• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор: Наталья Александровна Бакушкина

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»

 

Бакушкина Наталья Александровна

старший воспитатель

МАДОУ г. Мурманска № 26

Укрепление здоровья дошкольников является главным и неотъемлемым условием его всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Планомерная целенаправленная оздоровительная работа педагогов ДОУ, обновление методической и материальной базы дошкольного учреждения и разумное использование здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в воспитательно-образовательной работе помогает не только сохранить, но и улучшить здоровье детей.

Для работы в этом направлении мы чётко определили цель, задачи, направления работы по здоровьесбережению во всех возрастных группах.

Цель:

создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Создать необходимые условия для индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

2.        Разработать систему комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости.

Цель здоровьесберегающих технологий –

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Исходя из поставленных целей, мы составили этапы внедрения
здоровьесберегающих технологий:

1.     Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

2.     Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

3.     Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

4.     Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых.

5.     Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

6.     Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Определили направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

1.     Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

2.     Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

3.     Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.

4.     Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

5.     Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

6.     Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

7.     Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Исходя из анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ мы стали разумно использовать различные здоровьесберегающие технологии.

Общий массаж – важное средство оздоровления организма ребёнка. Способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ, вызывает у детей бодрое настроение, побуждает к активности. Каждый ребёнок ежегодно получает десять сеансов общеукрепляющего массажа.

Фитотерапия - является одним из комплексов реабилитационных программ часто и длительно болеющих детей. Используем отвары и настои трав, обладающие антимикробными и протективными свойствами (зверобой, календула, ромашка, эвкалипт, подорожник, шалфей)

Ароматерапия - использование эфирных масел в целях профилактики инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, предупреждение обострений при хронических заболеваниях органов дыхания. Проводится курсами по 2 недели 2 раза в год для всех возрастных групп.

Кислородный концентратор Armed для производства кислородных коктейлей, который особенно показан в районах крайнего Севера, в связи с кислородной недостаточностью. Проводится курсами по 2 недели 2 раза в год для всех дошкольных групп.

«Мобильная соляная пещера» - аппарат для искусственного микроклимата соляной пещеры. Применяется для солевого оздоровления и гигиены дыхательных путей.

Проводится курсами по 10 раз 2 раза в год для детей дошкольного возраста.

Программа «Комфорт-Лого» - коррекция психофизиологического состояния и речевых нарушений детей. Используется в коррекционной работе педагога-психолога и учителей-логопедов.

Программа «Статус» - профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия детей. Используется в оздоровительной работе с детьми.

Зрительная гимнастика по технологии В.Ф. Базарного - комплексное воздействие, направленное на снятие утомления, психомоторного раскрепощения. Используется схема зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию В.Ф. Базарного в подготовительных группах.

Степ-аэробика - ритмические движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, способствует развитию координации движений, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводится 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста инструктором по физической культуре.

Фитбол-гимнастика - используется для оздоровления и коррекции осанки. Помогает организовать оптимальные условия для правильного положения туловища и тренировки основных видов мышц и вестибулярного аппарата. Проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы.

Фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала. Используется с целью нормализации речевого дыхания, правильного произношения звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Рекомендованы детям с проблемами речевого развития либо в профилактических целях. Проводится 2 раза в неделю совместно с музыкальным руководителем, начиная с младшего возраста.

Результатом планомерной целенаправленной работы стало:

- снижение процента детей с нарушениями речи

- снижение заболеваемости детей.

         Работа по здоровьесбережению проводилась и с педагогами ДОУ:

- семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

- консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников» и др.;

- практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

- педагогические советы «Здороье и безопасность наших детей», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Качественно улучшилась работа по здоровьесбережению с родителями. Тесный контакт с ними, знание индивидуальных особенностей каждой семьи позволяют координировать работу в данном направлении.

Сотрудники детского сада используют широкий спектр средств и способов взаимодействия с родителями. Все мероприятия, как оздоровительные, так и развивающие, развлекательные, проводятся совместно с семьёй. В просветительской работе с семьёй приоритет отдаётся активным, практическим формам работы с родителями: это и собрания в форме семинаров-практикумов, диалогов-дискуссий, игр-викторин, беседы на актуальные темы, рекламные дни для родителей, совместные досуги, игротеки, праздники. С целью повышения педагогического просвещения родителей в детском саду широко используются наглядно-информационные стенды для родителей, размещение в интернете электронного сайта, рекламирующего работу ДОУ. Постоянно проводятся анкетирование родителей, по результатам которого корректируется работа с детьми.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:

1.     Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2.     Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

3.     Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

4.     Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Литература:

1.     Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.

2.     Лагутина Н.Ф. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10.

3.     Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению