• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Воспитатель ДОУ №4/2016

Воспитатель ДОУ №4/2016

Тема номера

О детях и педагогах

Содержание

Редакционный совет 

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения, Москва
  • Кафедра дошкольного образования и логопедии ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
  • Кафедра психологии развития личности ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Москва
  • МАДОУ д/с № 2, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
  • МАДОУ д/с «Золушка», г. Ноябрьск, ЯНАО
  • МДОБУ «Люльпанский детский сад “Радость”», дер. Люльпаны Медведевского р-на, Республика Марий Эл
  • МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», г. Урюпинск Волгоградской обл.
  • МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
  • МБДОУ д/с № 30 «Белочка», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
  • МБДОУ д/с «Улыбка», г. Ардатов, Республика Мордовия
  • МБДОУ «Ильинский детский сад», с. Ильинка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл.
  • МБДОУ ЦРР — д/с № 6 «Колокольчик», г. Луховицы Московской обл.
  • МДОУ д/с № 71, дер. Старниково Раменского р-на Московской обл.
  • МДОУ д/с № 82, г. Саратов
  • МДОУ д/с № 103 «Потешка», г. Вологда
  • СП № 9 ГБОУ «Школа № 285 им. В.А. Молодцова», Москва
  • СП д/с № 20 «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.
  • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
  • ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Москва

Авторы:

  • Акименко Ольга Николаевна
  • Бабенко Светлана Геннадьевна
  • Быстрякова Любовь Владимировна
  • Ванина Дарья Сергеевна
  • Вишнякова Елена Юрьевна
  • Волик Инна Георгиевна
  • Волков Борис Степанович
  • Волкова Ольга Васильевна
  • Добрина Марина Владимировна
  • Дубанова Жанна Галимовна
  • Едокова Оксана Владимировна
  • Зимина Татьяна Валерьевна
  • Иванова Александра Ивановна
  • Козлова Инна Петровна
  • Комарова Наталья Владимировна
  • Коновалова Елена Александровна
  • Медведева Юлия Валерьевна
  • Лидовская Ксения Михайловна
  • Локтева Наталия Юрьевна
  • Окочурина Галина Алексеевна
  • Панкратова Юлия Владимировна
  • Пинижина Виктория Алексеевна
  • Решкович Артем Сергеевич
  • Терновая Татьяна Александровна
  • Файзуллаева Елена Дмитриевна
  • Царева Ирина Николаевна
  • Шадрина Анна Викторовна
  • Шишкина Ирина Евгеньевна


Утро

Колонка редактора

На пути к обновлению


Файзуллаева Е.Д. Образовательный потенциал среды детского сада: коммуникация взрослого и ребенка

Представляем вашему вниманию Карту экспертной оценки поведения ребенка при взаимодействии с другими детьми и Карту оценки коммуникативного стиля ребенка (с примерами наблюдений из практики).

Оценивание проводится при помощи наблюдения за ребенком в разных ситуациях и процессах его жизнедеятельности. Делается суждение о типичных, чаще всего определяемых способах реагирования. Карту заполняют несколько взрослых, близко взаимодействующих с ребенком.

В качестве экспертов могут выступить воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, помощник воспитателя, родители и родственники воспитанника. В Карте оценки коммуникативного стиля ребенка по каждому показателю «открытости»/«закрытости» фиксируется балл. Если ребенок проявляет «открытый» вариант, по данному показателю выставляется 1 балл, если «закрытый» вариант, 0 баллов. Данные суммируются.

По зафиксированным данным выводятся средние показатели, которые станут результатом экспертной оценки и будут указывать на проявляющиеся тенденции в области коммуникации ребенка с другими людьми. На основании этих данных взрослые (педагоги и родители) смогут сформулировать образовательные задачи по развитию конкретных социально-коммуникативных умений ребенка.

Таблицы см. в журнале «Воспитатель ДОУ» № 3, №4/2016.


Только у нас


Терновая Т.А. Занятие по ознакомлению с кубанской культурой «В гости в казачий курень»

Занятие для старших дошкольников

Задачи:

  • выявлять знания детей о жилище кубанских казаков;
  • знакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук);
  • развивать эстетическое восприятие, любознательность;
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь к родной Кубанской земле;
  • обогащать словарь народными пословицами, поговорками и загадками;
  • учить красиво расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).



Страницы природы


Локтева Н.Ю. и др. Проект «Тайны живой природы»

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Тип: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: разработка и апробация модели взаимодействия ДОО с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.


День

На занятия с радостью!


Козлова И.П., Волкова О.В. Сегодня будет день воспоминаний...

Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

Цель: формирование у детей более глубокого, эмоционального и уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны, ее участникам, труженикам тыла.



Зимина Т.В., Бабенко С.Г. Бизнес кота Матроскина

Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду. Он соприкасается с социальной действительностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Учитывая интерес детей к различным экономическим ситуациям, мы решили познакомить их с некоторыми экономическими понятиями через сказку. Сказочные персонажи помогают детям в усвоении многих экономических терминов.

Представляем вашему вниманию занятие для детей подготовительной к школе группы «Бизнес кота Матроскина», где они окунутся в мир бизнеса, узнают, что такое бюджет и его составляющие, смогут его правильно рассчитать и тем самым сэкономить деньги на покупку нужного товара. Дети научатся создавать рекламу и самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступая в диалог.

Цель: ознакомление с элементарными экономическими понятиями через сказку.



Акименко О.Н. В гости к первоцветам

Занятия по экологии в старшей группе

Вот и снова пришла весна. Снова дождались долгих солнечных дней. Почувствовалось в воздухе первое дыхание весны...
С ее наступлением оживает и расцветает вся природа. Зеленое царство просыпается и подносит нам свои первые, хотя и скромные на вид дары. Вот и пришла пора первоцветов!

Авторы предлагают вашему вниманию занятие в старшей группе.


Играем вместе с детьми


Дубанова Ж.Г. Игры для развития речи по теме «Весна»

Представляем вашему вниманию здоровьесберегающие технологии, которые с успехом используются в группах для детей с речевыми нарушениями. Описанные игры могут проводиться с дошкольниками как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

Они позволяют не только развивать голос, дыхание, вырабатывать у детей четкую артикуляцию, правильное произношение, но и расширят представления ребенка об окружающем мире, разовьют его воображение и мышление.

Предложенные игры объединены по лексическим темам, изу­чаемым в детском саду. Кроме артикуляционных упражнений представлены мимические игры и упражнения для развития речевого дыхания, силы и высоты голоса. Наряду с ними даны задания с элементами су-джок терапии, игры пальчиковые и на координацию речи и движения, зрительная гимнастика, которые естественным образом сочетают­ся с речевыми упражнениями. И наконец, приводятся игровые задания, позволяющие воздействовать на познавательную и эмоционально-личностную сферу ребенка.


Вечер

Праздники


Добрина М.В. Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне

Задачи:

  • формировать основы патриотизма и прививать любовь к Родине;
  • воспитывать уважение к героям и ветеранам ВОВ, чувство гордости за свою Родину;
  • поддерживать интерес к истории своей Родины и ее героическим страницам.



Едокова О.В. и др. В кругу семьи

Досуг, посвященный Международному дню семьи, для детей старшей группы и их родителей

Задачи:

  • оптимизировать детско-родительские отношения;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье;
  • создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности, сплачивать коллектив;
  • развивать коммуникативные навыки участников.



Медведева Ю.В. Выпускной праздник в детском саду

Задачи:

  • создавать положительную эмо­циональную атмосферу;
  • поддерживать чувство радости от участия в празднике, желание поступить в школу;
  • воспитывать чувство благодарности сотрудникам детского сада за заботу;
  • раскрывать творческие спо­соб­ности детей.


Творческая мастерская


Лидовская К.М. Цветы в изобразительном творчестве детей с особенностями в развитии

Рисовать и лепить любят все дети. А детям, имеющим особенности в развитии, это тоже очень нравится. Мы хотим поделиться опытом работы по приобщению к изобразительной деятельности особых детей дошкольного возраста, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию «Юнона».


Шадрина А.В. Ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Нам кажется, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям, т.е. воспитывать нравственные качества, которые, к сожалению, у многих людей сегодня отсутствуют.

Вопрос в том, как и какими методами учить нравственности. Перспективный путь — воспитывать детей средствами ознакомления с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством можно практически через все виды непосредственно образовательной деятельности. В развитии речи изделия народных промыслов могут служить основой для составления описательных рассказов, придумывания сказок.


Готовимся к школе


Комарова Н.В. Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников

Создание собственных реальных и фантастических историй вызывает у детей интерес к литературному чтению и творчеству, формирует навыки грамотной речи, способствует развитию воображения, творческой мотивации к занятиям.

Предлагаем вашему вниманию сказки, сочиненные детьми на занятиях дополнительного образования в Литературной гостиной «Речецветик».

Цель: формирование речевого творчества дошкольников.


Психологический климат


Решкович А.С., Ванина Д.С. Адаптация дошкольников при переходе из одной ДОО в другую

Не секрет, что переход в новый коллектив для ребенка является большим стрессом, который может приводить к таким последствиям, как частые болезни, нарушения сна, повышенная возбудимость и т.д. Каким образом психолого-педагогическое воздействие на ребенка может помочь ему адаптироваться в новом коллективе и преодолеть стресс?

Под адаптацией мы понимаем приспосабливаемость сенсорных органов к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Другими словами, адаптация — способность организма приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды.

Существует большое количество видов адаптации, но для удобства разграничения адаптационных процессов следует выделить четыре основных вида: биологическую, психологическую, сенсорную, социальную.

Наибольшее значение для нас представляет именно социальная адаптация, служащая важным механизмом социализации — процесс, по-разному влияющий на личность, побужадющий ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период.

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос — каким образом сотрудники детского сада могут помочь ребенку влиться в новый детский коллектив и найти в нем свое место?



Быстрякова Л.В. Обеспечение психологической безопасности и здоровья участников образовательных отношений

В научной литературе понятие «психологическая безопасность» рассматривается в двух аспектах: психологическая безопасность среды и личности.

Психологическая безопасность среды представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей тех, кто в ней находится, в личностно-доверительном общении, создающее положительную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Психологическая безопасность личности — способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, способность к сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации [2].

Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6).
Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОО, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов.

В детском саду № 82, г. Саратова, данному направлению уделяется достаточно много внимания. Педагог-психолог работает со всеми участниками образовательных отношений:

  • над обучением конструктивному общению, разрешению конфликтов;
  • созданием комфортной среды;
  • сохранением и укреплением психологического здоровья.


Ночь

Профессио­нальный рост


Пинижина В.А., Иванова А.И. Познавательно-исследовательское развитие детей средней группы в области математики

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет как самостоятельное направление познавательно-исследовательскую деятельность детей [5; 6]. Данный документ рекомендует начинать эту работу с первого года жизни и реализовать во всех областях знаний, при любых формах непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, повседневной жизни, ДОО и семье.

Однако к настоящему времени проблема до конца не решена ни в теоретическом, ни в практическом плане. Довольно полно разработаны естественно-научные и экологические эксперименты, объектами которых являются растения, животные, человек, сезонные явления природы [3]. Теоретическое обоснование детского экспериментирования дано в работе А.И. Ивановой «Детское экспериментирование как метод обучения» [1]. В других областях знаний есть только отдельные наработки. В качестве примера можно привести программу Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости» [4], в которой довольно много внимания уделяется экспериментированию при реализации детской изобразительной деятельности.

Материалов по исследовательской деятельности детей в области математики мало. В старых программах математические понятия зачастую преподносились детям в абстрактном виде и были оторваны от реальной жизни. Чтобы уменьшить этот разрыв, мы поставили перед собой цель самостоятельно разработать комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры». В основе проделанной работы лежит самостоятельная исследовательская деятельность детей, непосредственно участвовавших в разработке пособия.

Эксперимент ­проводился в разновозрастной группе Иль­инского детского сада, которую посещают 26 детей в возрасте 3—5 лет. Он был организован в рамках функционирующей на базе ДОО районной экспериментальной площадки по теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».



Волик И.Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста

Проблеме адаптации детей к условиям детского сада всегда уделялось много внимания в печатных и электронных СМИ, педагогическом и родительском сообществе. Все больше требований предъявляется к программам развития детей раннего возраста, профессионализму и личности педагогов. Несомненно, все это правильно. Ведь тяжелые формы адаптации и дезадаптация ребенка раннего возраста могут не только исказить путь его развития, но и вызвать серьезные психофизические, неврологические, психосоматические расстройства и заболевания.

В детский сад «Золушка», г. Ноябрьска, детей принимают с полутора лет. На протяжении своей профессиональной деятельности мы периодически замечаем, что в бесконечном круговороте требований программ, указаний администрации, ожиданий родителей воспитатель начинает терять чувствительность к реальному общению с маленьким ребенком.

Причем мы говорим о педагогах с большим педагогическим стажем, безукоризненно владеющих знаниями о раннем возрасте, методах и примах работы. Обладают они и необходимыми личностными качествами: легкостью в коммуникациях, эмоциональностью, мимичностью, артистизмом, энергичностью, интеллектуальностью, доброжелательностью и пр. Но, тем не менее, проведя очередной набор малышей в группу, мы вновь и вновь становимся очевидцами того, что наши лучшие педагоги перестают быть чувствительными к слезам детей, к их просьбам и проблемам. И к нашему удивлению, в личной беседе педагог недоумевает от полученных рекомендаций, поскольку искренне не замечает своей нечувствительности.

Нам стало очевидным, что дан­ную проблему извне, т.е. реко­мендательным и образователь­ным способом, решать не получается, так как методику работы воспитатели отлично знают и применяют ее.

Было принято организацион­ное решение о применении такой практики, которая «погрузила» бы воспитателей в мир адаптирующегося ребенка. Родилась идея о практикумах с элементами тренинга для педагогов, занимающихся с детьми раннего возраста. Одним из таких практикумов мы делимся в настоящей статье.


Чудесный мир детства

Книжная полка 

Спутник журнала


Пространство детского сада: музыка, движение

Пространство детского сада: музыка, движение

Авторы: Барабанова О.А. и др.

Книга шаг за шагом показывает, как пространственная организация жизни в детском саду позволяет отказаться от линейного планирования и жесткой регламентации.

Это близко тем акцентам, которые новый ФГОС дошкольного образования выдвигает относительно характеристик условия развития ребенка:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Так, под образовательным пространством авторы книги понимают совокупность специально организованных средовых условий, в которую входят окружающие ребенка люди, окружающая культурная среда (или среды) и разнообразие форм определенного вида деятельности, в которую включен ребенок.

Книга рассказывает о некоторых традиционно принятых и многих непривычных видах деятельности и образовательных событиях.

В одной части рассказывают об особенностях обживания детьми физкультурных комплексов в группах, об организации занятий на них, о проведении сезонных «спортивных» олимпиад, создании «Панда-парка» на участке детского сада.

В другой обсуждаются «Детский оркестр», пространство музыкального движения (созданное последователями Айседоры Дункан), «Музей звука» в одной из групп, «Праздник песни», «Концерт» — как особая форма событийной общности детей, родителей и педагогов.

Соединяет тематику двух частей книги третья, рассказывающая об идеях и практике «Цирка» — необычной, но удивительно адекватной дошкольному детству форме художественно-спортивно-музыкального события, занимающего особое место в ежегодном праздничном календаре.

Знаете ли Вы?

Как подписаться

Анонс

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению