Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы у дошкольников"
Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании навыков самостоятельной работы у дошкольников"
Опубликовано: 05 декабря 2025 Автор:
Елена Геннадиевна Виноградова
В настоящее время быстро развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании и воспитании. Во всем мире ИКТ используются не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, ИКТ обладают целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям дошкольника. В этой связи ИКТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития.
Вопросы внедрения и использования ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации, привлекали многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.
В отраслевом стандарте Российской федерации термин «информационно-коммуникационная технология» (ИКТ) рассматривается как практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность коммуникационных средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. ИКТ, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники [1].
На основе этого определения Роберт И.В. совместно с Поляковым В.А. выделили следующие возможности средств ИКТ:
• незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;
• компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);
• компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);
• архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;
• автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения [3].
алгоритмизация и программирование для старших дошкольников с использованием цифровой образовательной среды.
Для эффективного использования ИКТ в дошкольном учреждении, необходимо учитывать современные представления о модели личности ребенка дошкольного возраста, психофизиологических особенностях процесса обучения, а также основные дидактические принципы процесса обучения.
Целесообразность использования ИКТ в дошкольной организации обусловлена психолого-педагогическим особенностями дошкольников: преобладанием наглядно-образного мышления, слабо развитым произвольным вниманием и памятью, доминирующей игровой деятельностью, недостаточно сформированным операциональным мышлением и другими.
ИКТ дают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Применение ИКТ позволяет осуществлять интенсификацию процесса обучения и воспитания, организовать различные виды деятельности дошкольников:
1) информационно-учебную;
2) учебно-игровую;
3) экспериментально-исследовательскую;
4) самостоятельную.
Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИКТ педагогом, в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира. Использование ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию детей дошкольного возраста.
Принцип самостоятельности заложен во всех концепциях построения образования, но на практике возникают большие трудности в его реализации, как со стороны педагога, так и со стороны дошкольника. Когда мы хотим добиться от ребенка самостоятельности, то это не всегда получается, ему трудно работать самостоятельно, и он прибегает к помощи взрослого.
По определению Пидкасистого П.И. [2] самостоятельная работа, как дидактическое явление, представляет собой, с одной стороны, задание, то есть то, что должен выполнить ребенок, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении задания, которое в конечном счете приводит либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у дошкольника на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровняю мыслительной деятельности;
- вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью в процессе обучения.
Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением ИКТ, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы дошкольников, предусматривающей большую самостоятельность, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно-коммуникационный процесс информатизации.
Использование ИКТ в образовательном пространстве позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности, активизировать самостоятельность детей дошкольного возраста с различными электронными средствами учебного назначения. Возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы. Все это поможет формированию общей информационной культуры дошкольников, придаст самостоятельной работе новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для их дальнейшего самообразования и роста.
Комментарии пользователей