При помощи e-mail
Вход через социальные сети
![]() |
Тема номера
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Исследования
В статье обсуждаются условия, необходимые для познавательно-исследовательского развития детей-логопатов в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).
Новые формы работы
Одно из приоритетных направлений учителя-логопеда с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — искусство, которому нужно учиться не один год.
Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:
Создание необычного стихотворения, синквейна — один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление — форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Предлагаем обсудить
В рамках преемственности с начальной школой авторы статьи в своей работе используют такую форму совместной деятельности, как детские исследовательские проекты. Данная форма повышает эффективность логопедической работы, развивает коммуникативные навыки, подготавливает к учебной деятельности, учит работать сообща, способствует освоению алгоритма создания проекта, формирует навыки планирования и самоконтроля.
Важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольников — правильная речь. Одна из сторон речи — звукопроизношение. У дошкольников отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих и сонорных. У некоторых детей наблюдается нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Возможно, у детей выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправильным воспитанием.
Недостатки звукопроизношения неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым, и сами собой они не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст — время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.
Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Чистое звукопроизношение — основа обучения грамоте, а в последствие и правильная письменная речь. Существует много средств устранения недостатков речи, и артикуляционная гимнастика — одно из главных.
Актуальность проекта заключается в том, что благодаря артикуляционной гимнастике, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи логопеда, поскольку выработаются правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
Методическая гостиная
Цель данной статьи — обмен опытом проведения мероприятий по изучению художественных произведений посредством увлекательных викторин-путешествий. Данные мероприятия способствуют изучению произведений классиков литературы, а также придают дух соперничества, объединяют родителей и педагогов в нелегком деле развития связной речи детей с ОНР. Мероприятия успешно апробированы, интересны детям, позволяют решить множество задач.
Приглашаем на занятие
Все мы знаем, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ежедневное ее выполнение укрепляет его мышцы, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников — совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого нёба).
Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Дошкольников перед началом артикуляционной гимнастики необходимо ознакомить с основными органами артикуляции, их названиями, движениями, которые они способны выполнять. Также важно рассказать детям о назначении таких органов, как слух и зрение, необходимости беречь их.
Представленный материал может быть использован как логопедом, так и воспитателем в группе. Занятие может быть как групповым, так и индивидуальным. После отгадывания загадки дети находят данный орган или часть лица у себя.
При проведении такого занятия имеет большое значение профессиональная компетенция педагога: умение организовывать, интегрировать виды деятельности детей, выбирать оптимальные средства (методы, приемы и др.) для достижения поставленных образовательных целей, обеспечивать и поддерживать интерес и активность детей, что очень важно — незнакомых детей (всей группы и каждого ребенка в отдельности). Длительность занятия — 20 мин.
Задачи
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Досуги и развлечения
В жизни детского сада «Сказка», с. Прибельский Кармаскалинского р-на, Республики Башкортостан, проектная деятельность занимает особое место. Мы хотим рассказать об одном информационно-творческом проекте по теме «Самые классные — гласные». Он реализован в подготовительной к школе логопедической группе.
Образовательный процесс в ДОО для детей в группе с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед не только выполняет свою основную деятельность, но и придает большое значение работе по расширению кругозора дошкольников, воспитанию нравственно-патриотических и гражданских чувств.
Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношения к своим семье, близким, городу, Родине. Как формировать нравственно-патриотические чувства в образовательном процессе, не нарушая охранительный режим дошкольников? Можно ли воспитать чувство патриотизма у детей с ТНР? Данные вопросы натолкнули авторов статьи на разработку и реализацию проекта для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «Весточка». Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, а также чувства патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, его природе, уважению культуры и традиций.
Игры и оборудование
Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении фонематического восприятия.
В детский сад «Снежинка», пос. Новоаганск Нижневартовского р-на, ХМАО—Югра, поступают дети с различными речевыми расстройствами. Автор ищет пути повышения эффективности и качества профилактической и коррекционной работы с ребенком.
Практика логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у детей с нарушениями речи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Все это послужило основой для разработки методического пособия «Эти разные звуки».
Предлагаемый материал систематизирован с учетом опыта работы и анализа ошибок, допускаемых детьми данной категории. Материал представляет собой модификацию таблиц, как уже описанных в методической литературе, так и разработанных автором самостоятельно. Каждая из них представляет собой систему опорных сигналов (символов), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации.
Взаимодействие с семьей
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) — научить их связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Одно из направлений работы по развитию связной речи — обучение составлению пересказа. На занятие приглашаются родители, чтобы они ознакомились с технологией пересказа.
Взаимодействие с родителями — одна из важных задач в практической работе логопеда. Предлагаемое занятие проводится в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с участием родителей.
Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные».
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье.
Известно, что речь развивается только в процессе общения. Ребенок с ДЦП нередко лишен речевого общения и контакта со сверстниками, а его родители основное внимание уделяют развитию движения. Из-за опасения, что он может заболеть, а иногда из-за ложного стыда они умышленно ограничивают его общение с окружающими. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, все сделать за него, родители тем самым не формируют у него потребности говорить. Все это приводит к отставанию в развитии речи. Большую роль в ее становлении играют овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное и позднее развитие этих функций у детей с ДЦП обусловливает отставание и в развитии речи.
Известно, что речь формируется только под контролем слуха, даже небольшое его снижение в раннем детстве значительно тормозит ее развитие. У 10—15% детей с ДЦП имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами. Это также обусловливает задержку речевого развития.
Нарушения речи у детей с ДЦП часто связаны с общими двигательными расстройствами. В момент повышения мышечного тонуса в конечностях может наступать напряжение мышц языка и гортани (отмечается их спастичность). При усилении гиперкинезов в конечностях появляются насильственные движения в мышцах лица и языка, фонационного и дыхательного аппарата.
Указанные особенности детей с ДЦП обусловливают необходимость их специальной подготовки к школьному обучению в плане развития познавательной деятельности и мотивационно-потребностной сферы.
Методика коррекционной работы
Цель: закрепление знаний о литературном творчестве К.И. Чуковского.
Предварительная работа: чтение произведений К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений К.И. Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок.
Молодому логопеду
Процесс обновления системы дошкольного образования и воспитания не мог не затронуть и содержание коррекционно-логопедической работы. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Личностно-ориентированная модель образования изменяет в целом формы общения педагога с детьми. Автор статьи считает, что логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет эффективной только при условии положительного эмоционального отношения каждого ребенка к педагогу.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств служит наглядное моделирование.
На всех этапах коррекционной работы автор статьи использует метод наглядного моделирования. В логопедической работе оно выступает как определенный метод познания с одной стороны, а с другой — как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Секреты профессии
Дети, страдающие речевыми нарушениями, испытывают трудности при обучении чтению и письму. К тому же русский язык очень сложен по своей структуре и представляет собой разветвленную систему взаимосвязанных компонентов. Своевременное начало обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) элементам грамоты — необходимое условие успешного овладения учебной программой в школе.
В статье предложен один из вариантов занятия с дошкольниками, в ходе которого в игровой форме ведется работа по предупреждению дисграфии и дислексии.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, по мнению исследователей, испытывают трудности в контакте с окружающими, у них часто наблюдаются реакции негативизма, отрицательное отношение к новому, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, нарушение координации, общих движений, тонкой моторики. Поэтому необходимы логоритмические игры и упражнения, которые формируют чувства ритма и музыкальности и могут широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств.
Это интересно!
Для детей с ОВЗ важны контакт с педагогом, благоприятное эмоциональное состояние на занятии, терпение педагога, сюрпризные моменты. Использование игровых приемов поможет развитию умения общаться.
Литературные странички
Книги — это инструмент насаждения мудрости.
Я. Коменский
Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.
Вольтер
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.
М. Горький
Библиотека для чтения в городе — это вечнозеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет.
Р. Шеридан
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
К. Гельвеций
Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее.
Л.Н. Толстой
Источник: www.wisdoms.ru
Знаете ли Вы?
Как помочь ребенку войти во вкус к чтению?
Источник: www.doktorpapa.ru/blog
Книжная полка
Спутник журнала
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4)
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии
Авторы: С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова
В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен опыт специалистов, представлены индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, рекомендации педагогам и родителям.
Описаны психологические особенности детей, что помогает понять закономерности, которым подчинено нормативное и нарушенное развитие детей с ОВЗ (аутизмом, нарушениями: речевыми, интеллектуальными, функций ОДА). Важно учитывать эти особенности и создавать «особому» ребенку не только комфортную среду, но и среду обучения и развития в условиях инклюзии.
В данном пособии представлены рекомендации для учителей общеобразовательной школы.
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4)
Учебно-игровой комплект «Лето»
Автор: Н.Ю. Костылева
В этом выпуске представлены игры по теме «Лето». В комплект входят развивающие игры-читалки, игра-бродилка и викторина о лете для детей 5—8 лет.
Развивающие игры по теме «Времена года. Лето» помогут развить речь ребенка; подготовить его к школе; систематизировать знания по теме «Лето»; расширить кругозор, представления об окружающем мире, явлениях природы.
С помощью данного пособия ребенок научится узнавать, различать времена года по характерным признакам, погодным условиям, природным явлениям; использовать эти знания для составления рассказов.
Красочные игровые поля и рисунки сделают обучение радостным и интересным. Игры превратят занятие в захватывающее соревнование.
Игровой набор состоит из 4 листов формата А3 с картами викторины, игр-читалок, игр-бродилок, описания игр и заданий.
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть