Гончарова Наталья, воспитатель. Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР детский сад «Сказка»
Программа «Истоки», по которой работает наш коллектив – открытого типа, что предполагает использование различных методик и технологий. Для более полного усвоения ребенком нравственных, общечеловеческих ценностей, национальных традиций, мы вариативно включаем в работу элементы программы по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!» Таким образом, мы знакомим детей с самобытностью родного края, приобщаем их к прошлому своей культуры и культуре народа Хакасии. Ведь от того, как мы научим любить ребенка свою Родину, уважать культуру и традиции других народов, зависит наше будущее, будущее нашей страны.
передвижения. Вышивкой (орнаментом) украшали подол, манжеты, воротник. Женщина всегда повязывала голову, этот головной убор назывался – плат.
Хакасские племена жили в степи. А что вы знаете про степь, как природную зону? Выслушать ответы детей. А какие основные занятия были у людей в то время? (овцеводство и охота, а позднее стали выращивать пшеницу).
Обратить внимание детей на карту Хакасии, и назвать какие еще природно-климатические зоны есть в нашей республике. Дети называют и показывают горы и тайгу. Какие еще обозначения на карте и глобусе вам знакомы? (реки, моря, озера). Все ли карты бывают одинаковыми? Какие еще вы можете назвать? (политическая, физическая, карта растительного мира, карта дорог и другие).
Знаете, ребята, у меня есть две карты, ничем не заполненные (контуры Хакасии с выделенными природно-климатическими зонами). Если вы сможете расшифровать слова, тогда узнаете, что нужно делать с этими картами. Для выполнения этого задания нужно разделиться на две подгруппы.
Предлагаю детям два зашифрованных слова (животные, растения)
Дети читают зашифрованные слова: животные, растения, и получают конверты с картинками. Им предлагается задание: разместить на карте животных (одна подгруппа) и растения (другая подгруппа), в соответствии с природно-климатическими зонами Хакасии (степь, тайга, горы). Когда задание выполнено, «идем в гости друг к другу», проверяем. Как выполнено задание.
Еще раз обратите внимание на ваши карты, как богат и разнообразен животный и растительный мир Хакасии. но среди множества растений и животных существуют такие, которые внесены в «Красную книгу». Как вы думаете, что такое «Красная книга»? Это та книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных. А как вы думаете, по каким причинам они могут исчезать? Выслушать детей, обобщить: во время лесных пожаров, при вырубке леса, при распашке земель, строительстве новых заводов.
У нас тоже есть такие растения – венерин башмачок, кувшинка, водяной орех. И животные – кабан, снежный барс, горный баран. ( Информация сопровождается показом иллюстраций).
У нас в Хакасии существуют заповедники и заказники, в которых и растения и животные находятся под охраной.
Но и мы с вами тоже можем беречь и охранять природу. Очень много зависит от правил поведения в лесу. Если мы будем знать и выполнять эти правила, этим мы поможем природе. Детям предлагается серия картинок, из которых они выбирают нужные (не шуми в лесу, не оставляй за собой мусор и т.д.)
В конце занятия подводится итог, что сегодня узнали, что больше всего запомнилось и понравилось.
Предлагаю детям поиграть в хакасскую народную игру «Паг тудызах» (держи веревку). Фоном включатся хакасская музыка.
Тема: «Ознакомление с самобытностью родного края».
Программное содержание: приобщать детей к прошлому своей культуры, закрепить знания о быте и промыслах хакасов. Найти общее и различное в быту двух народов. Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Способствовать овладению детьми элементарной этики межнациональных отношений.
Предшествующая работа: беседы, занятия о прошлом хакасов, их промыслах. Экскурсии в Абаканский краеведческий музей. Чтение хакасских народных сказок.
Оборудование: иллюстрации людей в национальных костюмах; набор картинок для игры «Что для кого» (юрта, изба, очаг, печь, бубен, шаман, священнослужитель, церковь, бусы, пого).
Ход занятия.
Дети садятся на стульчики. Предлагаю им: «Давайте с вами немного поговорим», и показываю карту мира. На земном шаре очень много разных стран, государств, и живет очень много людей разных национальностей. Какие вы можете назвать? А мы с вами какой национальности? Скажите, пожалуйста, различаются ли люди разных национальностей? Выслушиваю ответы детей и обобщаю: люди разных национальностей различны по языку, своей культуре, традициям, по месту проживания. Давайте с вами попробуем назвать, кто, где живет.
Игра малой подвижности с мячом. (Немец – Германия, японец – Япония, грузин – Грузия). После игры дети проходят на стульчики.
Ребята, скажите, где мы с вами живем? Ответы детей – Россия, Хакасия, Черногорск. Вывешивается карта Хакасии, рассматриваем ее, находим столицу – город Абакан. Ребята, как вы думаете, почему нашу республику называют «Хакасия», а не каким-то другим словом? Вместе с детьми приходим к выводу – потому, что ее коренные жители хакасы
В группу входят две девочки в национальных костюмах (русском и хакасском). Посмотрите, к нам гости пожаловали. Проходите, пожалуйста! Девочки здороваются: «Здравствуйте!», «Изенер!»
Ребята, а вы поняли, что нам сказала Катя? Девочка объясняет, что она поздоровалась по-хакасски, и предлагает послушать рассказ о хакасском костюме.
Катя: у меня хакасский костюм. Обратите внимание на длинное платье, оно очень широкое. Это для того, чтобы было удобно садиться верхом на лошадь, так как хакасы вели кочевой образ жизни. Платье красного цвета, манжеты и воротник украшены вышивкой. Волосы заплетены в косички. Пока девочка маленькая, ей заплетали столько косичек, сколько ей лет, в косы вплетали бусинки, монетки. На голове надет плат. Из украшений на шею надевали пого, вышитое бисером. Вышивались растительные узоры.
Карина: а у меня русский костюм. Белая сорочка расшита вверху и по рукавам. Девочки носили длинные сарафаны, которые тоже были украшены вышивкой. Самым лучшим украшением девушки считалась ее коса. Волосы заплетали в одну косу и завязывали лентой. На голову надевали кокошник. Он расшит бусинками и украшен лентами. Из украшений девочки и девушки носили бусы.
На всем продолжении рассказов девочек звучит музыка, хакасская и русская.
Понравились вам рассказы девочек? Костюмы этих народов разные, разные и условия жизни и быт хакасов и русских. Катя нам сказала, что хакасы вели кочевой образ жизни. Что это значит, кто может ответить? Правильно, это значит, что они не жили в селениях постоянно, как русские люди, а кочевали, то есть переезжали с места на место со всем своим скарбом.
Приглашаю детей к столу, где находятся изображения людей в национальных костюмах: русском и хакасском. Детям предлагается задание: разложить маленькие карточки в соответствии с бытом и культурой этих народов
Предлагаемый набор карточек: юрта, очаг, шаман, бубен, пого, плат. Изба, печь, служитель церкви, церковь, бусы, кокошник. При проверке задания, дети дают пояснения к каждой карточке, например – юрта, это жилище хакасов. И добавляют ту информацию, которой владеют.
Вспоминаем с детьми, какие они знают праздники. Сравниваем два праздника «Троица» и «Пай Хазын». Эти праздники связаны со священным для обоих народов деревом -- березой. И у русских, и у хакасов, возле березки водили хороводы, играли, пели песни.
Предлагаю детям поиграть в хакасскую игру «Метпечек» (прятки). Выбираем водящего считалкой хакасского народа: «пита, сутта, пира, пара, ибе, сибе, туба, кресс».(1,2,3, я считаю, ты води).
Комментарии пользователей