развитию происходит развитие речи. В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки «гы», «гхы», а к 4-5 месяцев он уже певуче гулит, что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинается развитие лепета – произношение слогов, из которых позже образуются первые слова.
На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, так называемым комплексом оживления.
К концу года формируются основы понимания речи до 30-50 слов, и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его или побудить выполнить несложные действия. Малыши, особенно на втором году жизни, ярко проявляют разное отношение к взрослым – они радуются близким людям, а от чужих настороженно прячутся или плачут.
Начиная с 12 месяцев, постепенно совершенствуется ходьба ребенка. Дети учатся свободно передвигаться. Они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка.
После полутора лет у малышей, кроме основных, развиваются и подражательные движения. Малыши уже могут показать мишку или зайчика. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными пирамидками, матрешками, строительным материалом и сюжетными игрушками (куклами и атрибутами к ним, мишками, зайками и плюшевыми игрушками). Эти действия дети воспроизводят после показа взрослого или запоминают и воспроизводят уже отсрочено – баюкает куклу или кормят мишку.
Постепенно из этих отдельных действий складывается цепочка и уже небольшая игра. Малыш может покормить куклу, уложить спать. Дети начинают искать нужные им для игры предметы – одеялко или что-то похожее на это.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить изученные действия с одной игрушки на другую, начинают баюкать не только куклу, но и мишку, зайку.
Второй год жизни – это период интенсивного формирования речи. Связи между предметом или действиями, словами, их обозначающими, формируются в 6, а то и в 10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение самостоятельно говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначение некоторых качеств и состояний.
В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: надень шапку и надень колечки на пирамидку.
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Например, большая кукла или нарисованная кукла уже осознаются ребенком как одна и та же игрушка.
Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинках. А ведь в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несуществующие признаки. Например, словом «кхы» он обозначал кошку и меховой воротник.
Дети старше полутора лет способна поддерживать диалог-воспоминание со взрослыми о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом. Например, «Куда мы ходили?». – «Гулять». – «Кого видели?». – «Собачку». – «А кого кормили зернышками?». -«Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам, а после года и 10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь составляет теперь 200-300 слов. В нём много глаголов, существительных, встречаются простые прилагательные и наречия, такие, как «тут», «там», «туда», а также используются некоторые простые предлоги. Упрощенные слова типа «ту-ту», «ав-ав» заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении.
После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит только контур слов – число слогов, наполняю его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучание к слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте еще не приносит успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни.
В большинстве случаев ребенок после полутора лет правильно производит губно-губные звуки, такие как «п», «б», «м», переднеязычные «т», «д», «н» и заднеязычные «г», «Х» – звуки так называемого раннего онтогенеза. Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах произносится ребенком крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Это так называемый период слов-предложений. Слово «бах» (упало) в одних случаях обозначает, что малыш уронил игрушку, а в других, что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех и четырехсловных предложений. Для этого периода очень показательно развитие фразы.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, а выражает их преимущественно интонационно – «Ия куся» (Ира кушала). Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить «Где?», «Баба куда?». На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения – мама, папа, бабушка.
Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения – плохой, хороший, красивый, расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Дети уже начинают узнавать и называть некоторые элементы мебели, одежды, посуды. Ребенок помогает родителям выполнять несложные поручения. В деятельности рождается речь. На втором году речь становится основным средством общения со взрослыми, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
Дефицит развития в раннем возрасте сопровождается непоправимыми потерями. Если ребенок с двух месяцев не начал действовать с предметами и не развивал движения пальцев рук, то это на втором году жизни существенно скажется как на развитии речи и мышления, так и на последующих успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности.
Отставание в психомоторном развитии детей раннего возраста, к сожалению, полностью не компенсируется в последующие периоды его жизни. В группу риска должны быть включены в первую очередь недоношенные дети, особенно с экстремально низкой массой тела, с нарушениями со стороны зрительного и слухового анализаторов, недостаточностью функции черепных нервов, задержкой формирования безусловных рефлексов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.
У детей первого месяца жизни особого внимания заслуживает отсутствие безусловных оральных рефлексов: поискового, хоботкового, сосательного и глотательного. Это можно увидеть в значительных трудностях при проведении кормления.
Кроме того, крайним признаком, отражающим функцию нарушения группы нервов, можно отнести отсутствие крика (афонию), слабый крик с носовым оттенком, монотонный, не модулированный крик. Наличие судорог также является клинически значимым признаком раннего органического поражения центральной нервной системы и определяет необходимость проведения углубленного обследования головного мозга ребенка.
В возрасте 2-3 месяцев особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются отсутствие гуления, сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств – появление скованности, спазмов в мышцах языка, затруднение при кормлении, отсутствие реакций, фиксации взора и прослеживания за объектом, отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращенную речь и ее эмоциональную окраску.
В возрасте 4-6 месяцев возможна задержка развития периода гуления и его перехода в лепет, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции, зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие. Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляций и интонаций.
В 6-9 и 9-12 месяцев при общей задержке моторного развития без грубых симптомов поражений нервной системы может сохраняться примитивное гуление в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеет место и недостаточность слухового внимания, затруднение в определении источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки, восприятие голоса и его тембра.
Это является одним из главных факторов задержки развития начального понимания обращенной речи. Таких детей можно отнести в группу риска по задержке речевого развития.
У детей, перенесших тяжелое перинатальное поражение нервной системы к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых отчетливо проявляется нарушение тонуса в мышцах языка и губ, оральные гиперкинезы, оральные синкинезии. Дети испытывают проблемы с желанием, глотанием, поперхиваются по еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или вовсе отсутствовать. Лепета у таких детей нет. Нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций, дыхания и еды. Такие дети такие дети составляют группу высокого риска по формированию тяжелых речевых расстройств.
В раннем возрасте важен не только год, но даже месяц, неделя и день. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы обеспечивает компенсацию или частичную компенсацию нарушения речи. В раннем возрасте необходимо уделять равнозначное внимание двигательному, сенсорному и речевому развитию детей. Так как эти процессы взаимосвязаны, развитие одного ведет к развитию другого.
Давайте рассмотрим направления работы с детьми раннего возраста и поговорим о совершенствовании сенсомоторного развития. От рождения до 2,5-3 месяцев рекомендуется учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого; вызывать у ребенка первую улыбку, которая, как правило, появляется к одному месяцу жизни; способствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой; ласково разговаривать с ребенком, держа его в вертикальном положении; вызывать длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого; побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся взрослым, вызывать у ребенка комплекс оживления: улыбку, гуление, движения ручек и ножек.
От 3 месяцев до 5-6 рекомендуется учить находить взглядом, поворотом головы источник звука, разговаривающего взрослого или игрушку, совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях: лежа на спинке, на животике, на руках у взрослого. Учить проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого – ласковая, веселая, строгая. Следить за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения – наталкивание на низко висящую игрушку, попытки захватить и ощупать ее (как правило, это формируется к трем месяцам), развивать зрительно-моторную координацию рук, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, вкладывать игрушку в руку, учить ребенка захватывать игрушку и манипулировать ею. Как правило, к четырем месяцам это уже доступно ребенку.
От 6 месяцев до 10 необходимо расширять зоны восприятия ребенка посредством зрения, слуха, осязания, предлагать ребенку предметы разной формы: круглый, овальный, прямоугольный, предметы из разного материала: мягкий, упругий, колючий, развивать моторную координацию рук, способствовать формированию умения брать, удерживать игрушку из любого положения: сбоку, над головой, дотягиваться до игрушки или предмета. Это подготовка к ползанию и ходьбе.
От 10 до 12 месяцев рекомендуется предлагать слушать звучащие игрушки: барабан, давать, давать гладить, мять предметы из разных материалов, учить различать горячую и холодную воду, учить понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другую кубик. Мы предлагаем следующие игры-занятия. Например, «Говорящие игрушки», «Чудесный мешочек», «Ладушки», «Прятки», «Сорока», всем известные игры для детей.
Речь нужно развивать параллельно с развитием движений. Деткам от рождения до двух месяцев рекомендуется побуждать прислушиваться к ласковому обращению взрослого; вызывать первые гортанные звуки; побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого; находить взглядом привлекательные предметы, например, «Где часики?», «Где неваляшка?»; формировать предпосылки активной речи; после 6 месяцев вызывать у ребенка голосовые реакции в процессе общения – певучие гласные или отдельные слоги звуки; повторять отдельные звуки и слоги вслед за ребенком; побуждать к их повторному произношению; способствовать развитию артикуляционного аппарата, улыбаться, гримасничать вслед за ребенком.
От 6 до 10 месяцев рекомендуется развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова, помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим, поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека «Где мама?», отыскивать предметы, которые интересуют ребенка, постоянно побуждать ребенка взаимодействовать со взрослым, а с 8-9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах, усложнять ситуацию, продолжать развивать предпосылки активной речи, учить подражать новым звукосочетаниям «да-да-да», «та-та-та» и другим (к 8 месяцам это период формирования), подражать разным интонациям голоса взрослых (к 8-9 месяцам).
От 9 до 12 месяцев рекомендуется расширять ориентировку в окружающем, способность понимать речь взрослого, закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты – определенную игрушку среди других игрушек, выполнять простые поручения «Найди куколку», «Покорми собачку», понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам – куклы могут быть в разных платьях, собачке разного размера. Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками – укладывать спать и куклу, и мишку, и зайчика. Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом; вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок; учить понимать смысл слов «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»; продолжать развивать активную речь, учить подражать новым словам, пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий словами, например, собачка «ав-ав», спит («бай-бай»); пользоваться первыми коротенькими словами, доступными ребенку: «мама», «папа», «дядя», «баба».
Рекомендуются следующие игры-занятия: подражать действию игрушек «Ляля идет, посмотри как – топ-топ-топ», «Ляля пляшет, посмотри как – ля-ля-ля», «Посмотри, собачка уходит, до свидания, помаши ей – пока-пока». Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной картинкой или игрушкой, а также настоящим предметом. Например, можно подражать лаю собачки, которая гуляет на улице, учить ребенка говорить коротенькое слово «ав-ав», знакомить с именами взрослых и детей, расширять ориентировку об окружающем пространстве, во времени, играть в прятки, использовать всем известные игры «Поехали-поехали», «Сорока-ворона».
Моторное развитие детей от 0 до 2 лет также очень важно для формирования речи, поэтому мы рекомендуем детям от 0 до 3 месяцев упражняться в умении удерживать головку при укладывании на животик. Можно показывать какую-то игрушку, чтобы малыш фиксировался в этом положении. Вызывать у ребенка, удерживающего голову, отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживать его под мышки в вертикальном положении.
От 3 до 6 месяцев развивать движения, подготавливающие к ползанию, закреплять умение лежать на животе, опираться на ладони выпрямленных рук, стимулировать развитие кисти руки, захватывание предметов, повороты на бок, со спины на живот, с живота на спину. Развивать упор ног, поддерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, учить его упираться ногами в твердую поверхность, упражнять в умении сохранять равновесие, покачивая малыша в горизонтальном и вертикальном положении.
От 6 месяцев до 9 стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползание с помощью различных игрушек. Посмотрите, они представлены на картинке, их великое множество. Ребенок толкает ту игрушечку, она от него укатывается, тем самым стимулируя его к движению. Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору. Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками, переходить от одного предмета к другому; учить сначала по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы; создавать условия для развития действия с предметами в соответствии с их свойствами: сжимать резиновые игрушки, прислушиваясь к из звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, из ведерка и вкладывать их туда обратно; развивать мелкую моторику рук: предлагать детям расстегивать кнопки, учить снимать кольца со стержня, открывать коробки; развивать движение пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусины, нанизывать их на леску или шнурочек, большие пуговицы также можно нанизывать на шнурочек.
Будут интересны все пальчиковые игры, которые доступны для детей этого возраста. Они должны быть коротенькими и запоминающимися. Детям от 10 до 12 месяцев необходимо совершенствовать ранее освоение движений: учить ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому, ходить при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и спускаться по лестнице или с горки, приседать на корточки, взбираться по невысокие предметы, свободно вставать и опускаться; учить выполнять первый игровые действия с сюжетными игрушками: покачай, покорми, потанцуй; развивать движения пальцев, предлагая собрать кусочки ваты и бумаги.
Игры-занятия, которые мы рекомендуют для этого возраста – найди по голосу, как мяукает кошка, двигательные игры, достань игрушку с горки, собери с пола раскатившиеся шарики, догони собачку.
Эти игры способствуют двигательному развитию. Очень важно поддерживать и закреплять чувство удовлетворения ребенка от совместных действий и игр, радостного сопереживания этого процесса вместе с взрослыми.
Давайте рассмотрим второй год жизни ребенка и развитие. Речь выполняет основную коммуникативную функцию. От 1 года до 1 года 6 месяцев рекомендуется развивать понимание речи, расширять запас понимаемых слов; учить по слову взрослого находить показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуду; учить понимать слова, обозначающие части тела человека: руки, ноги, голову, части лица: рот, глаза, уши, бытовые и игровые действия: умываться гулять, признаки предметов, цвет, контрастные размеры (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, мячик или шарик) приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек; содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух-трех действий. Также развивать активную речь, совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, пополнять активный словарь названиями известных действий: спи, иди, упал; учить показывать и называть изображения на картинке в статическом положении, а также в движении; приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?». Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных ключевых средств; учить произносить по подражанию предложения из двух слов «Мама, дай», «Киса, иди».
Следующий этап развития – этап от 1 года 6 месяцев до 2 лет. В этом возрасте необходимо развивать понимание речи, а именно расширять запас понимаемых слов, называть детям цвет предмета, уже увеличивая количество цветов: красный, синий, желтый, зеленый (основные цвета), размер, форму, уже можно использовать состояние (чистый, грязный), а также местонахождение предмета – здесь, там. Можно использовать временные и количественные представления, количественные отношения (один, много) Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных, способы питания (клюет, лакает), как животные подают голос (кошечка мяукает, собачка лает), способы передвижения (идет, бежит), его трудовые действия, наблюдать за своими домашними и объяснять – мама готовит, мама стирает, мама подметает.
Учить понимать предложения с предлогами «в» и «на», формировать обобщенные представления о предметах и действиях, учить узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета – мяч большой и мяч маленький, мяч красный и мяч синий. Это всё мяч.
Соотносить одно и то же действие с несколькими предметами – можно кормить и куклу, и мишку, и слоника, содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектакли кукольного театра, знакомых детям по личному опыту. Также необходимо развивать активную речь, поощрять замену таких звукоподражательных слов, как «ав-ав» на уже более длинные слова, побуждать произносить по подражанию новые слова и предложения из двух-трех слов, отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
Продолжать расширять активный словарь, учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы, правильно пользоваться местоимениями «я», «ты», «мне», наречиями «там», «туда» и предлогами «в», «на» «за». Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; способствовать развитию потребности детей в общение посредством речи; показывать и давать им повод для обращения к взрослым и сверстникам «Попроси у мамы», «Поблагодари бабушку», «Посмотри, кто пришел». Приучать слушать и понимать короткие и доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения. Сопровождать чтение и рассказывание показом картинок, игрушек и действий. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении, обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Можно рекомендовать для чтения детям такие песенки-потешки, как «Ладушки-ладушки», «Петушок-петушок», «Большие ноги», «Водичка-водичка», «Баю-бай», а также русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», произведения поэтов, таких, как Агния Барто, Ирина Токмакова, Евгений Чарушин, Корней Чуковский.
В заключение выступления хочу привести цитату известного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться. Но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету. Спасибо. Играйте и работайте со своими детьми с удовольствием.
Надежда Мурындина: Добрый день, уважаемые слушатели. Мы продолжаем наш разговор о развитии детей раннего возраста. Моя коллега Нина Александровна познакомила вас с особенностями развития детей раннего возраста от года до двух лет, а мы с вами поговорим о речевом развитии детей раннего возраста от 2 до 3 лет.
О чём мы будем с вами говорить? Мы будем говорить о возрастных особенностях развития психо-речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет, о том, как определить отклонения в речевом развитии ребенка, о признаках недостаточной координации и мелкой моторики пальцев рук от года до трех лет. Обсудим дидактические игры и пособия для развития детей раннего возраста.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для формирования речи особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализатора.
Анализаторы – это сложные нервные механизмы, проводящие тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, которые способствует развитию движений и речи, то, безусловно, будет задерживаться его физическое и психическое развитие.
Речь развивается по подражанию. Об этом говорила и моя коллега. Поэтому большую роль в формировании речи ребенка является четкая неторопливая речь взрослых. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей, как это любят делать родители. В этот период происходит накопление пассивного словаря. Это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании взрослым. Постепенно у ребенка развивается активный словарь. Это слова, которые ребенок уже употребляет в своей речи.
Это было небольшое выступление. Сейчас мы рассмотрим возрастные особенности психо-речевого развития детей от 2 до 3 лет. Что должен уметь ребенок в возрасте от 2 до 3 лет?
Перед вами слайд. Вы с ним можете ознакомиться. Я буду рассказывать о речевых возможностях ребенка на данном речевом этапе. Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это возраст «почемучка». Почему так происходит? Дети становятся более самостоятельными. Они уже много, чему научились, много чего знают. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно деловое общение ребенка и взрослого. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Для сравнения. Если к двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов, то к трем годам он достигает уже 1 000 -1 500 слов.
В это время формируется фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов. Постепенно к трем годам они усложняются. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах и явлениях. При этом он пользуется как односложными предложениями «Мосьно?» («Можно?»), так и предложениями из нескольких слов: «Миса сидит кусит» («Миша сидит кушает»).
В этом возрасте часто допускают ошибки в роде существительных – «Куда папа пошла?» («Куда пошел папа?»), в числе и падеже «Вот рубасик» («Вот рубашка»), не всегда употребляют союзы и предлоги «Кусу кладу паток» («Кошку кладу в платок»).
Что касается звукопроизношения, об этом моя коллега Нина Александровна уже говорила. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки, потому что они более легкие звуки (звуки раннего онтогенеза) губно-зубные, переднеязычные, «сь», «ль» и заднеязычные. Свистящие, шипящие и сонорные звуки ребенок обычно пропускает или заменяет. В этом возрасте он еще имеет на это право.
Что касается памяти, внимания и мышления, то, что ребенок должен усвоить за этот год от 2 до 3 лет. Высшие психические функции взаимосвязаны. Наряду с развитием мышления, внимания, памяти происходит развитие речи. Все перечисленные на слайде умения должны формироваться и совершенствоваться в игровой деятельности, потому что ведущая деятельность в этом периоде – игровая. Ребенок обучается играя. На данном этапе развития для него это доступный способ получения знаний, умений, навыков.
Я не буду перечитывать слайд. Вы можете его изучить, когда будете еще раз просматривать вебинар.
В этом возрасте малыш учится сосредотачиваться, ставить перед собой цель что-то запомнить, найти на картинке или ответить на вопрос. Я решила вставить слайд с блоком «Математика», потому что при формировании элементарных математических представлений мы также продолжаем работать над развитием внимания, мышления, речи. Это развитие словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Нельзя работать только над одним компонентом, не затронув другой.
На слайде представлены знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок в данном возрастном периоде. На данном этапе закладываются основы знаний о количестве предметов, их величине и форме. Малыш знакомится с понятием «много», «мало», «один», «ни одного. Ребенка надо учить считать предметы слева направо, не пропуская и не считая их дважды.
Игровая деятельность – ведущая. Игра носит процессуальный характер, главное в ней действие. Действия совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Но к середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Что касается рисования, малыш учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки. Еще не всё получается, но ребенок обычно с удовольствием выполняет подобные задания. Дети очень любят рисовать.
Конструирование. Взрослые должны учить ребенка выкладывать объекты из геометрических фигур методом накладывания на готовую схему. Хорошо работать с блоками Денеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина «Сложи узор». Мы должны также обучать ребят простым постройкам из строительного материала.
Сейчас очень много разных пособий. Выпускаются книги с конспектами занятий по лепке, рисованию, аппликации с детьми раннего возраста. К каждому занятию прописана цель занятия, материал, приемы лепки, или приемы аппликации, или методы обучению рисованию. Есть книги, где очень подробно прописан ход занятия. По этим книгам будет легко работать начинающим специалистам, воспитателям и родителям. Вы можете заглянуть на сайт sfera-book.ru, вы обязательно найдете такие пособия. Рекомендую приобретать именно конспекты занятий, потому что всё очень подробно и интересно написано.
Ранний возраст завершается важным периодом в жизни ребенка – кризисом трех лет. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизм, упрямство, нарушение общения с взрослым.
В этот период взрослому важно правильно оценить и проанализировать возникшую ситуацию, чтобы одновременно, самое важное, не ущемить права и интересы ребенка, но в тоже время не допускать вседозволенности. Это нормальное явление. В современном мире есть множество статей и книг на данную тему. Просто будьте к этому готовы. Как говорят, предупрежден, значит, вооружен.
Давайте обобщим всё вышесказанное. По завершению третьего года жизни дети могут иметь активный словарный запас до 1 500 слов, повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание, ответить на понятный вопрос взрослого, поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобства («Замерз, устал») и действия сверстника («Отнимает»), сопровождать речью игровые и бытовые действия, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, пользоваться речью как средством общения со взрослым и сверстником.
Мы с вами кратко рассмотрели критерии речевого развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет. Но каждый ребенок индивидуален. Один уже в год небольшим тараторит без умолку, другой предпочитает молчать до трех лет. Если молчун не заговорил к 2-3, нужно немедленно обращаться к специалисту, например, к неврологу, логопеду или психиатру, потому что любое отклонение то нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Давайте рассмотрим случай, когда нужно бить тревогу. Признаки нарушения речевого развития. Моя коллега Нина Александровна уже об этом говорила. На этом слайде приведены примеры, когда нужно бить тревогу и бежать к специалистам.
Сейчас я хотела бы более подробно рассмотреть признаки нарушения речевого развития от года до трех лет. Мы срочно обращаемся к специалисту, если ребенок к году не может произнести ни слова, не может выполнить простейшую просьбу «покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году и 4 месяцам не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1 году 9 месяцам не может произнести шесть осмысленных слов, хотя ребенок должен произносить уже 10 слов.
К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его зовут.
В 4 года не знает название цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. Такие могут быть нарушения.
Пальчиковая гимнастика благотворно влияет на развитие речи ребенка. Пальчиковые игры в сопровождении стихов представляют собой инсценировку сказок, потешек, стихотворений. Они очень увлекательные и способствуют развитию мелкой моторики, речи, развивают ловкость и гибкость рук.
Но у детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточность двигательной сферы. Давайте рассмотрим признаки недостаточной координации мелкой моторики пальцев рук от 1 до 3 лет.
К концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому.
В 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули.
К 1 году 5 месяцам не ставит кубик на кубик, не пытается собрать пирамидку.
К 1 году 7 месяцам не разворачивает завернутый в бумагу предмет.
К концу 1 года 8 месяцев не ставит три кубика друг на друга, не может чертить прямые линии.
К концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч или любой другой предмет.
К 3 годам не может переливать жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин. Такие нарушения могут встречаться при недостаточной координации пальцев рук.
Теперь переходим к практической части моего выступления, познакомимся с играми и пособиями для развития речи детей раннего возраста от 2 до 3 лет. Работу по развитию речи детей необходимо проводить по следующим направлениям: игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата, игры на развитие фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Хочу дать небольшие рекомендации начинающим специалистам и родителям. Необходимо заниматься каждый день, потому что режим творит чудеса. Начинать занятия с пяти минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятий не должна превышать 15-20 минут. Это потом уже к трем годам они могут сидеть и 15 минут, но сначала мы должны начинать с пяти минут. Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
Вам может понадобиться для занятий следующее оборудование – зеркало. Зеркало должно быть достаточно большим. В зеркале вы должны видеть ребенка, ребенок видит вас, поэтому маленькие дамские зеркала для занятий не подходит.
Необходимо иметь лото различной тематики, домино, муляжи фруктов, овощей, животных, посуды, а также картинный материал по различным темам, разрезные картинки из 2-4 частей, различные кубики, пирамидки, матрешки, пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки. Для работы с ребенка и его развития нужно иметь всю канцелярию.
Необходимы звучащие предметы, музыкальные инструменты, тетради, альбомы для того, чтобы наклеить картинки. Можно приобрести пособия, рабочие тетради на печатной основе и необходимо запастись детской литературой с красочными понятными иллюстрациями, чтобы было понятно, что если на картинке человек, то это человек, если животное, то животное.
Игры на развитие мелкой моторики. Они всем известны. Это картинка из интернета. Вы знаете все эти игры: бусы, шнуровки (как мы начали играть с ними в 1,5 года, так и продолжаем), лепка из пластилина, выкладывание узоров из мозаики, игры с разноцветными прищепками, рисование пальцами, сортировка различных круп.
Мне очень нравится, я играла так со своими детьми – насыпала на поднос манку тонким слоем, и дети рисовали различные предметы. Можно писать буковки, циферки, если детки более развиты. Резиночки, мозаика. Полезно выкладывать узоры из счетных палочек, спичек, из всего, что вы найдете. Различные цветные прищепки нанизываем на солнышко, на тучку. В интернете много всего.
Важно не забывать сопровождать все игры речью, объяснять ребенку всё, что вы делаете, комментировать действия ребенка. Желательно, чтобы любая игра совпадала с лексической темой. Обязательно всё надо оречевлять.
Например, на этой неделе вы говорите о признаках осени. Тогда вырежьте из картона осенний листочек, пусть ребенок закрашивает его пластилином – пальчиком размазывает пластилин по картону. Или вырежьте из цветного картона тучку. Пусть ребенок на тучку наденет синие прищепки или наоборот, снимет их, чтобы получился дождик. Надеюсь, вы поняли мою мысль. Обязательно включаем в работу пальчиковую гимнастику.
Мне очень нравятся эти книги. Они были настольными книги, когда росли мои дети. Это Елена Михайловна Косинова «Уроки логопеда», там как раз много пальчиковых игр. Елена Краузе «Логопедические занятия с детьми раннего возраста», там тоже много интересного материала, «Пальчиковые игры для занятий с детьми от 1 года до 4 лет» Николаева. Мне очень нравились эти книжки.
Следующие направление – игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. В этот раздел необходимо включать игры на развитие речевого дыхания и артикуляционную гимнастику. Игры на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Сюда входят игры на развитие речевого дыхания и артикуляционная гимнастика.
Что важно, когда мы играем в игры на развитие речевого дыхания? Вдох через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть плавным и длительным, следить, чтобы ребенок не надувал щеки, на начальном этапе можно поддерживать их руками. Достаточно 3-5 повторений, чтобы у ребенка не закружилась голова.
Какие игры можно предложить? «Футбол», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Одуванчик», «Шторм в стакане», мыльные пузыри. Я нашла эти игры на фотографиях в интернете.
Для тренировки органов артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть. Что важно, когда мы играем в данные игры? Сначала важно познакомить ребенка с органами артикуляции с помощью веселых историй о Язычке. У Елены Михайловны Косиновой есть такие игры, когда Язычок путешествует и знакомится с какими-то героями. Упражнения выполнять перед зеркалом сначала в медленном темпе. Каждое упражнение выполнять от 3 до 6 раз, можно использовать карточки с артикуляционной гимнастикой. Постепенно необходимо увеличить темп упражнений и выполнять их подсчет.
Важно внимательно читать методические указания к каждому упражнению, выполнять их точно и плавно. Чтобы мы точно были уверены, что ребенок правильно выполнит дома упражнение, необходимо пригласить родителей к себе в кабинет и показать, как выполнять артикуляционное упражнение.
Например, родители обучают детей правильно дуть. У вас написано «щеки не надувать». Но родители пропускают этот момент, поэтому все методические указания, рекомендации родителям должны объяснить и показать. Показали, родитель повторил – его смело можно отпускать домой, чтобы он занимался со своим ребенком. Лучше заниматься два раза в день в течение 5-7 минут.
Данные игры на развитие речевого дыхания и выработку подвижности органов артикуляционного аппарата также можно встретить в книгах Елены Михайловны Косиновой «Азбука правильного произношения» раннего возраста и правильного произношения.
Переходим к играм на развитие фонематического слуха. Цель данных игр – научить ребенка различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь), научить ребенка слушать и слышать.
Игры необходимо подбирать в определенной последовательности. Сначала ребенок учится узнавать и дифференцировать неречевые звуки. Это очень важно. Начинаем с неречевых звуков, например, звуки природы, звуки от предметов (капает вода, рвется бумага, проехал мотоцикл).
Потом мы переходим на звукоподражание, затем идет работа на уровне слов, и затем на уровне гласных звуков мы учим ребенка в этом возрасте узнавать и дифференцировать гласные звуки.
Мы подготовили музыкальные инструменты. Есть такая игра «Отгадай, что звучит». Сначала мы показываем, как звучит бубен. Ребенок может побить по бубну, послушать этот звук, побарабанить, позвонить в колокольчик. Только после того, как ребенок усвоил этот звук, мы просим ребенка отгадать без зрительной опоры, что звучало.
Игра «Ночь или день». Когда будет ночь, я буду ударять в бубен вот так, сажусь на стульчик и закрываю глаза. понял? Повтори. А когда будет день, я буду звенеть в колокольчик, а ты будешь бегать по комнате.
Следующая игра «Угадай, кто кричит». От неречевых звуков мы переходим к звукоподражанию. Взрослый показывать ребенку картинки или игрушки с домашними животными, обыгрывает их, подражая крику соответствующего животного, затем взрослый просит послушать и угадать, кто придет в гости. Взрослый закрывает листом бумаги рот и подает голос. Ребенок отгадывает, кто к нему пришел в гости. Собачка «ав-ав». Кто пришел в гости? Покажи мне эту игрушку. «Мяу-мяу». Кто пришел в гости? Покажи эту игрушку.
Есть еще забавная игра «Волшебная палочка». Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. Взрослый дотрагивается до предмета волшебной палочкой и громко называет его. Вслед за взрослым названия предметов как можно четче повторяет ребенок.
Игры со звуковыми символами. Это уже более сложное задание. Для этого необходимо изготовить звуковые символы на карточках. Они на слайде внизу – это красные кружочки, прямоугольнички, овальчики. Это звуковые символы, но пока только гласных звуков, потому что это очень сложная работа. Мы должны ребенка этому научить.
Игры со звуковыми символами очень важны. Они являются фундаментом для подготовки детей к обучению грамоте. Мы уже с 2 лет начинаем ребенка этому обучать. Важно знакомить малыша со звуками в такой последовательности: А, У, О, И, потому что при А и У артикуляция разная. Мы должны ребенка научить дифференцировать эти звуки.
Важно знакомить ребенка со звуками постепенно, не переходить к следующему звуку, пока не убедимся, что усвоен предыдущий звук. При показе символа называть звук, четко артикулируя. Демонстрируя символ, можно отнести его с действиями людей, животных («девочка плачет» – «А-А-А», «бабушка охает», «лошадка кричит»).
Затем произносить с ребенком звук перед зеркалом, обращать его внимание на движение губ. Слуховая функция развивается быстрее, поэтому мы сначала учим ребенка слышать этот звук, а потом уже садимся перед зеркалом и учим наблюдать за органами артикуляции, за движениями губ. Если мы будем вместе и слушать, и наблюдать за органами артикуляции, то ребенок еще не усвоит, ему рано, он еще маленький. Он не может делать сразу два дела. Здесь мы сначала научились слушать звук, потом мы сели и наблюдаем, как работают наши губки.
После тщательного изучения звуков А, У, О, И, можно начинать играть. Есть такая интересная игра «Сломанный телевизор». Взрослый беззвучно артикулирует гласный звук в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ. Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
Звуковые песенки. Взрослый и ребенок составляет звуковую песенку с помощью двух символов. Ребенок выбирает любой символ, кладет эту карточку перед тобой на стол и нажимает на кнопочки (на каждую карточку) и поет: «А-У», «У-И». Таким образом мы работаем над развитием фонематического слуха.
У нас еще одно направление – игры на формирование лексико-грамматических категорий. Работу над формированием и развитием лексико-грамматической речи рекомендуется проводить с опорой на лексические темы, как в детском саду, потому что это удобно и интересно. Например, осень, овощи, фрукты, игрушки, одежда.
Что здесь важно? Важно играть с опорой на наглядность – картинка, предмет или муляж предмета. Моя коллега Нина Александровна уже приводила слова великого педагога Константина Ушинского. Должно быть что-то яркое, чтобы освоить это. Ребенок должен пощупать, потрогать, возможно, облизать, запомнить этот предмет, а затем уже можно говорить об этом предмете без зрительной опоры. Но на первом этапе это наглядность – картинка, предмет, муляж или настоящий предмет: мебель, овощи, фрукты.
Н а слайде приведены универсальные игры, в которые можно играть при отработке практически любой темы, например «один – много». Учим образовывать существительные множественного числа. Играем в мяч. «Дождь», бросайте ребенку мяч – «дожди». Работаем над развитием крупной моторики, над словарем, грамматикой. Капля – капли.
Или чудесный мешочек. Например, закрепить название овощей и их цвета. Малыш по одному достает из волшебного мешочка предмет, рассматривает его, отвечает на вопрос взрослого: цвет, форма, величина. «Назови ласково. Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Тоже играем в мяч или наступаем на большие или маленькие кочки. Огурец – большая кочка, огурчик – маленькая кочка, помидор – большая кочка, помидорчик – маленькая кочка. Вы можете раскладывать предметы – большие и маленькие помидоры.
Игра «Магазин». Учим выражать просьбу одним-двумя словами: «Дай то-то». Взрослый – продавец, а малыш – покупатель. Взрослый помогает ребенку оформить просьбу. «Ты хочешь купить красное яблоко?», «Вот какое красное яблоко ты купил».
Разрезные картинки. В этом возрасте ребенку уже можно предлагать картинки из двух, трех, четырех частей. Предметная картинка должна быть разрезана на несколько частей, должен быть горизонтальный разрез и вертикальный. Учим составлять целое из двух, трех, четырех частей.
Игра «Чего не стало?». Учим образовывать форму родительного падежа, развиваем зрительное внимание и память. Взрослый выставляет четыре игрушки, ребенок всех называет. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. К сожалению, у нас нет времени на перечисление всех игр, их очень много игр. Игры на развитие словарного запаса, формирования грамматического строя речи. Такой литературы много, вы можете ее найти.
Заканчивая свое выступление, я бы хотел ответить на такой вопрос. Наверняка он у многих возник. Если бы я начинала свой профессиональный путь, у меня возник такой вопрос. Когда же можно всё это успеть? При правильном распределении занятий всё возможно.
Приблизительный распорядок занятий. После завтрака можно заняться артикуляционной или пальчиковой гимнастикой и поработать над развитием мелкой моторики пальцев рук. На прогулке можно заняться развитием речи, развитием фонематического слуха. После сна можно поработать в рабочей тетрадочке. Мне очень нравится рабочая тетрадь на печатной основе Ольги Николаевны Земцовой или отработать лексическую тему, рассматривать или приклеить в тетрадь картинки по определенной теме, отработать грамматические категории с помощью мяча или другого оборудования. После прогулки или после полдника можно предложить ребенку совместное творчество, сделать поделку по определенной теме – что-то вылепить, нарисовать, сделать аппликацию. Перед сном моно почитать ребенку интересную сказку или рассмотреть картинки. Большое спасибо за внимание. Я передаю слово своей коллеге, педагогу-психологу Поповой Наталье Михайловне.
Наталья Попова: Добрый день. Я хотела бы начать свое выступление с притчи. Молодая женщина пришла к мудрецу за советом: «Мудрец, как мне следует воспитывать свое дитя?». Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе. Посмотри на эту лозу. Если ты будешь ее обрезать, если жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.
Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Ветви многолетней лозы сохраняют то самое расположение, которое им придает садовник первые три года. А если ты укроешь лозу от солнца, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не будешь не получишь сладких вкусных ягод. Лишь при разумном сочетании того и другого дается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость.
Родители не должны откладывать воспитание своих детей. Только разумное сочетание любви, знаний и мудрости способствует воспитанию гармонично социализирующей личности.
Я бы хотела обратить внимание на физическое и психическое развитие в раннем возрасте. Ребенок от 1 года до 3 лет выражает стремление к самостоятельному выполнению действий с предметами. В социальной ситуации совместная деятельность ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок должен выполнять индивидуальные действия. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы: ребенок-предмет-взрослый. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям – через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей, осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (сверстника).
Физическое развитие, главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей второго года жизни ходьба становится потребностью. Только к 10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется.
В середине двух лет жизни усваиваются разнообразные движения, носит и перемещает предметы. Мышечное чувство становится основным в воспитании расстояний, пространственного положения предметов. Ведущая деятельность в этом возрасте – предметно-манипулятивное. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды, игра и продуктивные виды деятельности: рисование, лепка и конструирование.
Важная роль в овладении предметной деятельности подлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций.
Эффективный характер восприятия приводит к сенсорному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребёнок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании.
Восприятие эффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сферы ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемым предметным действиям. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия, подбора предмета по форме, величине и цвету.
Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрированное, неустойчивое. Наблюдаются трудности при включении и распределении.
Отсутствует сознательный контроль за выполнением действий. Только под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания, расширяется круг предметов и их признаков, а также действий, на которых ребенок сосредотачивается. Память включается в процесс активного восприятия и узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше.
Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объемы сохранения материалов, доминирует непроизвольная память, начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.
Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенное название предметам. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Мышление активно развивается благодаря освоению ребенком знаний о предметах.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания – усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции – сравнение и обобщение.
На третьем году жизни формируется знаково-символические функции сознания, которые имеют большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.
Предпосылками воображения выступает представление. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки и рассказы. Бурное развитие речи в раннем периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жестов и мимик) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении и возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи.
Пассивная речь отражает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. Первое языковое открытие. На границе двух-трех лет жизни ребенок начинает понимать, что слово и предложение связаны между собой. Это второе языковое открытие.
Ребенок сначала учиться правильно слушать, потом правильно говорить. На третьем году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.
В данном возрасте происходит формирование черт характера. В ходе предметной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками отсутствует соподчинение мотивов. Все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Желания неустойчивые, неконтролируемые и не сдерживаемые. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинать мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми.
Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента. Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания, необходимость контролировать свои и чужие поступки.
Обратимся к трудам известного психолога Курта Левина, который отмечал, что происходит переход от полевого к волевому поведению, формируются важные предпосылки для формирования личности. К трем годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я». У него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникают личные действия и личные желания, «Я сам».
Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чём говорит проявление целеполагания, целеустремленности. Формируется ситуативно-деловое, познавательное общение. Изменяется отношение ребенка к взрослому, выражается в стремлении к автономии и противопоставлению своих желаний требованиям взрослых.
Эмоциональное состояние на протяжении первых трех лет жизни очень неустойчивое. Поведение сопровождаются яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма слабое развитие эмпатии (сопереживания другому человеку). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъективизм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцентризм – всё это имеет наивный и непосредственный характер. Возникает эмоциональная завышенная самооценка.
В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе «Я». Новообразование данного возраста – это формирование внешнего «Я сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания.
Развитие речи – это тоже новообразование, для которого характерно значительное увеличение словарного запаса, построение предложений, понимание смысловых связей между словами. Новообразования, которые возникают в конце первого года жизни с необходимостью, вызывают построение новой социальной ситуации развития. Эта ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов: развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов, предметная игра. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения.
Хочу тоже отметить кризис трех лет. Возрастной кризис трех лет – обязательный этап развития формирования полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить. У некоторых малышей он протекает незаметно, плавно, а у некоторых с явными изменениями в поведении.
Родители и взрослые, которые окружают малыша, в состоянии сгладить и минимизировать негативные последствия. Для этого придется набраться терпения и разобраться в природе кризиса.
Кризис трех лет связан с развитием самооценки, стремлением всё делать самому. Причины кризиса – в столкновении потребности «хочу» и «могу». Кризис может проявляться в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании требований взрослых. Все признаки чаще всего проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длится от 10 до 40 минут и могут повторяться несколько раз в день, затрагивать все стороны жизни: еды, одежды, развлечений и привычек.
Как смягчить кризис трех лет? Преодолеть кризис поможет ряд рекомендаций. В момент каприза переключить внимание на что-то другое интересное, посмотреть мультик, погулять, угостить конфеткой, использовать игровые приемы. При появления упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребенка. Избегать криков и наказаний, не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия. Сохранять спокойствие, быть терпеливыми. Анализировать произошедшие, проговаривать с малышом, что он сделал здесь и сейчас не так, и почему же это плохо. Предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях, например, какую сказку посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
Не использовать запугивание различными бедствиями и страшными существами. Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи. Игнорировать истерики в любое время в любой ситуации. Собственным примером показывать правильное поведение.
Дети в три года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьетесь, если сами будете делать то, что им запрещаете. Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу. Ребенку и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому взрослому этапу.
В период кризиса трех лет родителям важно пересмотреть свою систему запретов для ребенка. Будьте разумными, оставить только то, что угрожает жизни и здоровью самого ребенка, угрожает другим людям или животным и приводит к порче ценного имущества.
любой запрет должен иметь понятное для ребенка объяснение. Нельзя засовывать пальцы в розетку, потому что тебя ударит током, и тебе будет очень больно. Всегда выполнять свои обещания. Если вы сказали ребенку, что после садика или вечером вы пойдете гулять, значит так необходимо сделать.
Будьте внимательны к состоянию ребенка. Очень часто плохое поведение и капризы связаны с тем, что малыш устал, хочет спать или перевозбудился. У трехлеток должен быть сформирован четкий режим дня. Старайтесь соблюдать его и в будни, и в выходные, тогда ребенку будет легче справиться с кризисом. Расписание можно сделать в виде плаката с картинками. Так малышу будет легче в нём ориентироваться.
Чаще просите ребенка о помощи. Поручайте ему посильные дела: полить цветы, вытереть пыль, убрать игрушки. Если вы видите, что ребенок что-то делает неправильно, не нужно сразу вмешиваться и указывать ему на ошибки. Мягко направьте его в нужное русло, обязательно похвалите.
Поговорите вместе с ребенком, что все его чувства и переживания позволяют понять, что с ним происходит и разобраться в собственном состоянии. Проговорите: «Твоя машинка сломалась? Ты из-за этого очень расстроился и заплакал, «Ты нарисовал не очень красивый рисунок» или «Ты очень рад и гордишься этим, тебе приятно».
Самая главная рекомендация – уважать самостоятельность ребенка, позволять ему самому выполнять элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые категорически нельзя нарушать: совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться.
К трем годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он уже может убирать за собой игрушки, накрывать на стол. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным, а значит, автоматически отпадет необходимость доказывать свою взрослость и независимость.
В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности. В число важных новообразований раннего детства относится овладение ребенком предметной деятельности.
На первых ступенях развития предметной деятельности предметы и действия тесно связаны между собой. Ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для него предназначен. Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом, меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» меняется на ориентировку «Что с ним можно делать?».
Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. В действиях с предметами формируются способы восприятия сенсорных эталонов. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Игровые действия возникают путем наблюдения за деятельностью взрослых и переноса.
В результате игровой деятельности формируется инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество, ориентировочно-исследовательское поведение. Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир.
Важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом, постоянно подпитывали его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо. Для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления, необходимо поиграть, слепить, нарисовать, возможно, послушать сказку. Всё это ведет к тому, что ребенок со временем начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предмета, задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?».
Игра наиболее эмоциональна и красочна для детей раннего возраста. Известный исследователь детской игры Даниил Борисович Эльконин очень верно подчеркнул, в игре интеллект направляется за эмоциональным действенным переживанием. Функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально. Происходит первичная эмоциональная действенная ориентация содержания человеческой деятельности.
В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально, практическим путем. Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них детях отражают свой накапливаемый социальный опыт. Взрослые знакомят детей с первыми сюжетными игрушками, демонстрируют различные варианты действий.
Взрослый должны вызывать интерес к этой игрушке, к совершаемому с ней действию. В первую очередь за счет этого формируется мотивация ребенка к игре. Чем больше взрослый показывает вариантов действий с игрушкой, тем со временем ребенок больше начинает сам проигрывать различные сюжеты, расширяет их.
У маленьких детей вызывает огромный интерес всё, что делают взрослые. В дальнейшем этот особый интерес ведет к развитию игры. В таких играх ребенок обычно отображает те действия, которые совершаются взрослыми и переносит их на игрушки, Например мама кормит ребенка, а ребенок кормит куклу. Игровое действие рождает не воображаемую ситуацию, и наоборот, операция с действиями вызывает игровую ситуацию.
На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Первоначально использование предметов-заместителей начинается только тогда, когда сам взрослый предлагает их для игры, присваивая им игровой смысл и разворачивая с этим предметом игровой сюжет. Только на третьем году жизни ребенок начинает использовать предметы-заместители самостоятельно, придумывая новые, уже свои замещения, а не предложенные взрослым.
Для успешного развития детей можно использовать развивающие игры, купленные в магазине, а можно воспользоваться и подручными средствами. Главное, чтобы ребенку было интересно, и игра была для него познавательной.
Я бы хотел обратить внимание на творческие развивающие игры для детей двухлетнего возраста. Их цель – развитие воображения, фантазии, эстетического вкуса. «На что похож?» – обычная, всем известная игра. Предложите во время рисования из круга или квадрата сделать образный рисунок: солнышко, домик. Предоставьте возможность, и ребенок проявляет фантазию.
Предложите ребенку сделать подарок брату, сестре, бабушке. Ребенок будет знать, что его работа нравится взрослым, представляет для них ценность. Во время занятий аппликациями используйте для творчества как можно больше подручных средств: крупу, блестки, природный материал, вату, кусочки материала – всё, что под рукой. Используйте сок, свеклу в качестве краски. Из картофеля сделайте различные печати, звездочки. Можно рисовать, обмакивать пальцы. Фантазируйте, не бойтесь сочинять сказки вместе с ребенком.
Игра формирует творческое мышление, воображение, память, дает возможность малышу проявлять фантазию. Смотрите, сколько у вас скопилось бесполезных мелочей. Эти мелочи можно использовать. Не торопите их выкидывать. Всё пойдет в дело, ведь эти нехитрые вещи легко превращаются в полезные игрушки.
Игры-эксперименты. Их цель – получения знаний опытным путем, удовлетворение любопытства, получение знаний и умений окружающего мира. Предложите ребенку послушать и посмотреть на воздух. Как это сделать? Предложите надуть воздушный шарик и выпустить из него воздух. Что за звук мы услышим? Кто так пищит?
Еще мы можем услышать воздух – он гудит в трубах. Воздух можно видеть. Как можно видеть воздух? Опустите шарик в воду и выпустите из него воздух. Завяжите шарик ниткой, спросите малыша, зачем это нужно. чтобы воздух остался внутри. Поиграйте с шариком, предложите взвесить его, какой он легкий, например, по сравнению с водой.
Для развития сенсорных ощущений в 2-3 года можно познакомить ребенка с изучением запаха, вкуса. Найди предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами. Найди предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный. Изучение холодных и теплых, горячих поверхностей, например, регулируя температура воды в кране. Тактильные прикосновения: твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий. Поиск материала, который соответствует предложенному образцу.
Первый социум. Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты. Это примета возраста. Пусть поможет разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки, полить цветы, рассортировать белье для стирки.
Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества. Поддержите его стремление игрой. Для ребенка можно придумать разнообразные действия и игры, например, готовка еды. Таким образом ребенок учится действовать, как взрослый, проявлять самостоятельность. Не стоит перебивать игру советами. Пусть малыш сам решает, что ему делать.
Например, игра в магазин. Трехлетке отводится роль продавца, а вместо денег можно использовать нарезанные кусочки бумаги с цифрами (предметозамещение). В качестве действующего лица могут выступать куклы, которые ходят в магазин. Наблюдение за природой. На улице обращать внимание малыша на деревья, животных, объяснять различные явления, рассказывать про природу и погоду.
Для коррекции негативного поведения ребенка можно поиграть в игру. Мне очень нравится такой психологический пример. Ребенок в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой, которая является в данной ситуации покупателем. Она капризничает, всё разбрасывает, плачет, кричит, катается по полу, требует отдать ей товар без денег «я хочу». Малыш должен не только увидеть со стороны, как ужасно смотрится такое поведение, но и провести аналогию.
Есть игра «Семейка». Может играть любое количество человек. Ребенок в роли одного из родителей. Его задача – уложить малыша. А малыш не хочет спать. В роли малыша может выступать взрослый. Что делать? Посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Или игра «Сказочники». Родители сочиняет вместе с ребенком сказку, сюжет которой похож на то, что они проживают каждый день. Есть такой известный мультик. Принцесса утром отказалась есть манную кашу. Из-за этого она поссорилась с папой королем. Тот рассердился и запер ее в высокой башне, в которой ей пришлось томиться без прогулок и любимых игрушек. Или непослушный зайчик куда-то далеко убежал и заблудился.
Не нужно проводить конкретных аналогий с ребенком. Он сам должен понять смысл сказки и сказать, почему с ее героем случилось такое несчастье. Любая игра для ребенка должна быть безопасной. Нельзя забывать, что дети этого возраста могут всё тянуть в рот, познавать мир через рот.
В любые игры можно играть множество количество раз. Повторение – важный процесс, благодаря которому ваш ребенок усваивает определенные действия. Главное, что они соответствовали уровню развития интереса малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуку. Большое спасибо за внимание.
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей