«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Бакушкина Наталья Александровна
старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска № 26
Укрепление здоровья дошкольников является главным и неотъемлемым условием его всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Планомерная целенаправленная оздоровительная работа педагогов ДОУ, обновление методической и материальной базы дошкольного учреждения и разумное использование здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в воспитательно-образовательной работе помогает не только сохранить, но и улучшить здоровье детей.
Для работы в этом направлении мы чётко определили цель, задачи, направления работы по здоровьесбережению во всех возрастных группах.
Цель:
создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
2. Разработать систему комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости.
Цель здоровьесберегающих технологий –
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Исходя из поставленных целей, мы составили этапы внедрения
здоровьесберегающих технологий:
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых.
5. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6. Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Определили направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Исходя из анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ мы стали разумно использовать различные здоровьесберегающие технологии.
Общий массаж – важное средство оздоровления организма ребёнка. Способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ, вызывает у детей бодрое настроение, побуждает к активности. Каждый ребёнок ежегодно получает десять сеансов общеукрепляющего массажа.
Фитотерапия - является одним из комплексов реабилитационных программ часто и длительно болеющих детей. Используем отвары и настои трав, обладающие антимикробными и протективными свойствами (зверобой, календула, ромашка, эвкалипт, подорожник, шалфей)
Ароматерапия - использование эфирных масел в целях профилактики инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, предупреждение обострений при хронических заболеваниях органов дыхания. Проводится курсами по 2 недели 2 раза в год для всех возрастных групп.
Кислородный концентратор Armed для производства кислородных коктейлей, который особенно показан в районах крайнего Севера, в связи с кислородной недостаточностью. Проводится курсами по 2 недели 2 раза в год для всех дошкольных групп.
«Мобильная соляная пещера» - аппарат для искусственного микроклимата соляной пещеры. Применяется для солевого оздоровления и гигиены дыхательных путей.
Проводится курсами по 10 раз 2 раза в год для детей дошкольного возраста.
Программа «Комфорт-Лого» - коррекция психофизиологического состояния и речевых нарушений детей. Используется в коррекционной работе педагога-психолога и учителей-логопедов.
Программа «Статус» - профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия детей. Используется в оздоровительной работе с детьми.
Зрительная гимнастика по технологии В.Ф. Базарного - комплексное воздействие, направленное на снятие утомления, психомоторного раскрепощения. Используется схема зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию В.Ф. Базарного в подготовительных группах.
Степ-аэробика - ритмические движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, способствует развитию координации движений, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводится 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста инструктором по физической культуре.
Фитбол-гимнастика - используется для оздоровления и коррекции осанки. Помогает организовать оптимальные условия для правильного положения туловища и тренировки основных видов мышц и вестибулярного аппарата. Проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы.
Фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала. Используется с целью нормализации речевого дыхания, правильного произношения звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Рекомендованы детям с проблемами речевого развития либо в профилактических целях. Проводится 2 раза в неделю совместно с музыкальным руководителем, начиная с младшего возраста.
Результатом планомерной целенаправленной работы стало:
- снижение процента детей с нарушениями речи
- снижение заболеваемости детей.
Работа по здоровьесбережению проводилась и с педагогами ДОУ:
- семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
- консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников» и др.;
- практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
- педагогические советы «Здороье и безопасность наших детей», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Качественно улучшилась работа по здоровьесбережению с родителями. Тесный контакт с ними, знание индивидуальных особенностей каждой семьи позволяют координировать работу в данном направлении.
Сотрудники детского сада используют широкий спектр средств и способов взаимодействия с родителями. Все мероприятия, как оздоровительные, так и развивающие, развлекательные, проводятся совместно с семьёй. В просветительской работе с семьёй приоритет отдаётся активным, практическим формам работы с родителями: это и собрания в форме семинаров-практикумов, диалогов-дискуссий, игр-викторин, беседы на актуальные темы, рекламные дни для родителей, совместные досуги, игротеки, праздники. С целью повышения педагогического просвещения родителей в детском саду широко используются наглядно-информационные стенды для родителей, размещение в интернете электронного сайта, рекламирующего работу ДОУ. Постоянно проводятся анкетирование родителей, по результатам которого корректируется работа с детьми.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
3. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
4. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература:
1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.
2. Лагутина Н.Ф. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10.
3. Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.
Комментарии пользователей