Навигация
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Тема. Слог.
Цели: уточнить различие между понятиями «слог» - «слово»;
закрепить знания о слоговом составе слова, умения составлять слова из слогов, определять количество слогов в слове;
привлечь внимание к слогообразующей роли гласной;
формировать слоговой анализ, синтез;
развивать внимание, память, мышление;
обогащать словарный запас.
Оборудование: карточки-схемы, пособия к речевым играм, карточки-задания с деформированным текстом, задание-головоломка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать занятие?
- Всё на месте, всё в порядке?
- Приготовьтесь внимательно слушать, думать, чётко отвечать.
2. Сообщение темы.
- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- О каких частях говорится в стихотворении? (О слогах).
- Сегодня на занятии мы будем говорить о слогах, будем делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
- Откройте тетради, запишите число, тему занятия «Слог». Отложите тетради.
3. Игра «Кто самый внимательный?»
Слова Слоги
платок репа ти уши
тра пол ку ре
карандаш у пе рис
ло дом дя ша кот за га ло
ров строка ма булка
пы со сова лук сон нос
- Ребята, посмотрите! Слова и слоги перепутались. Разделите их. Слева должны находиться только слова, а справа только слоги.
- Назовите слова. Запишите их в тетрадь
- Назовите слоги. Запишите их в тетрадь.
- Что вы сейчас делали? (Различали слоги, слова)
- Чем отличаются слова от слогов? (Слог – это один или несколько звуков, слово – имеет смысл, что-то обозначает).
4. Работа с загадками. (карточки-схемы)
- Как можно узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- К гласным нужно относиться очень внимательно.
- Перед вами схемы слов:
- Каждый звук обозначен , согласный звук - , гласный звук - .
- Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы – отгадывать и подбирать к отгадкам нужную схему. Будьте внимательны!
Хвост пушистый, Две новые, кленовые,
Мех золотистый, Подошвы двухметровые:
В лесу живёт, На них поставишь две ноги
В деревне кур крадёт. (Лиса) И по большим снегам беги. (Лыжи)
Под кочкою крошки, Сама пестра, ест зелёное,
Только шляпки и ножки. (Грибы) Даёт белое. (Корова)
С хозяином дружит, Весной веселит,
Дом сторожит, Летом холодит,
Живёт под крылечком, Осенью питает,
А хвост колечком. (Собака) Зимой согревает. (Дерево)
Без ног, а ходят. (Часы) Языка нет, а рассказывает. (Книга)
Брат с братом через дорожку живут,
А один другого не видят. (Глаза)
С бородой, а не старик, Эта хищница болтлива,
С рогами, а не бык, Воровата, суетлива,
Не конь, а брыкается, Стрекотунья, белобока,
Доят, а не корова. (Коза) А зовут её … (Сорока)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- Что мы с вами сейчас делали? (Отгадывали загадки, выбирали нужную схему).
5. Игра «Маша и Мариша».
- Посмотрите на картинку. Это девочки Маша и Мариша, вот их игрушки.
- Догадайтесь, где Машины игрушки, а где Маришины. В названии Машиных игрушек столько слогов, сколько и в её имени. А в названии Маришиных игрушек столько слогов, сколько в её имени.
- Определите, сколько слогов в имени Маша? (Два).
- Назовите только те игрушки, в названии которых два слога. (Кукла, волчок, утюг, флажок, зайчик, мишка, часы, мячик).
- Определите, сколько слогов в имени Мариша? (Три).
- Назовите игрушки в названии которых три слога. (Шарики, кубики, самолёт, барабан, лошадка, машина, хлопушка).
- Молодцы!
6. Физкультминутка. «Запрещённое движение».
Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.
7. Составление слов из слогов.
- Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок
Весь в иголках, без застёжек
Что под деревом найдёт,
На иглу нацепит он.
- Что нацепил ёж на иголочки?
- Составьте слова из слогов, которые записаны на иголочках ёжика. (Слива, грибы, ягоды, яблоко, груша).
- Запишите составленные слова в тетрадь. Выделите гласные буквы.
8. Игра с перекидыванием мяча.
- Называю слово, кидаю вам мяч, поменяйте местами слоги, сделайте первый слог вторым, верните мне мяч.
Насос, наши, нора, камыш, жилы, навес, рады, сыро, кабан.
9. Работа с деформированным текстом.
- Перед вами предложения. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы их прочитать? (Составить слова из слогов, данных в скобках).
Там мы (вы, ня, пол, ли) разные (уп, не, раж, ни, я).
Мы вышли на (щад, ку, пло).
Мы (рас, вы, тем) сильными и (ми, здо, вы, ро).
У нас урок (куль, физ, ры, ту).
- А можно из этих предложений составить текст? Какое предложение будет первым? Следующее? Т.д.
- Прочитайте ещё раз получившийся текст. А как его можно озаглавить? (Урок физкультуры).
- Запишите посередине строки с большой буквы название текста.
- Напомните правило записи предложений. Записываем предложения.
10. Работа с пословицей.
- У нас осталось последнее задание. Прочитайте пословицу, начиная от стрелки. (Маленькое дело лучше большого безделья).
- Вам понятен смысл этой пословицы?
- А для чего нужны пословицы? (Они украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче).
- Запишите пословицу на листочке.
- На следующем занятии мы продолжим разговор о пословицах, поэтому попрошу вас подготовить пословицы о речи, уметь объяснить смысл выбранной вами пословицы.
11. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Что было самым трудным? Над этим мы и будем работать на следующих занятиях.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Молодцы.
Комментарии пользователей