Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка –зима».
Цель: обобщение представлений детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
1.Продолжать учить детей строить сложноподчинённые предложения, предложения с предлогами.
2.Активизировать словарь по теме «Зима».
3.Систематизировать представления детей о зимних явлениях.
4.Упражнять детей в согласовании существительных, прилагательных, глаголов.
5.Развивать ассоциативное мышление детей, навык словообразования.
6.Формировать интерес к речевым играм.
6.Прививать любовь к поэтическому слову.
Ход:
1.Тройка, тройка прилетела
Скакуны в тройке белы,
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как взмахнула рукавом – всё покрыла серебром.
-О какой царице говорится в стихотворении? (о зиме)
-Что за тройка прилетела? (месяцы)
-Назовите их. (декабрь, январь, февраль).
-Ребята, зимушка – зима прислала нам в подарок сундучок.
-Хотите узнать, что в нём?
-Давайте скажем такие слова:
-Чук, чок, чук, чок – открывайся сундучок (сундучок открыть).
-Ребята, сколько вопросов и заданий в сундучке, и мы с вами должны на них ответить.
-А здесь ещё что –то лежит! (рассматривают).
-Ребята, это домик, и он сломался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все её задания. Сундучок отдаст нам детали, и мы его сложим.
2. А сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг.
-Я «слеплю» снежок из снега, и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте (дети имитируют процесс лепки). Снежок сделан из папье маше.
-Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная, лютая, белая, волшебная и т.д.)
-Что бывает зимой? (дует ветер, падает снег, метёт метель, сильный мороз, северное сияние, узоры на окнах, замерзают реки, деревья стоят голые, некоторые животные впадают в спячку и др.)
-Что можно сказать о снеге? Какой он? (белый, пушистый, мягкий, липкий, рыхлый, лёгкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, тяжёлый и т.д.)
-Какая зимой бывает погода? (холодная, морозная, ветреная, пасмурная, чудесная, солнечная и т.д.)
С этим заданием вы справились, и мы получаем первую деталь домика.
(Дети достают из сундука узкий прямоугольник – фундамент дома и крепят его на магнитную доску).
3. -Ребята, пока мы с вами играли, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб. Давайте возьмём одну снежинку и узнаем, какое следующее задание для нас приготовила зима. Она предлагает поиграть в игру «Закончи фразу». Вы должны достать из сундучка «снежок» на котором зима написала слово и добавить к нему ещё одно.
(Воспитатель вместе с ребёнком читают слово)
-Скрипит (снег), замёрзла (река), ударили (морозы), дует (ветер), метёт (метель),
-скользкая (дорога), морозный (день), снежная (зима), ледяной (ветер), холодное (утро).
(Дети получают следующую деталь дома и ставят на фундамент).
4. -Ребята, можно я тоже с вами поиграю и достану снежинку из сундучка.
- Зима прислала нам стихотворение и хочет, чтобы вы помогли ей подобрать нужные слова.
Игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне падает на землю …снег.
С неба всё скользят пушинки серебристые …снежинки.
На посёлки, на лужок всё снижается …снежок.
Вот веселье для ребят всё сильнее … снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик нарядился …снеговик.
Рядом снежная фигурка - это девочка …снегурка.
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой …снегири.
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил … снег.
-Молодцы, все слова назвали правильно. А вот и следующая деталь домика.
(Достаём из сундучка крышу).
5.Физ-минутка
Раз, два, три, четыре, пять – мы пошли во двор гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы большой катались,
А потом в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
6.Чтение стихотворения «Звёздочка – малютка».
-Лёгкая, узорная звёздочка – малютка
Ты лети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
-Что же это за звёздочка? (снежинка)
-Почему вы там думаете? (снежинка похожа на звёздочку)
-Как автор описывает снежинку? (лёгкая, узорная)
-Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)
-Покажите, как вам стало грустно. (дети изображают мимикой)
-Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала ещё одна.
-Улыбнитесь ей, и она засверкает на солнышке новой звёздочкой.
(Воспитатель достаёт снежинку, привязанную к нитке, дети изображают мимикой радость).
-Посмотрите, эта снежинка такая лёгкая, воздушная и летает где захочет.
-Подойдите, пожалуйста, к столу. (На столе стоит маленькая ёлочка, воспитатель перемещает снежинку относительно ёлки).
-Скажите, где сейчас находится снежинка?
-Снежинка лежит на ветке.
-Снежинка находится за ёлкой.
-Снежинка лежит под ёлкой.
-Снежинка летает над ёлкой.
-Снежинка лежит около ёлки.
Молодцы, справились и с этим заданием. Сундучок отдаёт нам трубу.
(Дети ставят трубу на крышу домика).
-Дети, снежинка так долго летала, поэтому у нас в группе стало холодно.
-Покажите, как вам стало холодно. (Дети показывают).
-Вижу вы очень замёрзли, вставайте в круг, давайте погреемся.
7.Игра с мячом(«снежным») «Назови ласково».
-Снег – снежок; звезда – звёздочка; зима – зимушка; облако – облачко; лёд- ледок;
-ветер – ветерок; солнце – солнышко; снежинка – снежиночка; сосулька – сосулечка.
(Дети возвращаются на стулья).
8.Мне кажется, что нашему домику чего-то не хватает. (Окна). Давайте попробуем получить его от сундучка.
- Дом вы сложили из снежных деталей. Какой это дом? (Снежный).
А если мы будем строить его изо льда? Какой будет дом? (Ледяной).
Мы сможем в этом доме жить? (Нет). Почему? (Там холодно).
А кто будет жить в этом домике? (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, снежная баба, снежная королева).
Но чтобы они нашли дорогу, надо им помочь. Давайте построим им дорожку, но не простую, а логическую. А помогут нам в этом картинки.
(На столе картинки –ёлочка, белка, шишка, рыжий кот, девочка, бабушка, варежки).
-Первой я ставлю картинку с изображением ёлочки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а ёлочка – основной символ праздника.
(Далее дорожку из картинок выстраивают дети).
-Я присоединяю к ёлочке шишку, потому что шишки растут на ёлочке.
-Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.
-Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий, как и белка.
-Я присоединяю к коту девочку, потому что девочка любит играть с котом.
-Я присоединяю к девочке варежки, потому что они пушистые, как кот.
-Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.
-Вот мы с вами и построили дорожку по которой наши гости придут к домику.
(Дети достают из сундука окно и крепят его на домик).
Вы сегодня очень постарались и выполнили все задания зимы. Какие упражнения были для вас более сложные, а какие лёгкие? Что больше всего вам понравилось? Если вам всё было интересно и задания выполнялись легко, то давайте украсим сундучок большими снежинками, а если вы испытали трудности, то маленькими.
Комментарии пользователей