• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти

Методическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор: Ольга Юрьевна Болотова

Методическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Болотова О.Ю. -- старший воспитатель МДОУ «Д/с №12» , РК, Ухта

Создание условий для осуществления эффективной воспитательно-образовательной работы включает обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары – практикумы, открытые занятия по правилам дорожного движения, консультации, открытые просмотры, работы по самообразованию. развлечения, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с детьми и родителями. Подбирается и систематизируется методическая и художественная литература для дошкольников, методические разработки и обмены опыта для воспитателей.

В методическом кабинете имеется материал, который поможет воспитателям проводить работу по обучению детей правилам дорожного движения: плакаты, иллюстрации, методическая литература, наборы дорожных знаков, дидактические игры, конспекты занятий, бесед, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, макет по обучению ПДД, анкеты для родителей и детей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения, памятки для родителей по правилам дорожного движения.

 

Формы работы

Тема, цель, содержание

Ответственный

Педсовет

- Работа с семьей по пропаганде безопасности на дорогах

-Обсуждение опыта работы воспитателя «Дети и дорога»

заведующий

ст. воспитатель

Семинар-практикум

«Ребенок на улицах города»

Цель: Систематизация знаний педагогов о методике работы по направлению программы «Ребенок на улицах города»

1. Просмотр занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»

2. Просмотр развлечения в подготовительной группе по ПДД

3. Использование дидактических игр и наглядных пособий в работе

5. Выставка методической литературы дидактических игр, пособий.

ст. воспитатель

Консультации

Консультации: «Основные формы обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения»;

«Что должен знать воспитатель о безопасности движения»,

«Дорога и ребенок раннего возраста»;

Цель: введение в проблему

ст. воспитатель

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

Начать изучать опыт работы по теме: «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»

Ознакомиться и внедрять опыт работы других ДОУ города по теме: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Совместная работа детского сада и семьи по безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»

ст. воспитатель

Создание условий

Оборудование уголков по правилам дорожного движения, создание макетов перекрестка и улицы, изготовление дорожных знаков, дидактических игр, альбомов: «Загадки», «Стихи», Иллюстрации «Транспорт» и «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации», кроссворды, лабиринты, папки – передвижки, консультации – информации по ПДД

ст. воспитатель

Тематический контроль

Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»

заведующий,

ст. воспитатель

Самообразование

Темы: Что должен знать воспитатель о безопасности детей на дорогах, на улице, в транспорте.

ст. воспитатель

Формы работы с семьей

Родительские собрания: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Анкетирование родителей

Выставка литературы по тематике

Информационные стенды: «Дети и улица», «Правила дорожного движения»

заведующий,

ст. воспитатель

 

 

План работы с детьми по ПДД

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Серия занятий “Я – пешеход”

сентябрь

педагоги

2.

“Минутка безопасности”

октябрь

Педагоги

3.

Проведение тематических недель:
“Светофорчик”
“Берегиня” и т.д.

1 неделя сентября

2 неделя мая

Старший воспитатель, педагоги

4.

Экскурсия “По улицам города”

В течении года

Педагоги

5.

Встречи с сотрудниками ГИБДД

В течении года

Педагоги

6.

Просмотр мультфильмов “Веселое путешествие”, литературная викторина

ноябрь

старший воспитатель

7.

Конкурс детского творчества:
“В стране дорожных знаков”

декабрь

Воспитатель, музыкальный руководитель

8.

Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка”

В течение года

Педагоги старших подготовительных групп

9.

Развлечение “В гостях у дорожных знаков” (игры, ребусы, загадки)

 

апрель

Педагоги

10.

Праздник “Красный, желтый, зеленый”

июнь

Воспитатель, музыкальный руководитель

12.

Чтение художественной литературы

В течение года

Педагоги

 

 

 

 

Работа по ПДД с родителями в ДОУ

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
           Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе обязательно должны выступать сотрудники Госавтоинспекции.
            Воспитателям рекомендуется вести систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где будут размещаться материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
       - ребенок на руках;
       - ребенок на санках;
       - посадка в автобус, троллейбус;
       - поездка в автобусе, троллейбусе;
       - выход из автобуса, троллейбуса за руку с ребенком;
       - ваш ребенок носит очки и т.д.
Воспитатель должен проконсультировать, провести беседу, организовать анкетирование по теме.

Примерный перечень бесед и консультаций

- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.
Воспитателям рекомендуется регулярно проводить совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивать открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекать родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге, родители могут получить советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

 

План

работы с родителями по правилам дорожного движения

 

Месяц

Содержание работы

 

Ответственный

Сентябрь

«Профилактика детского травматизма»

Старшая медсестра

Октябрь

На групповых собраниях обсуждение вопроса «ПДД и дети»

Педагогический
коллектив

Ноябрь

КВН (совместно родители и дети)

 

Воспитатели подготовительной группы

Декабрь

Дискуссия (совместно с сотрудниками ГИБДД) «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»

Заведующий
дошкольным учреждением

Январь

Сотворчество родителей и детей «Уроки улицы» (рисование)

Воспитатели групп

Февраль

Консультация «Игры с детьми по ПДД»

Воспитатели групп

Март

Советы «Маленькие пешеходы»

Воспитатели групп

Апрель

Анкета «Осторожно: дорога!»

 

Педагогический
коллектив

Май

Общее родительское собрание «Пример взрослого заразителен

Педагогический
коллектив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей.

Внимание - дети!

  1. Пока ребенок маленький, не отпускайте его одного. Рядом с дорогой всегда занимайте место между ребенком и потоком транспорта, крепко держите ребенка за руку. Никогда не нарушайте правила при ребенке - он это обязательно запомнит.
  2. С 3-летнего возраста, используйте каждый удобный момент, чтобы постепенно приучать ребенка к безопасному поведению на дороге, Начните с самого простого и важного, на личном примере показывайте, как себя следует правильно вести, и обязательно объясняйте ребенку свои действия.
  3. В игровой форме изучайте с ребенком основы правил дорожного движения. Начните с самого простого: что такое тротуар и проезжая часть, какие бывают сигналы светофора, что такое «зебра» и дорожный знак «Пешеходный переход». Объясняйте ребенку, как следует себя вести на дороге, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие. Такие объяснения нужно повторять регулярно в течение нескольких лет.
  4. Когда ребенок пошел в школу, непременно продумайте и обсудите вместе с ним самый безопасный маршрут. Перед тем как ребенок впервые проделает этот путь самостоятельно, он должен много раз пройти маршрут с вами, обращая внимание на все опасности. Потом предложите ребенку пройти маршрут с вами в качестве ведущего и попросите его прокомментировать вслух все свои действия.
  5. Не переходите дорогу на красный или желтый сигналы светофора, как бы вы при этом ни торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход". Из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
  6. Не выходите с ребенком из-за предметов, ограничивающих видимость (кустов,
    автомобилей и т.д.), не осмотрев предварительно дорогу - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  7. Выходя   на   проезжую часть дороги,   прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  8. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом и под прямым углом. Иначе вы научите его спешить там, где надо наблюдать и обеспечивать безопасность.
  9. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы приучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
  10. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге,
    показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Учите ребенка всматриваться вдаль. Иногда ребенок не замечает автомобиль или мотоцикл издалека. Учите ребенка смотреть.
  11. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

 

 

Рекомендации для родителей.

 

Причины детского дорожно-транспортного травматизма - это неумение наблюдать, не­внимательность и недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

 

Рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения.

При выходе из дома:

- если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка,нет ли приближающегося транспорта;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли опасности.

При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

- если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку;

- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти проезжую часть:

- остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины;

- не стойте с ребенком на краю тротуара;

- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, рас­скажите о сигналах указателей поворота у машин.

При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках;

- идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин;

- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры;

- не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно;

- не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу;

- не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта и кустов, не осмотрев предварительно улицу;

- не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне Вы увидите друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При посадке и высадке из транспорта:

- выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проез­жую часть;

- подходите для посадки к двери только после полной остановки;

- приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспортного средства

- стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

 

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не толь­ко Вашего ребенка, но и других детей.

 

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению