При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Исследования
Работа над звукопроизношением включает ряд этапов: подготовительный период, вызывание звука, закрепление правильного произношения, дифференциацию с другими фонемами родного языка.
Значительно оптимизирует процесс овладения звуковой культурой речи использование зондов и вестибулярной пластинки (фото 1, в журнале). На подготовительном этапе с помощью вестибулярной пластинки можно качественно и в короткие сроки сформировать точные движения органов артикуляционного аппарата, выработать базовую для фонемы воздушную струю нужной направленности и силы. На этапе формирования фонемы она позволяет закрепить артикуляционную позу, уточнить произношение изолированного звука.
В современном обществе более 1 млрд человек (около 15% населения мира) — инвалиды, из них почти 200 млн испытывают серьезные трудности в жизнедеятельности.
Вынужденный дефицит двигательной активности, недостаток общения, ограниченность территории — причины снижения функциональных возможностей организма и, как следствие, сокращения продолжительности жизни людей с ОВЗ. Поэтому в системе мер социальной помощи людям этой категории все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективные из них — реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Новые формы работы
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Инклюзивное, или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) садах (ДОО) и школах. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности, сделан акцент на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Этапы индивидуальной образовательной программы
Концепция программы построена на модели социализации ребенка с ОВЗ, его педагогической поддержки в образовательном пространстве. Дети осваивают ранее недоступные им способы коммуникации с другими людьми; становятся менее отгороженными, более направленными на социальную жизнь.
Речь — средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства.
Таким образом, помимо традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание нужно уделять развитию диалогической речи дошкольников.
Авторы статьи активно ищут новые формы организации образовательно-воспитательного процесса, отвечающие современным требованиям, используют различные педагогические технологии. Предлагаем вам ознакомиться с данным опытом.
Предлагаем обсудить
Задачи:
Методическая гостиная
У многих старших дошкольников словообразовательные навыки и словарный запас не соответствуют возрасту. Данный проект, направленный на совершенствование устной речи будущих школьников, объединяет и систематизирует различные игры, упражнения, виды деятельности, лексический материал, позволяющие сформировать представления о многообразии профессий и развить речевые умения.
Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них всех речевых компонентов. Внимание дошкольников к речи снижено. Живое общение заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. В ходе обследования устной речи старших дошкольников у большинства наблюдаются несформированность словообразовательных навыков, ограниченность словарного запаса.
В статье отражены задачи и основные направления интеграции образовательных областей: речевого и художественно-эстетического развития с учетом федеральных государственных образовательных стандартов. Выделены способы повышения мотивации дошкольников к пересказу в процессе театрализованной деятельности вместе со взрослым. Материалом для данной статьи послужил многолетний опыт коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.
Продуктивное совмещение различных видов работы с использованием интеграционного подхода в рамках целенаправленной коррекционно-образовательной деятельности дошкольников — очень актуальное направление на сегодняшний день. Обобщив опыт работы по данной теме, мы предлагаем свои практические разработки — интегративную деятельность по речевому и художественно-эстетическому развитию детей.
Приглашаем на занятие
Цель: формирование навыка дифференциации звуков [л], [л’], [р], [р’] в словах и предложениях.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Представляем вашему вниманию опыт организации интегрированного логопедического занятия на свежем воздухе в процессе игровой деятельности с песком.
Педагог рассказывает сказку, дети из предлагаемого природного и специального подготовленного материала выполняют постройки, а затем раскрывают содержание сказки. Может быть и другая форма проведения: воспитанники после постройки из песка сами сочиняют сказку.
Досуги и развлечения
Проект «Трудный звук, будь детям друг!», разработанный в соответствии с ФГОС ДО и рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста, предполагает создание детско-родительских проектов. Он требует совместной работы педагога, детей и родителей над автоматизацией поставленных звуков в речи детей; предназначен для педагогов детских садов и начальной школы; поможет начинающим педагогам в написании собственных проектов.
Цель: автоматизация звука [р] в словах и чистоговорках.
Игры и оборудование
Сейчас обучение и воспитание детей все больше требует от педагога формирования у них должной мотивации. Чтобы сделать процесс обучения и развития интересным и конструктивным, учителя-логопеды ДОО широко применяют в своей практике различные дидактические пособия, в том числе авторские.
На протяжении всего процесса автоматизации и дифференциации звуков учитель-логопед детского сада «Аленушка», (раб. пос. Солнечный Солнечного р-на Хабаровского края), использует наглядную модель «Звучалочки», представляющую собой одушевленные образы «трудных» звуков: Гуделочка, Рычалочка, Шипелочка, Жужжалочка, Свистелочка, Звенелочка.
В процессе обучения детей с речевыми нарушениями должны быть задействованы все основные сенсорные системы ребенка: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Универсальное пособие «Путешествие пальчиков» позволяет разнообразить логопедические занятия, проводить коррекцию речевых недостатков и одновременно развивать мелкую моторику. Его можно применять в работе с детьми разных возраста и уровня развития в зависимости от поставленных задач.
Игра — ведущая деятельность дошкольника. Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс игры позволяет значительно повысить усвоение материала. В игровой форме повторяющиеся логопедические упражнения становятся увлекательным занятием.
Занятия с использованием пособия «Логопедическая змейка» создают мотивацию речевой ситуации, повышают интерес детей, развивают координацию движений с речью. Это пособие дает возможность отработать многократное повторение различных типов слогов в сюжетной игре с героем-помощником — сказочной змейкой Шушей.
Взаимодействие с семьей
Главные задачи ДОО — подготовка детей к школе (руки к письму), в частности, к обучению первоначальному чтению, грамоте, т.е. развитие фонематических процессов, печатанию букв, развитию речи.
Вашему вниманию мы представляем конспект занятия в подготовительной к школе группе (для детей с нарушениями речи). На это занятие приглашаются, как правило, родители и учителя начальных классов.
Методика коррекционной работы
В данной статье мы будем говорить о совершенствовании мелкой моторики и формировании графомоторных навыков, умении ориентироваться на ограниченной поверхности (альбомный лист, страница тетради и т.п.) у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Молодому логопеду
Главная цель составления индивидуальной программы сопровождения — удовлетворение особых образовательных потребностей, направленных на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальная программа сопровождения (ИПС) представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент ИПС индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей.
Секреты профессии
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Это интересно!
Известная методическая формула «цель — средство — результат» работает, лишь когда педагог стремится обучать детей в деятельности. Только в этом случае можно достичь того уровня развития ребенка, который максимально соответствует его возможностям.
Именно системно-деятельный подход обеспечивает получение знаний детьми через практическую работу с использованием такой формы, как опытно-экспериментальная.
Любое занятие может стать площадкой для деятельности. Педагог должен строить образовательный процесс таким образом, чтобы дети выступали активными участниками этого процесса и самостоятельно добывали знания.
«Особым» детям необходимо все попробовать сделать своими руками. Как гласит известная китайская мудрость: «То, что я услышал — я забыл. То, что я увидел — я помню. То, что я сделал — я знаю».
При создании педагогом проблемной ситуации ребенок выдвигает различные гипотезы, экспериментальная деятельность развивает наблюдательность и пытливость ума, а умение изобретать помогает находить нестандартные решения в трудных жизненных ситуациях.
Добрые странички
После успешного завершения работы по постановке и автоматизации звуков наступает этап их дифференциации. Задача логопеда — постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам. Диалогическая речь — яркое проявление коммуникативной функции языка. Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
В своей практике работу по дифференциации звуков в связной речи мы также начинаем с диалога. С целью повышения мотивации и активизации речевой деятельности детей используются элементы театрализованной деятельности, а именно разыгрывание коротких логопедических этюдов с пальчиковыми куклами (3—6 шт.). Многочисленные персонажи сценок изготовляются детьми вместе с родителями, они сами могут сшить пальчиковые куклы, например, из старых перчаток, кусочков меха, пришивая разные детали (пуговицы — глаза, хвост — шнурок). Когда дети делают куклы вместе с родителями, они охотно и активно играют роли. В конце этюдов можно предложить нарисовать героев в альбоме. Дети могут о них рассказать, автоматизируя сложные звуки.
Во многих средствах массовой информации, на телевидении и радио, довольно часто поднимается проблема семейных форм воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Как строить с ними отношения? Что делать, чтобы вернуть им детство? Какие люди должны окружать этих детей, чтобы их обездоленность не стала причиной сломанной судьбы в будущем?
Знаете ли вы?
В образовательной программе представлены цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения. Это нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата; индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливаются место и ее значение в системе образования. Она определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности.
Образовательная программа — это нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.
Источник: www.prof-teacher.ru
Образовательная программа имеет определенную структуру.
Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение и адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), срок ее реализации, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем психолого-медико-педагогического консилиума (при необходимости).
В пояснительной записке даются сведения о ребенке (возраст, группа, социальное окружение, интересы, ожидания родителей; диагноз), его психолого-педагогическая характеристика с перечнями сформированных и не сформированных в должной мере умений и навыков.
Программа включает и индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
Содержание программы. Образовательный компонент включает содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Он является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
В рамках коррекционного компонента излагаются направления, приемы, методы и формы коррекционной работы с воспитанниками. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОО: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ, а также с родителями.
Заключение и рекомендации. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.
Источник: www.dohcolonoc.ru
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами).
Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ следует разрабатывать с учетом особенностей их развития и возможностей. При необходимости они должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Источник: www.ug.ru
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Для облегчения этого процесса необходимо создать определенные педагогические условия.
Материал М.В. Васиной
Материал С.Ю. Танцюры
Говорят дети
Я хожу в школу, учусь в 1-м классе. У нас в классе есть мальчик Ваня, он плохо ходит. Его водит в школу мама. Ваня старается, он знает много стихов. Мы с ним дружим. Жалко, что Ваня не ходит с нами на физкультуру, но он с нами ходит в театральный кружок. И еще он много знает о лошадях.
Дима, 7,5 лет, о Ване с ДЦП
Я хожу в детский сад. У нас есть мальчик, который плохо говорит, он приходит в сад. Мальчика зовут Алеша. Алеша добрый, его любят воспитатели. Мы тоже дружим с Алешей.
Оксана, 6 лет, об Алеше с тяжелыми нарушениями речи
Книжная полка
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть