Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
М.Горький
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, наша задача заинтересовать и побудить желание детей играть в коми народные игры.
Актуальность выбора данной теме обусловлено тем, что с появлением новых технологий народные игры почти исчезли из нашего быта, а детская игровая культура во многом утрачена. Народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование поведения героев современных мультфильмов, различных детских программ. Сокращается двигательная активность детей как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм) Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами коми народной культурой, а именно коми народными играми. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно- нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Наша работа направлена на знакомство детей с коми народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Представление детей о родном крае, особенностях быта, труда уточняются и закрепляются в игре.
Цель: формирование интереса к коми народной культуре у детей дошкольного возраста посредством использования игр.
Задачи: Научить детей играть в коми народные игры.
Знакомить дошкольников с коми словами.
Развивать познавательную и двигательную активность детей посредством коми народных игр.
Сформировать уважительное отношение к коми национальным традициям и играм.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Теоретическое обоснование
Национальные праздники наших предков, повседневная жизнь детей, были тесно связаны с игрой, а сегодня народные игры почти исчезли из детства. Поэтому важно осуществить знакомство детей с особенностями народных игр.
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, служит одним из средств приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, и является важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей;
Коми народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
С детьми был проведен опрос, были заданы следующие вопросы:
1.Ты любишь играть?
2. В какие игры ты любишь играть?
3. Ты знаешь, что такое народные игры?
4. Какие коми народные подвижные игры ты знаешь?
5. В какие из них ты любишь играть?
6. С кем ты любишь играть в подвижные игры?
Анализ результатов опроса показал, что дети любят играть, называют игры, но не знают, что они народные, не могут назвать коми народные игры.
План реализации:
· Создание условий для проведения игр в группах.
· Подбор народных игр
· Знакомство с коми бытом: продолжать знакомить с традициями и бытом коми народа
· Знакомство с музыкальными инструментами
· Посещение Историко-краеведческого музея
· Театрализованная деятельность: познакомить детей со сказками коми народа, закрепить знания коми слов.
· Знакомство младших дошкольников с коми народной игрой и коми сказкой
· Экскурсия в Центр Коми культуры имени Б. Шахова: сформировать представление о нашем крае, расширить и углубить знания воспитанников о быте и играх коми народа.
· Сюжетно - ролевые игры
· Использование коми игр на прогулке
· Коми игры на занятиях физкультуры
· Изготовление с детьми коми куколки
Сотрудничество с семьёй:
· Развлечение с гостьей с коми деревни
· Мастер - класс «Изготовление куколки скрутки»: расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки
· Оформление уголка «Мой край родной»
· Консультация «Воспитание любви к Родине»
· Папки - передвижки «Как знакомить ребёнка с родным Коми краем», «Коми народные игры».
· Привлечение родителей к активному участию в организации сбора материала для изготовления дидактических и подвижных игр.
· Коми гуляния.
Планируемые результаты:
- дети познакомятся с коми бытом, с коми национальными традициями;
- дети познакомятся и научатся играть в коми народные игры;
-дети будут использовать народные коми игры в самостоятельной деятельности.
Условия и ресурсы проекта необходимые для выполнения проекта:
- подбор литературы;
- подбор коми народных игр;
-создание условий для проведения мероприятия (атрибуты, костюмы);
-фотографии и иллюстрации с изображениями коми народных костюмов;
-коми изба;
-коми художественная литература;
-дидактические игры;
-коми песни и потешки.
По окончанию работы над проектом мы наблюдали, что дети с удовольствием играют в коми народные игры, действуют по правилам в игре, договариваются между собой, принимают роль, оценивают поступки.
Дети используют коми народные игры в самостоятельной игровой деятельности.
Дети имеют представление о коми фольклоре, о народных промыслах.
Знают значение коми орнамента и применяют знания в играх.
Дети имеют представление о коми языке, знают ряд слов на коми языке,
знакомы с коми народными песнями и потешками.
У детей сформировано уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям коми народа, народному творчеству.
Дети проявляют уважение к родному дому, бережно относятся к природе, к культурному наследию своего народа
Родители являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают организовать выставки, совместные праздники и развлечения, вместе с детьми изготовили костюмы, атрибуты, декорации, поделки.
Таким образом, народные игры как средство приобщения к коми народной культуре играют в жизни ребенка важное место. Дети приобретают нравственные качества, необходимые им в будущей жизни.
Комментарии пользователей