При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тема номера
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка редактора
На пути к обновлению
Представляем вашему вниманию Карту экспертной оценки поведения ребенка при взаимодействии с другими детьми и Карту оценки коммуникативного стиля ребенка (с примерами наблюдений из практики).
Оценивание проводится при помощи наблюдения за ребенком в разных ситуациях и процессах его жизнедеятельности. Делается суждение о типичных, чаще всего определяемых способах реагирования. Карту заполняют несколько взрослых, близко взаимодействующих с ребенком.
В качестве экспертов могут выступить воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, помощник воспитателя, родители и родственники воспитанника. В Карте оценки коммуникативного стиля ребенка по каждому показателю «открытости»/«закрытости» фиксируется балл. Если ребенок проявляет «открытый» вариант, по данному показателю выставляется 1 балл, если «закрытый» вариант, 0 баллов. Данные суммируются.
По зафиксированным данным выводятся средние показатели, которые станут результатом экспертной оценки и будут указывать на проявляющиеся тенденции в области коммуникации ребенка с другими людьми. На основании этих данных взрослые (педагоги и родители) смогут сформулировать образовательные задачи по развитию конкретных социально-коммуникативных умений ребенка.
Таблицы см. в журнале «Воспитатель ДОУ» № 3, №4/2016.
Только у нас
Занятие для старших дошкольников
Задачи:
Страницы природы
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Тип: информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель: разработка и апробация модели взаимодействия ДОО с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
На занятия с радостью!
Познавательное занятие в подготовительной к школе группе
Цель: формирование у детей более глубокого, эмоционального и уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны, ее участникам, труженикам тыла.
Познавательное занятие в подготовительной к школе группе
Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду. Он соприкасается с социальной действительностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Учитывая интерес детей к различным экономическим ситуациям, мы решили познакомить их с некоторыми экономическими понятиями через сказку. Сказочные персонажи помогают детям в усвоении многих экономических терминов.
Представляем вашему вниманию занятие для детей подготовительной к школе группы «Бизнес кота Матроскина», где они окунутся в мир бизнеса, узнают, что такое бюджет и его составляющие, смогут его правильно рассчитать и тем самым сэкономить деньги на покупку нужного товара. Дети научатся создавать рекламу и самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступая в диалог.
Цель: ознакомление с элементарными экономическими понятиями через сказку.
Занятия по экологии в старшей группе
Вот и снова пришла весна. Снова дождались долгих солнечных дней. Почувствовалось в воздухе первое дыхание весны...
С ее наступлением оживает и расцветает вся природа. Зеленое царство просыпается и подносит нам свои первые, хотя и скромные на вид дары. Вот и пришла пора первоцветов!
Авторы предлагают вашему вниманию занятие в старшей группе.
Играем вместе с детьми
Представляем вашему вниманию здоровьесберегающие технологии, которые с успехом используются в группах для детей с речевыми нарушениями. Описанные игры могут проводиться с дошкольниками как в детском саду, так и дома под руководством родителей.
Они позволяют не только развивать голос, дыхание, вырабатывать у детей четкую артикуляцию, правильное произношение, но и расширят представления ребенка об окружающем мире, разовьют его воображение и мышление.
Предложенные игры объединены по лексическим темам, изучаемым в детском саду. Кроме артикуляционных упражнений представлены мимические игры и упражнения для развития речевого дыхания, силы и высоты голоса. Наряду с ними даны задания с элементами су-джок терапии, игры пальчиковые и на координацию речи и движения, зрительная гимнастика, которые естественным образом сочетаются с речевыми упражнениями. И наконец, приводятся игровые задания, позволяющие воздействовать на познавательную и эмоционально-личностную сферу ребенка.
Праздники
Задачи:
Досуг, посвященный Международному дню семьи, для детей старшей группы и их родителей
Задачи:
Задачи:
Творческая мастерская
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Нам кажется, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям, т.е. воспитывать нравственные качества, которые, к сожалению, у многих людей сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, как и какими методами учить нравственности. Перспективный путь — воспитывать детей средствами ознакомления с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Знакомить детей с народно-прикладным искусством можно практически через все виды непосредственно образовательной деятельности. В развитии речи изделия народных промыслов могут служить основой для составления описательных рассказов, придумывания сказок.
Готовимся к школе
Создание собственных реальных и фантастических историй вызывает у детей интерес к литературному чтению и творчеству, формирует навыки грамотной речи, способствует развитию воображения, творческой мотивации к занятиям.
Предлагаем вашему вниманию сказки, сочиненные детьми на занятиях дополнительного образования в Литературной гостиной «Речецветик».
Цель: формирование речевого творчества дошкольников.
Психологический климат
Не секрет, что переход в новый коллектив для ребенка является большим стрессом, который может приводить к таким последствиям, как частые болезни, нарушения сна, повышенная возбудимость и т.д. Каким образом психолого-педагогическое воздействие на ребенка может помочь ему адаптироваться в новом коллективе и преодолеть стресс?
Под адаптацией мы понимаем приспосабливаемость сенсорных органов к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Другими словами, адаптация — способность организма приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды.
Существует большое количество видов адаптации, но для удобства разграничения адаптационных процессов следует выделить четыре основных вида: биологическую, психологическую, сенсорную, социальную.
Наибольшее значение для нас представляет именно социальная адаптация, служащая важным механизмом социализации — процесс, по-разному влияющий на личность, побужадющий ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период.
Исходя из вышесказанного, возникает вопрос — каким образом сотрудники детского сада могут помочь ребенку влиться в новый детский коллектив и найти в нем свое место?
В научной литературе понятие «психологическая безопасность» рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и личности.
Психологическая безопасность среды представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей тех, кто в ней находится, в личностно-доверительном общении, создающее положительную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].
Психологическая безопасность личности — способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, способность к сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации [2].
Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6).
Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОО, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов.
В детском саду № 82, г. Саратова, данному направлению уделяется достаточно много внимания. Педагог-психолог работает со всеми участниками образовательных отношений:
Профессиональный рост
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет как самостоятельное направление познавательно-исследовательскую деятельность детей [5; 6]. Данный документ рекомендует начинать эту работу с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний, при любых формах непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, повседневной жизни, ДОО и семье.
Однако к настоящему времени проблема до конца не решена ни в теоретическом, ни в практическом плане. Довольно полно разработаны естественно-научные и экологические эксперименты, объектами которых являются растения, животные, человек, сезонные явления природы [3]. Теоретическое обоснование детского экспериментирования дано в работе А.И. Ивановой «Детское экспериментирование как метод обучения» [1]. В других областях знаний есть только отдельные наработки. В качестве примера можно привести программу Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости» [4], в которой довольно много внимания уделяется экспериментированию при реализации детской изобразительной деятельности.
Материалов по исследовательской деятельности детей в области математики мало. В старых программах математические понятия зачастую преподносились детям в абстрактном виде и были оторваны от реальной жизни. Чтобы уменьшить этот разрыв, мы поставили перед собой цель самостоятельно разработать комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры». В основе проделанной работы лежит самостоятельная исследовательская деятельность детей, непосредственно участвовавших в разработке пособия.
Эксперимент проводился в разновозрастной группе Ильинского детского сада, которую посещают 26 детей в возрасте 3—5 лет. Он был организован в рамках функционирующей на базе ДОО районной экспериментальной площадки по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
Проблеме адаптации детей к условиям детского сада всегда уделялось много внимания в печатных и электронных СМИ, педагогическом и родительском сообществе. Все больше требований предъявляется к программам развития детей раннего возраста, профессионализму и личности педагогов. Несомненно, все это правильно. Ведь тяжелые формы адаптации и дезадаптация ребенка раннего возраста могут не только исказить путь его развития, но и вызвать серьезные психофизические, неврологические, психосоматические расстройства и заболевания.
В детский сад «Золушка», г. Ноябрьска, детей принимают с полутора лет. На протяжении своей профессиональной деятельности мы периодически замечаем, что в бесконечном круговороте требований программ, указаний администрации, ожиданий родителей воспитатель начинает терять чувствительность к реальному общению с маленьким ребенком.
Причем мы говорим о педагогах с большим педагогическим стажем, безукоризненно владеющих знаниями о раннем возрасте, методах и примах работы. Обладают они и необходимыми личностными качествами: легкостью в коммуникациях, эмоциональностью, мимичностью, артистизмом, энергичностью, интеллектуальностью, доброжелательностью и пр. Но, тем не менее, проведя очередной набор малышей в группу, мы вновь и вновь становимся очевидцами того, что наши лучшие педагоги перестают быть чувствительными к слезам детей, к их просьбам и проблемам. И к нашему удивлению, в личной беседе педагог недоумевает от полученных рекомендаций, поскольку искренне не замечает своей нечувствительности.
Нам стало очевидным, что данную проблему извне, т.е. рекомендательным и образовательным способом, решать не получается, так как методику работы воспитатели отлично знают и применяют ее.
Было принято организационное решение о применении такой практики, которая «погрузила» бы воспитателей в мир адаптирующегося ребенка. Родилась идея о практикумах с элементами тренинга для педагогов, занимающихся с детьми раннего возраста. Одним из таких практикумов мы делимся в настоящей статье.
Чудесный мир детства
Книжная полка
Спутник журнала
Пространство детского сада: музыка, движение
Авторы: Барабанова О.А. и др.
Книга шаг за шагом показывает, как пространственная организация жизни в детском саду позволяет отказаться от линейного планирования и жесткой регламентации.
Это близко тем акцентам, которые новый ФГОС дошкольного образования выдвигает относительно характеристик условия развития ребенка:
Так, под образовательным пространством авторы книги понимают совокупность специально организованных средовых условий, в которую входят окружающие ребенка люди, окружающая культурная среда (или среды) и разнообразие форм определенного вида деятельности, в которую включен ребенок.
Книга рассказывает о некоторых традиционно принятых и многих непривычных видах деятельности и образовательных событиях.
В одной части рассказывают об особенностях обживания детьми физкультурных комплексов в группах, об организации занятий на них, о проведении сезонных «спортивных» олимпиад, создании «Панда-парка» на участке детского сада.
В другой обсуждаются «Детский оркестр», пространство музыкального движения (созданное последователями Айседоры Дункан), «Музей звука» в одной из групп, «Праздник песни», «Концерт» — как особая форма событийной общности детей, родителей и педагогов.
Соединяет тематику двух частей книги третья, рассказывающая об идеях и практике «Цирка» — необычной, но удивительно адекватной дошкольному детству форме художественно-спортивно-музыкального события, занимающего особое место в ежегодном праздничном календаре.
Знаете ли Вы?
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть