• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Логопед №1/2016

Логопед №1/2016

Тема номера

«Ранняя помощь детям с ОВЗ»

Содержание

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБОУ «Гимназия № 1512», Москва
  • ГБОУ РОЦ № 20, Москва
  • ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2, г. Жигулевск Самарской обл.
  • ГБУ ЦССВ «Благодарение», Москва
  • ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», Москва
  • ГКУ ЦССВ «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения, Москва
  • КГБУЗ ККПД № 5, г. Норильск Красноярского края
  • МАДОУ д/с № 57, г. Казань
  • МБДОУ д/с № 1 «Аленушка», г. Октябрьский, Республика Башкортостан
  • МБДОУ д/с № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Анива Сахалинской обл. 
  • МБДОУ д/с № 3, пос. Емелья­ново Красноярского края
  • МБДОУ д/с «Светлячок», г. Волгодонск Ростовской обл.
  • МБДОУ «Чертковский д/с № 2», пос. Чертково Ростовской обл.
  • МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлева», с. Верховажье Вологодской обл.
  • МБОУ «Средняя школа № 16», г. Ачинск Красноярского края
  • МКДОУ д/с № 4 «Сказка», г. Малмыжа Кировской обл.
  • МКДОУ д/с № 88, г. Новосибирск
  • Центр развития «Детский Университет», Москва

Авторы:

  • Ахмадеева Зульфира Рашитовна
  • Базарова Нонна Николаевна
  • Брусилова Лариса Анатольевна
  • Гальцева Наталья Анатольевна
  • Григорьева Екатерина Сергеевна
  • Данилевич Татьяна Александровна
  • Зобенко Светлана Микзякиновна
  • Кайдан Ирина Николаевна
  • Корсакова Елена Николаевна
  • Леонова Ольга Анатольевна
  • Матвеева Светлана Николаевна
  • Матушевская Анна Анатольевна
  • Пищагина Нина Алексеевна
  • Пономарева Анастасия Васильевна
  • Рязанцева Галина Владимировна
  • Семенкова Татьяна Васильевна
  • Смирнова Елена Борисовна
  • Солдатова Лариса Юрьевна
  • Судак Ирина Анатольевна
  • Телегина Татьяна Юрьевна
  • Хисматова Лиана Робертовна


Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования


Матушевская А.А. Организация системы ранней профилактики нарушений речевого развития у младших дошкольников

В данной статье предлагается проект новой образовательной технологии инновационной деятельности специалистов ДОО (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога по физическому воспитанию) по профилактике нарушений речевого развития детей 3—4 лет.


Новые формы работы


Гальцева Н.А., Корсакова Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в условиях социально-образовательной среды учреждения

Дети с ОВЗ, ЗПР и ОНР составляют значительную часть воспитанников дома ребенка.
В основе этиологии ЗПР лежат хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность ЦНС. Подобные неоднородность, разнообразие дополнительных стресс-факторов обусловливают значительный диапазон нарушений: от уровня состояния, приближающегося к возрастной норме, до умственной отсталости. Поэтому необходимо создать определенные, специальные условия воспитания и обучения детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации, состояния и ресурсов. Также важны психолого-педагогические, лечебные и другие факторы.



Базарова Н.Н. Альтернативные средства коммуникации в работе дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Умение выражать свои желания, предпочтения, попросить о помощи и отреагировать на слова говорящих с ним людей ему поможет адаптироваться в обществе и окружающем мире, научиться жить в нем.


Предлагаем обсудить

Методическая гостиная


Григорьева Е.С. Формирование простого предложения у детей 3—5 лет с ментальными нарушениями

Данная статья посвящена адап­тированной программе по развитию речи «Формирование простого предложения и развитие понятийного словаря у детей с ментальными нарушениями младшего и среднего дошкольного возраста» (далее Программа).

Формулировка «младшего и среднего дошкольного возраста» довольно формальна, так как учитывается не возраст ребенка, а уровень его ре­че­во­го раз­ви­тия.


Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие


Смирнова Е.Б. Загадки Зимушки-зимы. Занятие для старших дошкольников с ОНР

Задачи

Образовательные:

  • развивать синтаксический контроль (чувство грамматической правильности высказывания);
  • формировать навык анализа логико-грамматических конструкций;
  • закреплять умение определять принадлежность слов к части речи, навык анализа состава предложения и звукобуквенного анализа слов.

Коррекционная: развивать слуховое внимание и память, зрительное восприятие; общую и мелкую моторику, логическое мышление.

Воспитательная: формировать умение работать в коллективе, навыки взаимопроверки.



Досуги и развлечения


Пономарева А.В., Солдатова Л.Ю. Урок для Тараторки. Речевой досуг для детей 5—7 лет

В детском саду № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Анива Сахалинской области, учитель-логопед и музыкальный руководитель разработали цикл музыкально-речевых досугов. Залог их успеха — систематичность, планомерность и согласованность.

Частая смена действий и уп­ражнений позволяют расширить объем внимания и преодолеть гиподинамию. В досугах присутствует рациональное сочетание статических и динамических заданий, что особенно важно для детей с нарушениями речи.


Игры и оборудование


Хисматова Л.Р. Речевая полянка. Многофункциональное логопедическое пособие

По результатам мониторинга в последнее время нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно, так и качественно. Опыт работы показывает, что у воспитанников с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают. Поэтому в ходе работы мы стараемся разнообразить игры, наглядный и раздаточный материал.

Для дошкольников работа по автоматизации звуков бывает зачастую трудна и однообразна. На этапе автоматизации главная цель — добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, словах, предложениях и свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях.

Материал для автоматизации звуков не только нацелен на закрепление правильного звука, но и вводит дошкольников в игровую ситуацию, эмоционально приобщает к процессу приобретения знаний, ориентирует на самостоятельное решение игровых задач, развивает речь, фонематический слух, обогащает и активизирует словарь, устраняет грамматические недостатки речи, закрепляет звуковой анализ и синтез слов.

В работе с дидактическим пособием «Речевая полянка» дошкольники учатся понимать и употреблять термины «звук», «слово», «предложение», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, устанавливать последовательность звуков в слове, дифференцировать звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости, осознают звуковой и слоговой состав слов.


Взаимодействие с семьей


Леонова О.А. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Консультация для родителей

Профилактика — система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.



Ахмадеева З.Р. Детско-родительский клуб «Академия звука»

Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей — тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.

С целью эффективного взаимодействия с родителями в детском саду № 4 «Сказка», г. Малмыжа Кировской области, на протяжении нескольких лет в каждой группе эффективно работают детско-родительские клубы.


Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы


Пищагина Н.А. Дифференциация звуков (о) и (а) и букв О и А. Логопедическое занятие для младших школьников с ОНР

Введение ФГОС ДО определило новое содержание работы школьного логопеда. Вся коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию данных нарушений, но и на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Предлагаем вниманию коллег технологическую карту занятия, где обозначены его этапы, задачи в деятельности обучающихся, сама деятельность логопеда, учащихся, формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе.



Брусилова Л.А. Дифференциация звуков (б)-(п) в слогах и словах. Занятие для учащихся 2 класса с ЗПР

Данное логопедическое занятие разработано с учетом особенностей школьников с ЗРП и направлено на дифференциацию акустически близких звуков. Это первое занятие в цикле дифференциации звуков [б]-[п]. Учитель-логопед применяет наглядные алгоритмы при составлении характеристики звуков, что способствует лучшему пониманию детьми сходств и различий данных звуков.



Судак И.А. Логопедическое домино по теме «Безударные гласные в корне слова» для учащихся 3—5 классов

Мы предлагаем дидактическое пособие «Логопедическое домино» в виде карточек, составленное по теме «Безударные гласные в корне слова» с несколькими вариантами, сгруппированными по способам проверки. Работа с логопедическим домино организуется индивидуально, в паре и с небольшой группой учащихся.


Актуально

Молодому логопеду


Зобенко С.М. Ранний возраст: кризис трех лет

Раннее детство — особый период в жизни. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики, служат овладение телом и речью, развитие предметной деятельности.

Преобразования, претерпеваемые ребенком в первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают возраст трех лет серединой психического развития человека. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, и вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание — ребенка будто подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или указать на то, что нужно делать.

Приблизительно к трем годам начинают формироваться память, восприятие, воображение и внимание. В этом возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Он открывает для себя то, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.


Секреты профессии


Данилевич Т.А. Организация и проведение праздника как одна из форм взаимодействия детей в инклюзивном пространстве

Сегодня очень актуальна проблема социализации детей с особенностями развития (нарушение речи, слуха, эмоционально-волевой сферы и т.д.). Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребности в общении и взаимодействии с окружающими людьми, особенно со своими сверстниками, реализующиеся в ДОО, школах, общественных местах и нередко сопровождающиеся определенными трудностями.

Существуют разные формы преодоления трудностей в инклюзивном пространстве. Одна из эффективных форм взаимодействия детей — праздник, на котором формируются положительные эмоции, способствующие преодолению сложностей в общении.


Это интересно!


Кайдан И.И. Приемы формирования речи у детей с аутизмом

В коррекционной помощи логопеда в психоневрологическом диспансере нуждаются дети с нарушением речи при ЗПР и олигофрении различной степени тяжести.

Отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития, в состав которых входит ранний детский аутизм (РДА). Наличие аутизма в клинической картине приводит к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики коррекционного процесса. Дети не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Нарушение коммуникации — основное препятствие для развития ребенка. Необходима длительная систематическая работа с детьми с РДА разных специалистов (психиатра, логопеда-дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального работника), начинать ее нужно как можно раньше.

Даже при слаженности, целенаправленности действий специалистов очень трудно сформировать речь у неговорящего ребенка. Реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки: в возрасте 2—7 лет несмотря на то что коррекционные мероприятия необходимы и в последующие годы.

Автор хочет поделиться некоторыми приемами развития речи у детей с РДА.


Литературные странички


Великие слова о детстве

Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Дайте детству созреть в детстве.
Ж.-Ж. Руссо

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их.
Л.Н. Толстой

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
В. Гюго

Чудеса случаются только в детстве.
В. Гжегорчик

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство.
А. Ривароль

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
Н. Шелгунов

Если вам непременно хочется использовать свое детство в назидательных целях, то пусть оно послужит скорее предостережением, чем примером.
Дж. Шоу

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство.
А. Ривароль

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
Н. Шелгунов

Источник: www.tvoyrebenok.ru/aforizm-detstvo.shtml



Великие о детях

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
П. Пикассо

Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.
М. Горький

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
А. Чехов

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.
Д. Писарев

Вы говорите: дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не оттого мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Я. Корчак

Дети должны — пока они остаются детьми — быть руководимы родительской властью, но в то же время должны быть готовы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми.
К. Виланд

Источник: www.tvoyrebenok.ru/aforizm-detstvo.shtml


Знаете ли вы?


Проблема речевого развития ребенка раннего возраста

Наиболее часто родителей детей раннего возраста тревожит запаздывание появления активной речи (ребенок начинает говорить в возрасте от 2 до 3 лет).

Основные причины задержки речевого развития:

  • Недостаточная интенсивность речевого общения с родителями и другими людьми.
  • Чрезмерная активность и инициативность взрослого, не ос­тавляющая места инициативе ребенка.
  • В отношениях с ребенком в семье на первом плане остается эмоциональное взаимодействие, т.е. для выражения чувств ребенку не нужны слова.

Источник: www.maam.ru/detskijsad



Адаптированная образовательная программа

Адаптированную образовательную программу (АОП) для ребенка с ОВЗ разрабатывают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной образовательной основной программы образовательной организации, учитывая психофизические особенности ребенка.
АОП изменяется психолого-медико-педагогическим консилиумом в зависимости от индивидуальных достижений обучающегося.

Целевое назначение адаптированной образовательной программы:

  • содействие получению учащимися с ОВЗ качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
  • оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям) в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования;
  • социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью индивидуализации, формирование их социальной компетентности.

Источник: www.twirpx.com


Книжная полка

Указатель приложений к журналу «логопед» за 2015 г.


Серия «Библиотека Логопеда»

№ 1. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков

№ 2. Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких

№ 3. Рыжикова Д.С. Развитие временны́х представлений у младших школьников. Методическое пособие

№ 4. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4—7 лет

№ 5. Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4—5 лет с ОНР. Часть 1

№ 6. Веселова Е.И. Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4—5 лет с ОНР. Часть 2

№ 7. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста

№ 8. Танцюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения для развития речи детей 2—4 лет

№ 9. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ

№ 10. Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста



Учебно-игровой комплект «Самые нужные игры»


№ 1. Васильева Е.В. Действия. Часть 2: плывет, ползет, прыгает, висит, лежит. Развивающие игры-лото для детей 3—5 лет

№ 2. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Гласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет

№ 3. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Мягкие согласные звуки. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет

№ 4. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Овощное лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет

№ 5. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Фруктовое лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет

№ 6. Парфёнова И.В., Филиппова Л.Н. Ягодное лото. Интерактивные речевые игры для детей 5—8 лет

№ 7. Костылева Н.Ю. Осень. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о временах года для детей 5—8 лет

№ 8. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Твердые согласные звуки. Часть 1. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет

№ 9. Фирсанова Л.В., Маслова Е.В. Твердые согласные звуки. Часть 2. Игры для развития фонематического слуха детей 3—7 лет

№ 10. Костылева Н.Ю. Зима. Игры-читалки, игра-бродилка и викторина о зиме для детей 5—8 лет


Как подписаться

Анонс

 

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению