• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти

Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме «Знакомство со свойствами ткани».

Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор: Севиндж Садатгулу кызы Кулиева

Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме «Знакомство со свойствами ткани».

Цели:

Обучающие: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает однотонная и разноцветная, толстая и тонкая, прозрачная и непрозрачная, гладкая и шероховатая)

Развивающие: Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их свойства, качества, цвет. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.

Обогащение словаря: прочная – непрочная, прозрачная -непрозрачная, ткань, лоскут, драп, ситец, лён, капрон, шёлк.

Предварительная работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей. игры с тканью, дидактические игры «Узнай на ощупь», «Завяжи кукле бантик».

Материал: лоскут драпа, шёлка, ситца, капрона, лёна и ситца на каждого ребёнка.

Ход занятия: Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на картонах приклеены лоскуты  5 тканей, так, чтобы одна сторона свободной и её можно было потрогать.

Воспитатель: Ребята,  сегодня к нам в гости пришла кукла Таня в  красивой  одежде. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?

Предполагаемые ответы: Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Дети: можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Воспитатель: Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают. А зачем люди носят одежду?

Дети: Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их. Ребята, скажите пожалуйста, что лежит перед вами на столах?

Дети: Ткани.

Воспитатель: Перед каждым из вас лежат кусочки ткани, а как можно сказать по другому?  (Если дети затрудняются отвечаю сама.)

Дети: Лоскутки. (Предлагаю повторить 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать про ваши  лоскутки, если их не трогать руками, а просто посмотреть?

Дети: Они красивые, яркие, есть разноцветные и однотонные.

Воспитатель: Ребята, покажите, однотонный лоскуток. А какого ещё цвета бывает однотонная ткань?

Дети: Чёрная, белая, красная, зелёная и.т.д.

Воспитатель: А теперь покажите первый лоскуток разноцветной ткани, тот который вам больше всего понравился. (Дети показывают) А теперь  попробуйте назвать цвет вашего лоскута. (Дети описывают) Поднимите лоскуток  ткани в горошек, в полоску, а теперь в клеточку и просто пёстрый рисунок. А теперь потрогайте ваши лоскутки и определите, какое толщины бывает ткань?

Дети: Ткань  бывает толстая, тонкая и очень тонкая.

Воспитатель: Найдите, пожалуйста, самую толстую ткань и поднимите. Кто знает, как она называется? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)

Дети: Драп. ( Дети повторяют хором и индивидуально.)

Воспитатель: Ребята, ещё раз потрогайте и расскажите какая она?

Дети: Толстая, мягкая, тёплая, ворсистая.

Воспитатель: Посмотрите сквозь ткань на свет. Вы что-нибудь  видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит она прозрачная или непрозрачная? 

Дети: Непрозрачная.

Воспитатель: Что можно сшить из этой ткани?

Дети: Пальто зимнее, осеннею куртку, шапку, тёплую юбку, шарфик. и т.д.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Воспитатель: А теперь  найдите самую тонкую ткань. Как она называется? Опишите её.

Дети: Эта ткань называется капрон. Она тонкая, прозрачная, шероховатая, но  скользит, эластичная.

Воспитатель: Что шьют из этой ткани?

Дети: Платья, колготы, банты, шторы.

Воспитатель: Этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. А теперь найдите шелковую ткань. Пощупайте и покажите, попробуйте сравнить с капроном. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Капрон прозрачный, а шёлк непрозрачный, шёлк скользит легче чем капрон, капрон однотонный, а шёлк цветной.

Воспитатель: А чем они похожи?

Дети:  Ткани тонкие, из них шьют летние платья и кофты.

Воспитатель: Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для пальчиков.

Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения

Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем, отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится мы попляшем и покружимся.

Воспитатель: А теперь сравним остальные ткани. Скажите, как они называются? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)

Дети: Ситец и лён.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань - ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?

Дети: лён толстая, а ситец тонкий, ситец легче чем лён.

Воспитатель: Чем они похожи?

Дети:  Они яркие, разноцветные и по внешнему виду трудно различить.

Воспитатель: Скажите, что шьют из льняных тканей?

Дети: Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.

Воспитатель: Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?

Дети: Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего изготавливаются лён и ситец? (Если дети затрудняются отвечаю сама. Лёи изготавливается из льна, а ситец из хлопка.)

Рассказ воспитателя: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.

Игра «Расскажи о ткани».

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. На полу я разложила карточки с разными видами тканей,  когда зазвучит музыка, мы будем кружиться вокруг карточек. Когда же музыка закончится, вы возьмете каждый по одной карточке, а потом нам расскажете о той ткани, которую вы взяли в руки. (если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы: как ты думаешь, какая это ткань толстая или тонкая, однотонная или разноцветная, гладкая или шероховатая. Какую одежду можно сшить из легкой ткани, а какую из толстой.)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на одежду куклы Тани и скажите, из какой ткани они сшиты? (Дети описывают.) Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а  затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани  шьют одежду для людей. Как называется человек, который шьёт одежду?

Дети: Портной.

Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением портного.

Воспитатель:

Жил портной один умелый

Знал прекрасно свое дело.

Ткани выбирал для нас

Хлопок, ситец и атлас,

А потом снимал он мерку.

Делал выкройку, примерку.

Белой ниткой ткань сметал,

На машинке все сшивал.

И на праздник у ребят,

Новый был всегда наряд.

Чтобы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.

Заключительная часть.

Воспитатель хвалит детей за ответы. Вы сегодня узнали много нового о ткани. Кукла Катя принесла вам в подарок раскраски. А я вам предлагаю раскрасить одежду, стать на время художниками по ткани. Ведь художники по ткани тоже сначала рисуют узор на бумаге.  

 

 

 

 

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению