При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Спикер:
Алябьева Елена Алексеевна — преподаватель дошкольной педагогики и психологии частных методик МГЗПИ, практикующий психолог РГПУ им. С.А. Есенина. Автор методических пособий по развитию речи, социально-коммуникативному и физическому развитию, также методической литературы для педагогов и специалистов ДОО.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мне приятно вновь встретиться с вами на вебинаре. Зовут меня Алябьева Елена Алексеевна. Сегодня наш вебинар посвящен тематическому планированию. Прежде всего, хочу поздравить вас с наступившим Новым годом, и пожелать вам самое главное, что все желают в этом году — большого, большого здоровья. И конечно, материального благополучия, которое поможет это здоровье сохранить. Будьте все счастливы.
О чем же мы сегодня с вами поговорим? Итак, мы рассмотрим принципы, подходы к тематическому планированию. Мы рассмотрим, как планируются тематические дни в каникулярное время и вне каникул. Мы с вами рассмотрим вопрос планирования итоговых диагностических дней тематического плана. И конечно, прежде всего остановимся ан моих книгах, авторских разработках, о которых я вам сегодня расскажу.
Итак, кратко представлюсь тем, кто пришел ко мне на вебинар в первый раз. Живу я в Рязани. В дошкольном мире более сорока лет. По специальностям — а у меня две специальности. По первой я преподаватель дошкольной педагогики, психологии, частных методик и методист по дошкольному воспитанию, и по второй специальности практический психолог.
В профессиональном арсенале у меня достаточно много профессий, относящихся к дошкольному миру. Я работала и воспитателем, и заместителем заведующего, и преподавателем (у меня стаж более 26 лет) множества дошкольных дисциплин, педагогических и психологических, руководителем практики. Я работала практическим психологом в реабилитационном детском центре (есть такой опыт работы), руководила курсом повышения квалификации и педагогов в РИРО, и педагогов-психологов, проводила мастер-классы. То есть имею достаточно хорошую, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, потому что, даже работая много лет преподавателем, я еженедельно (два раза в неделю) бывала на практике со студентами. И поэтому от ребяток-дошкольников не уходила никогда.
И конечно, у меня есть внучка, которой уже 15 лет, но она тоже была маленькой. И много материала, который я потом поместила в своих книгах, шло от того, что мы с ней вместе сочиняли, творили, и как она воспринимала этот материал. Поэтому вся ваша дошкольница.
Глубочайше уважаю воспитателей за их тяжелый труд, потому что знаю его не понаслышке. И безмерно люблю детей. Поэтому все свое время, в том числе и сейчас, на заслуженном отдыхе, посвящаю тому, что пишу для вас, для того, чтобы вы работали более целенаправленно, творчески, грамотно. И конечно, чтобы вам было полегче. Чтобы вы использовали мой практический материал, что называется с полки. С 2001 года сотрудничаю с творческим центром «Сфера», с издательством, которое работает в Москве. Фактически, 20 лет.
За это время издано 45 моих книг и методических пособий для педагогов дошкольных учреждений, педагогов-психологов и учителей-логопедов, и частично для учителей начальных классов. Много времени уделяю сочинению сказок, рассказов и стихов для детей. И уже, наверное, могу назвать себя детским писателем, потому что за это время в издательстве издано более 1200 моих детских произведений. И мне это чрезвычайно нравится. Я это очень люблю делать, и делаю с превеликим удовольствием. Надеюсь, что и вам нравятся мои произведения. В ваших отзывах я это вижу, спасибо вам большое. Еще я сотрудничала с журналами «Воспитатель ДОУ» и «Логопед», которые тоже издаются в издательстве сфера. Там вышло несколько моих статей. Это для чего я вам? Для того, чтобы вы имели представление, кто с вами сегодня будет разговаривать, и что вы можете от меня взять для себя.
С принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, изменились и требования к построению образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Большое внимание стало уделяться комплексно-тематическому принципу построения этого процесса и принципу интеграции образовательных областей, без которого первый, фактически, невозможен. Надо сказать, что я со своими студентами начала заниматься тематическим планированием более двадцати лет назад, когда о нем еще никто не говорил, и нигде я про это не читала.
Мы готовились к государственной практике и занимались планированием. Склеили огромные листы из бумаги для того, чтобы на один лист помещался день, объединились в микрогруппы, и занимались мозговой атакой. Мы все вместе занимались планированием этих тематических дней. Мне в голову пришла такая идея. Почему она пришла? Я, честно говоря, не знаю. Но мне показалось, что это рационально и очень интересно. Мы в течение достаточно длительного времени планировали эту деятельность, отбирали виды детской деятельности, которые подошли бы к этому тематическому дню, привязывали дни к сезону, к проходящим праздникам, к каким-то итоговым мероприятиям. Потом это все я сто раз проверяла, редактировала, вносила поправки. И в конце концов мы вышли на государственную практику вот с такими портянками, как я их называю. Мы попросили пойти нам навстречу. И администрация, и воспитатели несколько скорректировали свои планы для того, чтобы мы смогли эти дни провести. Хотя мы абсолютно отталкивались от содержания работы детского сада, и конечно, ничего не придумывали.
Для нас было неожиданностью, что эти дни вызовут такой бурный фейерверк: эмоций детей и отношения педагогов. Они и контролировали практику, и удивлялись, и анализировали этот процесс. И конечно, пришли вместе с нами к выводу, что это чрезвычайно интересная форма работы, и она заслуживает дальнейшего внимания. Поэтому мы эти «портянки» переписывали, ксерокопировали, распространяли по садам.
И потом мне пришла идея сделать книгу, потому что материал был уникальный, нигде я его не встречала. Издательство пошло навстречу и так появилась эта книга. Причем, я хочу обратить ваше внимание, что реакция детей на наш посыл в тематическом планировании была настолько яркой, что складывалось впечатление, что дети никогда не участвовали в таком процессе. Ведь мы очень часто используем и сюрпризные моменты, какие-то волшебные превращения. Это наше дошкольное, мы без этого не живем. И вносим игрушки новые, и сами переодеваемся. Но, видимо, само построение дня, и то, что это цельный день, и то, что ребенок погружается в него, вызвал такую необыкновенную реакцию. И надо сказать, что все дни, которые девочки проводили по всем возрастным группам, прошли на пятерки.
Это был изначально положительный результат. И все они получили глубочайшее удовлетворение от того, что мы запланировали. Эта наша идея воплотилась в книгу. Вот она, сейчас я вам ее покажу, «Тематические дни и недели в детском саду». Это первое издание, вот оно в такой обложке. Но обложка уже два раза менялась, поэтому вы на нее не ориентируйтесь. А ориентируйтесь на название: «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты».
Тематическое планирование, как выяснилось, наиболее полно отвечает требованиям новых стандартов. Погружение в тему дает возможность не только интегративно решать воспитательно-образовательные задачи из разных образовательных областей, но и использовать разные виды деятельности, которые организуются максимально интересно и полезно для детей. И это тоже очень важно. Что нет перекоса в какой-то один вид деятельности. И дети интенсивно-активны в течение всего дня. Им не скучно, нет однообразия, нет крена в одну сторону. Это тоже преимущество тематических дней.
В основе планирования всегда лежит сценарий. По крайне мере, мы его так задумывали. Почему сценарий? Потому что без него совершенно невозможно сделать связки. И без него совершенно невозможно проследить взаимодействие с игровым персонажем, который является ведущим, или какими-то сюрпризными моментами, которые мы используем в течение всего дня. Это как будто праздник. Вы планируете праздник? Там есть сценарий. В тематическом дне тоже есть сценарий, в котором каждый вид деятельности, каждая форма организации детской деятельности связаны между собой. Этот сценарий предполагает четкую последовательность событий в логике контекста. То, что я вам сейчас говорила. Точно так же, как мы пишем сценарий для театрализованной постановки.
Присутствие игрового персонажа, который мотивирует детей на деятельность, и делает ее наиболее желанной. Хочу остановиться на игровом персонаже немного и сказать вам о том, что мы пришли к такому выводу. Но это наш опыт. Вы можете, конечно, по-другому. Мы вносили игрушки как игровой персонаж. Причем, разные игрушки: и просто объемные, и из бибабо, и пластиковые — всякие, где по сюжету это было наиболее интересно. И сами воспитатели переодевались в каких-то игровых персонажей.
Мы сделали вывод о том, что переодевание воспитателей более эффективно в том смысле, что руки свободны, и он не привязан к определенному месту, где находится этот персонаж. А еще лучше совместить переодевание воспитателя. Какое-то элементарное. Вы знаете, что дети реагируют буквально на бантик, на какую-то шапку, головной убор, на все, что угодно. Это необязательно должен быть полноценный костюм, который воспитателю будет мешать. Не нужно этого делать. Но превращение в этот персонаж, конечно, должно быть для детей волшебным явлением. Чтобы они воспринимали воспитателя не как воспитателя, это мы умеем с вами делать. И если к этому вы можете использовать и игрушки как игровой персонаж, то пожалуйста, ради бога. Но они вас не будут привязывать. Но это наш опыт.
Мы еще сделали вывод о том, что игровой персонаж настолько сильно мотивирует детей, настолько собирает их внимание, настолько вызывает большой интерес, что все остальное проходит очень легко, интересно, активно. Нет никаких усилий, чтобы собрать внимание детей. Никаких. Они сами после подъема встают и бегом: «Где?», — сразу, — «А куда мы, а что мы будем делать? А куда он нас поведет? А о чем мы будем говорить?» Такая активность в течение всего дня.
Это я не придумываю, это из практики. Сценарий позволяет обеим воспитательницам знать последовательность, логику. Это обязательно. Потому что если вторая воспитательница приходит на смену и не знает, что делала первая, а это как правило, в обычной обстановке... Она приходит на свой рабочий день, у нее есть план и т.д. А здесь есть сценарий. Поэтому вывалится из него она не может, она может после дневного сна с детками вспомнить, что они делали, дальше связующую ниточку сделать. Как показала наша практика, это очень важно. Дети ждут этого продолжения, они не хотят уходить из садика. Некоторые устраивали рыдания, чтобы их не забирали — до такой степени были замотивированы и заинтересованы. Здесь, конечно, сценарий помогает воспитателям.
Мотив. Какой главный мотив у малышей? Конечно, игровой мотив, тут никакого другого быть не может. А у старших, конечно, широко используется и нравственный мотив, в полном понимании его, и познавательный мотив. Поэтому тут вы выбираете в соответствии с тем, какого возраста ваши дети, и на что они реагируют. А я бы сказала, что к ведущему мотиву мы используем все другие, как обычно. И игровой мотив в старшем дошкольном возрасте как не основной, тоже весьма полезен.
Всегда вспоминаю случай, когда иду, несу в младшую группу очередную игрушку, чтобы показать студентам, как можно детей замотивировать этой игрушкой. Прохожу по коридору, и вдруг выходят дети старшей группы, подготовишки, большие были: «А куда вы это несете? Это зачем? Кто это такой?» Я начинаю с ними сразу играть. То ли Петрушка был, то ли Кот, не помню, такой какой-то персонаж. И мне пришлось к ним заходить, с ними разговаривать, общаться с этим игровым персонажем. Они остались довольны невозможно.
Я вам о чем хочу сказать? Что дети всегда остаются детьми. И если они старше, это не значит, что сними не надо играть. До последнего. И в младшей школе еще надо играть, потому что доля них это чрезвычайно важно.
Что еще? Очень часто — и рекомендуют, и мы это использовали проводить тематические дни в каникулярное время. В зимние каникулы, в летние каникулы. Для чего? Во-первых, мы стараемся разгрузить образовательный процесс, дать детям отдохнуть, увести их от обязательных занятий. И вот здесь тематические дни неоценимы, потому что как раз они и дают возможность увести детей от занятий, когда дети не понимают, что с ними проводят какую-то образовательную работу, они развлекаются, веселятся, они радуются. И параллельно мы эту работу все-таки проводим. Для того, чтобы улучшить состояние здоровья детей, всякие «Дни здоровья», и «В гости к Айболиту», и чего мы только не проводим. И конечно, удовлетворит потребность в самовыражении детей. Потому что в тематических днях таких моментов очень много, когда мы даем возможность детям самораскрыться, самовыразиться, вести себя свободно. И это замечательно.
Надо сказать, что тематические дни имеют не только положительные моменты. Положительных очень много. Необыкновенно интересны они и для воспитателей, и для детей. Но здесь мы с вами остановимся на том, что эти дни требуют очень большой подготовки. Это я вам заранее говорю. Готовились девчонки на износ. И материально, и морально, и физически. Не думайте, что если вы возьмете мою книжку или чью-то другую, откроете, найдете там сценарий тематического дня — ура, все написано, книгу открыл и пошел. Нет, этого не получится. Потому что и оборудовать нужно тематический день, и самой быть готовой оторваться от этого сценария и свободно общаться с детьми, проводить все те формы организации детской деятельности, использовать те методы приемов, которые запланировали. Поэтому подготовка здесь нужна. Но, еще раз повторяю, результат вам покажет, что это было не зря.
Успех этого дня заложен в самой системе планирования. Тематика может быть очень разнообразна. Она может быть связана с каким-то событием, с каким-то праздником, с деятельностью детей. А может в основе лежать любимая сказка, или творчество какого-то писателя, поэта, композитора. Здесь вы вольны в выборе. И я думаю, что здесь срабатывает иногда и рациональный подход. Если мы, например, детям читали много произведений Чуковского Корнея Ивановича, то может, стоит организовать потом целый тематический день, посвященный его произведениям. Или, например, «Мы — мастера-художники», то есть, посвящен изобразительной деятельности, или Новому году, «В гости к Деду Морозу», там чего только может не быть, или какому-то явлению природы.
Здесь нет четких регламентаций, и я думаю, что не может быть четких указаний. Я потом скажу еще об одной вещи, которую вы должны знать. Как раз она к этому моменту и привяжется. Главное, чтобы эти темы были полезны, социально значимы, были интересны детям, были обоснованы в плане воспитательно-образовательной работы, взаимодействия воспитателя с ребятами, потому что пустыми тоже быть не должны.
Тематической может быть и неделя. Если вы внимательно читали статьи в профессиональных журналах о планировании в летний период, то там много было предложений по планированию тематических дней в течение целой недели. Это тоже рационально. Особенно, если это касается природы, например. Мы видели на практике, какой колоссальный результат дают такие системные не только наблюдения, но и посвящения, погружения в эту тему. Это очень полезно.
Еще один момент, на который хочу обратить ваше внимание. Очень важно не заорганизовать детей. Мы это в детском саду чрезвычайно любим. Детей в группах много, организовывать их сложно, поэтому довольно часто мы страдаем заорганизованностью. Свободу деятельности, самостоятельную деятельность мы также планируем в этих днях, как и все остальные моменты. И планируем мы их, указывая оборудование развивающей среды, где дети могут свободно поиграть и отдохнуть от нас, в конце концов. Если мы излишне назойливы, излишне активны, то дети обязательно перевозбудятся. И мы с вами прекрасно понимаем, к чему это может привести. Это и не полезно с точки зрения их нервной системы. А то, что это может деорганизовать полностью ваш процесс, это однозначно. Поэтому периодически давать возможность и в этих днях заниматься самостоятельной деятельностью.
Еще один момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Не стремитесь привлечь всех детей группы ко всем видам деятельности, которые вы запланировали. Здесь будет уместна подгрупповая работа. И конечно, учет интересов ребят. Я думаю, что вы уже научились с ними советоваться. И конечно, здесь я уповаю на вашу внутреннюю интуицию, на ваше знание ребяток, на то, что вы очень внимательны к ним, знаете каждого. И здесь, опять же — мы с вами говорили о том, чтобы эмоционально их не передозировать, но и видами деятельности не завалить. Потому что мы тоже это любим и этим грешим.
Немного остановлюсь сейчас на проблемах. Первое, о чем я вам уже говорила, это то, что тематическое планирование требует тщательной подготовки и не за пять минут. Учитывая нагрузку воспитателей, учитывая все нюансы их работы, такого времени каждый день у нас нет и быть не может.
Я прекрасно помню, как приходила после смены, 40 минут лежала и говорила: «Только меня никто не трогайте. Я сейчас полежу, а потом буду делать все домашние дела, отвечать на ваши вопросы». Потому что абсолютно не было сил, выхлест такой на работе. Здесь мы пришли к выводу, что тематические дни планировать часто нельзя, и в этом нет необходимости. Периодично, я думаю, что хватит одного-двух раз в месяц, не более, потому что и для воспитателей, и для детей это должен быть настоящий праздник. Некоторые педагоги, особенно научные сотрудники, считают, что в детском саду это может быть как само собой разумеющееся. Я как практик, и как прошедший через это, говорю нет. Мы сделали вывод о том, что нужно установить какую-то периодичность для этого. Каникулы — замечательно, какие-то итоговые дни — замечательно. Но больше вы не выдержите, просто уйдете с работы.
Второе, на что хотела бы обратить ваше внимание, очень большой эмоциональный выхлест у детей и у педагогов. Особенно у детей очень большой эмоциональный выхлест идет. Настолько все интересно, разнообразно, замотивировано. Знаете, что мы обнаружили? Мы наблюдали за реакцией детей на совсем обычные вещи. Например, за наблюдением какого-то животного в акватеррариуме и т.д., что уже было, что уже дети делают, знают. Но сама обстановка ставит их в ситуацию волшебства какого-то, преображения, что в десять раз повышается эмоциональный тонус. Поэтому если наши дети каждый день или два раза в неделю будут в таком состоянии, думаю, что родители не очень будут довольны, потому что это тоже не всегда хорошо. Это тоже должно быть дозировано. Как на праздники они у нас наиграются, наскачутся, потом спать не уложишь. Точно так же и здесь, реакция может быть такая.
Вот еще один момент. Мы с вами говорили, что в тематических днях мы интегрируем, объединяем виды деятельности в теме образовательной области. Но как бы мы ни хотели это сделать идеально, мы никогда это не сделаем. Я думаю, что относительно возможно это сделать. Все равно это тема, она нас за собой ведет, и все подчинено ей. Представьте, что это будет часто. Значит, какие-то другие темы будут западать. Обязательно будут западать. Поэтому, как бы мы ни хотели, тематический день отнимает время от какой-то другой темы, или области образовательной. Поэтому я считаю, что часто этого делать не надо. Но делать надо обязательно.
О чем еще хотела вам сказать? Мы пытались 15-20 лет назад сделать полную интеграцию во всех областях — музыкальные занятия, изобразительные. Тогда руководители были, студии. Сейчас я не знаю, не выхожу на это, а тогда еще не сокращали, все это было. И мы пытались соединить всех руководителей в планы — музыкальных работников, физкультурного работника и т.д. — все это в темы загнать. У нас ничего не получилось. Мы поняли, что для этого нужно, во-первых, не одно НИИ и научные работники, которые буду это делать и распределять. А во-вторых, это чрезвычайно трудно. Хотя к лексическим темам мы пытались привязывать и привязывали многие вещи, они у нас получались. Но это очень серьезная, научная методическая работа. Пока это очень сложно.
Мы сейчас перейдем к анализу книг. Первая книга, на которой мы остановимся — еще раз вам покажу — «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты». Еще раз обращу ваше внимание на то, что обложка может быть разной, потому что эта книга переиздавалась уже два раза, готовится новое ее переиздание. И живет она очень долго, с 2005 года. И до сих пор востребована. В этой книге вы найдете 40 полных сценариев тематических дней по разным возрастным группам. Достаточно много, да, 40 сценариев?
Специально выделены зимние каникулы. Их тематика весьма разнообразна. В младшей группе такие темы как «Зимняя сказка», «В гостях у Дедушки Мороза», «Зимние забавы». В средней группе: «Мы играем», «В гостях у сказки», «В стране мульти-пульти», «В гостях у Снежной королевы», «День искусства». В старшей группе: «Мы — творцы, мастера, фантазеры», «В гости к ветерку», «День юмора, смеха», «Герои произведения Корнея Ивановича Чуковского в гостях у ребят» и «День игр и забав».
Как вы видите даже по тематике, все они носят развлекательный характер, соотносятся с зимним временем, с Новым годом, соответственно, с этой тематикой. Даже если тема, например, Чуковского, то это тоже развлекательная тема, потому что много произведений, которые веселят детей, формируют чувство юмора, и очень нравятся ребятам. Опять же, не претендуем на идеальную схему. То, что мы сделали и то, что у нас получилось.
Отдельно сгруппированы тематические дни, которые можно планировать вне каникул. Например, во второй младшей группе вы найдете: «В мире природы», «В гостях у солнышка», «В гостях волшебная королева книжек-малышек», «Что такое хорошо и что такое плохо», День сказок», «Веселая математика», «Вслед за радугой». Кстати говоря, «Вслед за радугой» это не природа, это изобразительная деятельность. В средней группе: «Совершаем добрые поступки», «Отправляемся в путешествие», «Мы — маленькие волшебники», «Веселый счет», «В гостях у Айболита». В старшей группе для вас представлена тематическая неделя, о которой мы с вами говорили, что могут быть дни, а могут быть недели. Мы спланировали и провели «Неделю путешествия в мир насекомых», что нам показалось наиболее интересным. Первый день — встреча с пчелой Майей, второй — с бабочкой Лили, третий — с муравьем Кузей, четвертый — с комаром-пискуном, пятый — знакомство с лягушкой Жанной. И каждый день дети погружались в мир природы, в мир насекомых. Немного позже я вам расскажу, какая был реакция.
В подготовительной группе представлено десять тематических дней: «Мы почемучки и следопыты», «Азбука вежливости», «У Диснея в гостях», «Старость надо уважать», «Мамочка любимая моя», «Путешествие в страну загадок» (по ТРИЗу был целый день), «День здоровья», «Разноцветный мир», «В мире музыки», «В мире цветов». Достаточно разнообразные по многим видам деятельности, направлениям работы.
Что вы найдете конкретного в книге? Мы говорили, что все дни спланированы сценарно, то есть вы найдете сценарии. Каждый сценарий начинается с основных задач дня, то есть чему вообще этот день посвящен. Обязательно выделен игровой персонаж или сюрпризный момент, с которого начинается день. Опять же, эта привязка не обязательна, вы можете использовать другой игровой персонаж, и другой сюрпризный момент. Самое главное, чтобы вы знали, что в этот день он желателен.
Далее. Вы в книге найдете оборудование педагогического процесса. И в каждой форме организации детской деятельности вы найдете это оборудование отдельно, но и оборудование общего дня тоже, потому что это может быть оформление группы или участка, которое будет присутствовать в течение всего дня. Выделены также три отрезка времени в плане, в самом сюжете. Это утро, день и вечер. Во всех формах организации деятельности прописаны, естественно, цели, оборудование, методические приемы. Поэтому по этой книге довольно легко работать, хотя я знаю по своей практике, по своей работе, что дошкольники довольно сложно переносят опыт книжный в свою деятельность.
Все дошкольные работники — творцы. У всех есть свое творческое начало и видение педагогического процесса. На то они и воспитатели. Они не пошли в другую профессиональную деятельность, они ближе к детям. Для них чужой опыт несколько чужеродный. Поэтому я очень осторожно говорю о том, как использовать то, что мы вам предлагаем. Я думаю, что это канва, основа, которая поможет, особенно молодым, начинающим воспитателям, или тем, кто никогда этим не занимался, понять, с чем это едят, что это такое, как это может быть. А составить сам тематический день не так сложно. Если ты знаешь, по аналогии это сделать не очень сложно.
Хочу вам немножко рассказать о тематической неделе «Путешествие в мир насекомых». Там мы использовали много наблюдений, поисковой деятельности, и опыт, и труд, и игры-путешествия, и пластические этюды, элементы психогимнастики, разгадывание загадок и кроссвордов, чтение познавательных сказок, рассказов и стихов о природе, игры с природным материалом, творческая деятельность. Очень насыщенные дни. Мы сделали специально игрушки. У нас там были пчела, бабочка, муравей, комар и лягушка. Мы сделали или нашли игрушки этих насекомых. Помещали этих насекомых или земноводных — Жанна тут попала, потому, что она питается насекомыми — в террариум, акватеррариум для того, чтобы дети могли рассмотреть, а потом отпустить. Все делали как надо, без всяких провалов. А до этого воспитатели, конечно, изучали с детьми эти темы, все это было на высшем уровне, дети все знали.
И что для нас было удивительно? В день, когда лягушка Жанна пришла к нам в гости — пластмассовая игрушка небольшая. И вот она с детьми с утра что-то делала. А потом вносился акватеррариум с настоящей лягушкой, и дети рассматривали ее. Их предупреждали, что это надо делать тихо, не испугать. И воспитательница осуществила волшебство: она заменила пластиковую игрушку на живую. И сделала это очень хорошо, дети не заметили этой подмены.
Когда они увидели живую лягушку, реакция была такая: они чуть не смели этот акватеррариум, как будто они живую лягушку увидели в первый раз в жизни, никогда о ней не слышали, не видели. Мы испугались, что террариум расколется, и бедная лягушка там… Нам пришлось их сдерживать. Эмоциональный фон был, такой интерес был, вы просто не представляете. Мы были удивлены, потому что это же не крокодил, не тигра мы привезли, а обыкновенную лягушку, которую Жанной назвали. Это было для нас открытием. Вот, что значит, правильно это сделать. Вот, что значит, понять, как ребенок на это среагирует.
Но больше всего нас удивило не это. Больше всего нас удивило то, что после этих дней, после этих занятий, после проведенных мероприятий, детки выходили на улицу и начинали то активно искать муравьиную тропу, то отслеживать как пчелка летает. При этом, так как мы обращали особое внимание на осторожность, экологию и прочие моменты, они это делали чрезвычайно осторожно, они друг другу делали замечание: «Не наступи! Обойди!». Они обгораживали эти тропки, они… Это было довольно долго, надо сказать. Потом пришли родители. Они стали родителям рассказывать, и родители потом рассказывали, что они по дороге… Когда мы делаем все правильно, когда мы завязываем эмоции детей — а мы с вами знаем, как великие психологи, что ребенок познает все эмоциями. Если это не пропущено через его эмоциональное состояние, это пустой звук — в одно ухо влетело, в другое вылетело. Должно остаться в сердце, обязательно.
Так как мы ходили подолгу в сады, мы видели этих ребят потом. Они вспоминали это очень долго, они делились впечатлениями. Они очень долго проявляли вот эту бережливость, внимательность. А для нас что важно? Для нас, конечно, это очень важно. Не только знать, кто такая лягушка, а сформировать у детей соответствующее отношение к природе, что мы и увидели. Эта реакция для нас очень хорошая, положительная. Мы, честно говоря, не ожидали. Они каждый день приходили и спрашивали: «Кто к нам сегодня в гости придет? А мы пойдем к кому в гости?» Каждый день они неслись в детский сад и вечером уходили самыми последними. Поэтому еще раз обращаю ваше внимание на то, что это стоит ваших усилий. И вы потом меня вспомните, если кто-то этого еще не делал.
Что еще хочу сказать? В приложении к этой книге вы найдете 41 вариант сюрпризных моментов. Конечно, я их планировала, и мы создавали со студентами для студентов. Почему я их поместила в книжку? Потому что придумывать сюрпризные моменты довольно сложно, правда? Да и времени на это нет. А когда у вас 41 сюрпризный момент в книжке на столе, и вы с вечера открыли, посмотрели: «Ага, завтра я использую вот такой», — даже для опытных воспитателей, я думаю, это хорошее подспорье. И конечно, их можно использовать в тематических днях.
Однажды я в детском саду услышала, как одна очень талантливая воспитательница мотивирует детей на какую-то деятельность. Мне кажется, что это была подвижная игра, или рисование. Давно это было. Она использовала стишок-закличку, чтобы привлечь детей к себе. И я обратила внимание, как они любят это. Не просто: «Дети, подойдите ко мне, мы сейчас с вами будем заниматься этим». А она в этой закличке смотивировала детей: кто хочет быть творческим, или кто хочет быть самым умным, или кто хочет научиться. И так у нее это ладненько получилось. Я думаю: «Надо же, как интересно, хорошо, как детки на это откликаются». Воспитательница меня попросила (она знала, что я пишу стихи, но писала тогда для взрослых): «Елена Алексеевна, напишите для нас, пожалуйста, вот такие заклички для разных видов деятельности. И мы их будем использовать». В этой книге как раз я поместила для вас много закличек, чтобы вы могли их использовать. Их вы найдете в последних изданиях. В первом издании 2005 года нет, а в последних изданиях они есть.
Еще что? Мы говорили с вами о тематической неделе «Мир природы». Хочу вам посоветовать, где можно найти материал для того, чтобы составить другие тематические дни. Вот у меня есть такие книги. Смотрите: «Как организовать работу с детьми летом», первая и вторая часть. Вот такие две книги. А потом издательство «Сфера» выпустила эти книги вот таким образом, в одну. Она немного сократила приложения, но все равно, в одну. Вот смотрите, какая книжечка толстенькая. Это я для вас сделала настольную книгу, чтобы вам легче было работать.
Весь материал под рукой, произведения даны, все игры собраны, загадки и всё, всё, всё. Весь материал по многим темам. Здесь, в этих книгах вы найдете материал, из которого сможете составить множество тематических дней в летний период. Еще раз: «Как организовать работу с детьми летом» в двух частях или целое.
Еще на что хочу обратить внимание. В тематических днях у нас не хватило сил для того, чтобы разработать для вас тематическую утреннюю гимнастику. Где-то она есть, но мало, или она есть, описанная в общих чертах, какая она должна быть, какие могут быть упражнения. Поэтому я разработала для детей 5-7 лет вот такую книжку «Нескучная гимнастика», в которой на весь год даны полные комплексы тематических упражнений. Я постаралась их сделать по темам сообразно сезону, сообразно изучаемой теме. Они все в стихотворном варианте, поэтому они для детей очень интересны. Они быстро запоминают эти маленькие стишки, сопровождающие упражнения. Их можно использовать даже как дыхательные упражнения. Так как мы выполняем этот комплекс в течение целой недели, то дети будут вам потом прекрасные помощники.
Какие темы утренних гимнастик вы здесь найдете? «Летом в деревне Простоквашино», «Жители Простоквашино ссорятся и мирятся», «В лес за грибами», «Собираем грибы» — это в сентябре. В октябре: «Путешествуем по улицам города», «Украшаем город и развлекаемся», «Собираем урожай овощей», «Готовим припасы на зиму». Ноябрь: «На птичьем дворе» по сказкам Андерсена, путешествие в русскую народную сказку «Гуси-лебеди», «На скотном дворе», «В гостях у осени». В декабре: «Путешествуем в Африку», «Путешествуем в Арктику», «Машины на наших улицах», «Едем-едем не спеша».
В январе: «Новый год каждый день», «Зимние забавы», «Поговорим об электроприборах», продолжаем разговор о предметах ближайшего окружения. Февраль: «В гостях у Дюймовочки», «В стране сказок», «Военный на учении», «Пожарный на учении». Март: «Мамины помощники», «Птицы на крыльях весну принесли», «В подводном царстве», «Возвращение в подводное царство». Апрель: «Космическое путешествие», «На цирковом представлении», «Первоцветы весной», «В кукольном театре». В мае: «На ярмарке народных промыслов», «Снова посещаем ярмарку народных промыслов», «В зоопарке», «Весну провожаем — лето встречаем».
Обратите внимание, что здесь и дозировка, и темп, и указания — все, как это мы обычно используем в работе со студентами для того, чтобы работать было легко. Еще раз, «Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет». Это вам в довесок.
Тематическое планирование у меня представлено не только в тематических днях. Я продолжала этим заниматься, мне это интересно. Хочу обратить ваше внимание еще на серию моих книг. Называются эти книги «Итоговые дни по лексическим темам», их три части. Они тоже долгожители. В первый раз они были изданы в 2006 году, и уже тоже два раза переиздавались. И я думаю, что в детском саду они у вас все-таки есть, потому что они сделаны капитально. Честно говоря, я недавно работала с ними, нужен был какой-то материал, я порылась и ужаснулась, как я могла это одна сделать. Там 21 лексическая тема. Мы сейчас в обычных группах их так не называем. Лексические темы остались только в логопедических группах. Но темы-то все остались, и мы никуда от них не ушли. И все то же самое, и все так же. И есть у нас проверочные диагностические дни, когда нам надо посмотреть, насколько ребятки усвоили материал.
Для вас я по 21 теме сделала, спланировала тематические итоговые дни. Они тоже созданы по принципу сценариев, как мы с вами и говорили, но они все построены на диагностических задачах. Только диагностика проводится не на одном занятии, как мы это делали раньше. А во всех видах запланированной деятельности. Поэтому цели здесь диагностично указаны. Если вы посмотрите, например, ожидаемый результат, цель может стоять: уметь, знать, иметь представление — то есть диагностично построено. Очень подробные сценарии. Причем, к каждому сценарию дано предложение, что вы можете туда дополнительно включить, или как вы можете разнообразить этот материал. Материал очень большой, все книги толстенькие-толстенькие, больше 200 страниц в каждой книге. Если их все соединить, будет более 600 страниц. Здесь тематические дни действительно для вас, и вообще весь материал по теме собран.
Когда я принесла материал на то, чтобы его оценили логопеды достаточно грамотные (это было давно, 2005 год был), они посмотрели — тему «Транспорт» я, по-моему, принесла — и сказали: «Елена Алексеевна, нам так много не надо. Очень много материала». А я им сказала: «Много не мало». Из большого материала всегда можно выбрать маленький. Если нет выбора, то приходится использовать то, что тебе дали. А я это очень не люблю. Я за свободу личности и за свободу выбора. Поэтому я всегда набираю для вас много вопросов, много заданий, из которых вы можете выбрать то, что посчитаете необходимым и педагогически нецелесообразным. Набрала много, но и отзывов было много. Воспитатели использовали с удовольствием, и логопеды использовали. Еще раз подчеркиваю, что здесь тоже есть 21 тематический день, посвященный диагностике знаний детей по определенной теме.
А темы мы все знаем. В данной, конкретной книге, которую я держу, есть «Домашние животные», «Одежда, головные уборы, обувь», «Продукты питания», «Дом, квартира, мебель», «Посуда», «Человек». В других много остальных тем. Это наши старички. Это то, что издательство переиздает и переиздает, потому что, видимо, их покупают, они востребованы. И не очень приятно, что они оказались такими фундаментальными на все времена. Я старюсь вообще писать на все времена и не привязываюсь к какой-то программе. Программ много, времена меняются, а дети остаются. И наши детки остаются детками. Мне хотелось бы, чтобы мои книги были использованы и через 10, и через 20 лет, и не говорили, что они устарели, что они старые, и что они не подходят к этому времени.
И последняя книга с тематическим планированием, на которой я сегодня остановлюсь, вот эта книга: «Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи». Вы уже по названию можете понять, что раз «дни этики», значит, здесь вы найдете тематические дни на этические темы. Я специально их выделила в эту книгу. Плюя, сочинила для вас много этических сказок для детей маленьких совсем и для старших детей. Подобрала практические ситуации, стихотворения сочинила на этические темы. И такая она получилась очень целенькая, хорошая. Можно взять и как по программе по ней работать. Какие вы найдете здесь тематические дни на этические темы? По малышам, по второй группе: «Хорошим быть приятно», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Аккуратным и чистым быть хорошо» — три дня. По середнякам: «Совершаем добрые поступки», «Путешествие в мир сказок», «Дошколята — хорошие ребята».
И по старшим ребятам: «Страна вежливости», «Мир спасет доброта». Здесь материал расширен. Я взяла эти темы и с любовью над ними работала. Поэтому здесь сценарии развернутые, хорошие, много моего авторского материала. Я думаю, что эти дни можно проводить в любое время, необязательно в каникулярное. Они для ребят всегда интересны и полезны. В этой книге вы найдете сказки про Каляку-Маляку и Касюку-Пасюку, и их друга Бамбуку-Каляпуку. Вот такие сказки я вместе со своей внучкой сочинила для детей младшего возраста. Естественно, Каляка-Маляка положительная, Касюка-Пасюка отрицательная. Это такой прием психодрамы из психологии. И Бамбука-Каляпука — невоспитанный ребенок, которого девочки учат, как нужно себя вести.
Вот здесь есть несколько сказок. Они очень простые, с моей точки зрения, незатейливые, и рассказывают о вещах, которые происходят с детками в повседневной жизни. Все волшебство здесь только в том, что герои этих сказок называются так странно. Знаете, почему я остановилась на этих сказках? Во-первых, меня удивила ответная реакция моей внучки, которая каждый день спрашивала: «Бабушка, а я как поступила, как Каляка или как Касюка?» Ей очень важна была эта идентификация, соотнесение себя с героями сказки, в которую она погружалась, сама же придумывала. Пока мы шли с детского сада 40 минут, она новую сказку сочиняла, или говорила мне о том, что ей интересно, о чем нужно сочинить следующую сказку. И я ее сочиняла.
На канале, в YouTube, в видеохостинге есть мой канал — «Канал Алябьевой Елены Алексеевны». Я там записала более 40 сказок из своих книг для ребят, в период пандемии, чтобы они слушали и не скучали. Каково же было мое удивление, когда самое большое количество просмотров было на сказках о Каляке и Касюке. Мне пришлось даже досочинять. Это меня очень удивило. Почему детям нравятся эти сказки, я до сих пор не понимаю. Но обратите на них, пожалуйста, внимание.
Зайдите на YouTube, в видеохостинг, найдите мой канал — так и называется, «Канал Алябьевой Елены Алексеевны» — там откроются видеоролики, и послушайте. Почему, как вы считаете, они привлекают детей? И там другие сказки найдете из разных сборников моих сказок. Используйте их. Вы ведь можете использовать их в детском саду, и конечно, дома со своими ребятами. Сейчас издательство «Сфера» запускает мои видеоролики с вебинарами для родителей, тоже по разным моим книгам. Посматривайте, интересуйтесь. Может быть, вы своим родителям подскажете, и они тоже узнают, как заниматься с ребятами дома, что им можно почитать и рассказать. На сегодня наш вебинар закончен. Мне было очень приятно с вами общаться. Я буду счастлива, если мое творчество и моя методическая работа вам помогут. До скорых встреч на следующем вебинаре.
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей