• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Воспитатель ДОУ №6/2016

Воспитатель ДОУ №6/2016

Тема номера

Представляем ДОО Чувашии

Редакционный совет

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МАДОУ д/с № 70, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 2 «Калинка», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 11 «Ручеек», г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 40 «Радость», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 47 «Радужный», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 48 «Журавлик», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 64 «Крепыш», г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 76, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 106 «Кораблик», г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 144, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 162, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 164, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ д/с № 200, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ «Кугесьский детский сад “Пурнеске”», пос. Кугеси Чебоксарского р-на, Чувашская Республика
  • МБДОУ «Начальная школа — детский сад», г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ ЦРР — д/с № 8 «Дворец детской радости», г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • МБДОУ ЦРР — д/с № 185, г. Чебоксары, Чувашская Республика

Авторы:

  • Абукина Татьяна Витальевна
  • Васильева Ирина Вячеславовна
  • Васильева Людмила Геннадьевна
  • Волкова Алевтина Борисовна
  • Григорьева Луиза Алексеевна
  • Давыдова Екатерина Викторовна
  • Егорова Надежда Владимировна
  • Ермонина Наталья Ивановна
  • Захарова Ольга Евгеньевна
  • Иванова Елена Вячеславовна
  • Илларионова Ксения Евгеньевна
  • Ильина Оксана Валерьевна
  • Козлова Галина Ивановна
  • Малова Ольга Николаевна
  • Мурашкина Татьяна Валентиновна
  • Николаева Елена Ивановна
  • Николаева Ольга Николаевна
  • Осипова Татьяна Владимировна
  • Поздеева Марина Валентиновна
  • Порфирьева Людмила Николаевна
  • Прусакова Светлана Вениаминовна
  • Романова Ирина Викторовна
  • Сверчкова Ирина Анатольевна
  • Федина Марина Васильевна
  • Яндимирикина Елена Витальевна


Утро

Колонка редактора

Презентация

Только у нас

Прусакова С.В. Формирование представлений о малой родине средствами сельской архитектуры

Занятие поможет педагогам решить задачи формирования представлений детей о малой родине, ее истории и современности на примере архитектуры поселка Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики.

Предложенная схема построения образовательной ситуации «Спешим на помощь» способствует развитию у детей 6—7 лет творческих способностей в конструировании из крупного строительного материала, приобщению к материальной культуре народов родного края, запечатленной в дизайне зданий и сооружений сельского поселения.

Оформляем с любовью

Ермонина Н.И., Ильина О.В. Полисенсорное пространство коррекционной комнаты для детей с нарушением зрения

Коррекционная комната для детей с нарушением зрения — отдельное помещение, где учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

С учетом полисенсорной основы развития в ней оборудованы пять самостоятельных зон для повышения перцептивной активности всех анализаторных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что облегчает детям усвоение образовательных задач. Создание зон обеспечивает приведение условий реализации основной образовательной программы ДОО в соответствие с требованиями ФГОС.

Компенсаторные механизмы у человека появляются не только в биологическом викариате, но и в социальном приспособлении, требующем целенаправленного обучения. Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния их знаний дали основание считать, что в процессе обучения и воспитания недостатки развития компенсируются и корригируются.

В последние годы в наши компенсирующие группы IV вида поступает все больше детей с сопутствующей патологией: ЗПР, различного рода речевыми нарушениями.  Если в 80-е гг. прошлого века их было 3—4 на 10 человек, то в конце 90-х гг. их количество увеличилось до 6—7, в годы нового столетия стало 8—9 детей на группу, а последние 2 года - 14—15 (списочный состав групп 15 чел.).

Кроме того, ежегодный анализ динамики усвоения программных задач по развитию зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки показывает, что не все дети легко справляются с этим. Часто динамика бывает или медленная, или непостоянная. Все это подсказало нам необходимость создания дополнительных условий для коррекции и более активного включения механизмов компенсации.

Наши традиции

Мурашкина Т.В. Народное погодоведение

Песталоцци все время апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Г.Н. Волков

В дошкольных образовательных организациях Чувашии уже много лет уделяют особое внимание освоению родной культуры.

Нет ни одного народа, равнодушного к своему прошлому. Единственная возможность не потерять связующую нить с нашим прошлым — рассказывать о нем детям. ФГОС ДО меняет дошкольное образование в России. Декларируя психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников, стандарт предполагает приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Современная семья прежде всего хочет, чтобы дети полноценно развивались, обеспечивалась доступность высококачественного ухода и присмотра, но в то же время есть требования различных социальных групп — например, представителей чувашской диаспоры в разных уголках России, которые хотели бы, чтобы и их дети освоили родную культуру.

Представляем вариант модели этноэкологического образования.

Развивая познавательный интерес детей к природе средствами ознакомления с особенностями народных традиций, национальной культуры, мы предлагаем начать с народных примет о погоде. Впервые отобранные «Чувашские народные приметы о погоде — детям», приведенные в систему для использования в детском саду в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, были представлены автором в разделе «Ознакомление с родной природой» хрестоматии «РОДНИК», изданной в Чебоксарах в 2006 г.

День

На занятия с радостью!

Егорова Н.В. Сон куклы Пукане: путешествие по чувашскому краю

Занятие раскрывает работу с детьми по созданию книги по чувашской сказке Р. Сарпи «Пукане (Кукла)», содержание которой направлено на приобщение к ценностям художественной культуры чувашского народа, воспитание интереса к истории и культуре родного края.

Давыдова Е.В., Малова О.Н. Увлекательная экспедиция

Занятие с детьми в подготовительной к школе группе.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить с мастерством гончара, некоторыми особенностями изготовления керамических изделий на гончарном круге;
  • осваивать умения работы на гончарном круге;
  • обогащать и активизировать словарь (раскопки, экспедиция, гончар, гончарный круг);
  • формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  • развивать умение сравнивать объекты, обосновывать свой ответ, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать интерес к истории народных промыслов;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику, координацию движений;
  • развивать внимательность, творческие и коммуникативные способности.

Порфирьева Л.Н., Николаева Е.И. Сказочный остров

Занятие по образовательной области «Речевое развитие» предназначено для проведения в старшей группе детского сада.

Форма образовательной деятельности — игра-путешествие, способствует усвоению сложных задач речевого развития в специфической детской деятельности.

Дети упражняются в связанном, выразительном пересказе фольклорных произведений, сравнении сказок разных народов с одним и тем же главным героем.

Играем вместе с детьми

Николаева Е.И. Играем в чувашские игры

Без силы и игры нет.
Чувашская пословица

Пока молоды, играйте, веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться.
Из чувашской песни

Народные игры имеют большое значение в формировании этнического самосознания личности. В них воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Чувашская народная педагогика видела в играх не только интересное времяпровождение и развлечение для детей. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности.

Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие приучали к сообразительности, концентрации внимания и т.д.

Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают названия игр.

Игры «Стрельба из лука», «В лошадки» свидетельствуют о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах; игры «Слепой баран», «В курицу», «В быка» дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу; а игры «В царя», «Царь-победитель» отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве.

Некоторые игры носили сугубо местный характер.

Абукина Т.В. Увлекательные дорожные знаки

Развивающие игры с использованием мнемотехники

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

В.К. Воробьева — сенсорно-графическими схемами, Т.К. Ткаченко — предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов — блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова — схемой составления рассказа. 

Мнемотехника имеет определенную структуру (рис. 1). Рассмотрим применение мнемотехники в обучении детей знанию дорожных знаков.

Мнемодорожка — это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация, в данном случае о дорожном знаке. Поскольку она вначале детям незнакома, педагог берет на себя обучающую роль, т.е. доводит до детей содержание, вложенное в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети с легкостью осваивают обучающие мнемотаблицы, которые вскоре могут самостоятельно составить.

Наша задача — помочь запомнить дорожные знаки с использованием мнемотехники, которая включает в себя методы:

  • крокирования (от фр. crokuis — чертеж, схема, набросок);
  • использующий образное мышление;
  • ассоциативных цепочек;
  • трансформации (превращения).

Например, данная мнемодорожка состоит из трех мнемоквадратов (см. рис. 1).
Первый квадрат означает, что заданный дорожный знак круглой формы, второй — в какие цвета окрашен данный знак, а третий заключает в себе смысловой элемент.
Проанализировав данную карточку, ребенок находит соответствующий дорожный знак. В данном случае он будет выглядеть так (рис. 2).

Представленные игры помогают детям запомнить дорожные знаки на основе методов и приемов мнемотехники, учат различать дорожные знаки, закрепляют
умение классифицировать их по видам. В результате игры у детей развиваются слуховая, зрительная память, внимание, воображение, ассоциативное и логическое мышление.

Школа общения

Илларионова К.Е. Педагог и родитель: конфликт или сотрудничество?

Умение выстраивать конструктивное общение с родителями - неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать коррекционно-образовательный процесс более успешным и плодотворным.

Цели:

  • повышение коммуникативной компетентности педагогов;
  • преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями;
  • поиск резерва для более эффективного общения;
  • выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем;
  • выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.

Задачи:

  • способствовать осознанию педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
  • развивать способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
  • формировать умение моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога;
  • содействовать повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществлению индивидуального подхода к родителям.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль во взаимодействии педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он выступает официальным представителем образовательной организации. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения — один из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Вечер

Праздники

Романова И.В., Николаева Е.И. Семейный венок

Сценарий праздника «Семейный венок» посвящен Дню семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.

Взаимодействие педагогов ДОО, детей старшего дошкольного возраста и родителей способствует зарождению новой семейной традиции. В совместной деятельности детей и взрослых формируются представления о семье, обязанностях ее членов. Дети знакомятся с историей, символами этого праздника — ромашкой, медалью «За любовь и верность», православными святыми князем Петром и его женой — княгиней Февронией.

Веселые песни, танцы, конкурсы содействуют укреплению семейных ценностей.

Цель: воспитание у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, умения проявлять чуткость, внимание и заботу о близких людях, обогащение
представлений о значении семьи в жизни каждого человека.

Творческая мастерская

Васильева И.В., Николаева Е.И. Кукла Эльби в чувашском национальном костюме

Плоскостная бумажная кукла Эльби предназначена для ознакомления детей 4—7 лет с чувашским национальным костюмом.

Дидактическое пособие знакомит дошкольников с девичьим костюмом средненизовых чувашей. Двусторонняя кукла на подставке помогает малышам увидеть наряд спереди и сзади.

Поздеева М.В. Маленькие лучики солнечной Чувашии

Вместе с юными писателями и поэтами 4—6 лет детского сада № 70 читатель пройдет по улицам, аллеям и площадям столицы Чувашской Республики, почувствует атмосферу теплоты и любви юных граждан к своей малой родине, ее истории и традициям, глазами детей увидит все лучшее, чем богата чувашская земля.

Предлагаемые стихи и рассказы — результат творческой работы воспитанников детского сада № 70 в рамках реализации проекта «Люби и знай Чувашский край!»

Работа с родителями

Федина М.В. Средства массовой информации в ДОО — интерактивная форма работы с детьми и родителями

Интерактивной формой сотрудничества с семьями в детском саду служит система средств массовой информации:

  • детская радиостанция,
  • печатные издания,
  • информация на сайте,
  • использование телевидения, фильмов и очерков.

Это и способ педагогического информирования, и форма взаимодействия педагогов с семьей, и средство развития творческих способностей всех участников педагогического процесса. Эффективное предъявление родительской общественности преимуществ внедряемых инноваций возможно при содержательном освещении целостной картины происходящего в современной системе дошкольного образования.

Для полного, всестороннего отражения происходящих изменений в системе дошкольного образования важно наличие многопозиционного информационного потока, что задает диалогичность, привлекает внимание родителей.

В современной ДОО используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
«Интерактивный» (от англ. inter — взаимный, act — действовать) означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

В планировании и разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников коллектив нашего детского сада учитывает и интересы ребенка, и потребности родителей. Задача состоит в том, чтобы каждый из родителей получал удовольствие от взаимодействия с педагогами и совместной деятельности со своим ребенком.

Осипова Т.В., Захарова О.Е. Семейная интеллектуальная игра «О скульптуре и культуре»

Приобщение детей 6—7 лет к социокультурным ценностям возможно через эстетическое восприятие монументальной скульптуры родного города, столицы Чувашской Республики, Республики Марий Эл.

Ознакомление детей с городскими монументами, памятниками, скульптурными комплексами, их анализ и сравнение способствует формированию представлений о малой родине, исторических событиях и великих людях родного края, социокультурных ценностях своего народа и народов близлежащего национального окружения.

Организация образовательной ситуации в форме интеллектуальной игры «О скульптуре и культуре» содействует проявлению инициативы и самостоятельности, развитию умения принимать решения на основе собственных знаний и умений в области изобразительного искусства, построения речевого высказывания в ситуации общения со взрослыми и сверстниками, укреплению детско-родительских отношений.

Задачи:

  • закреплять представления о монументах, памятниках и скульптурных комплексах родного города (Новочебоксарск, Чебоксары, йошкар-Ола);
  • развивать интерес к монументальной скульптуре как виду изобразительного искусства, произведения которого посвящены историческим событиям, великим людям родного края;
  • развивать умение выражать свои мысли и чувства;
  • способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс.

Ночь

Профессиональный рост

Васильева Л.Г., Сверчкова И.А., Николаева О.Н. Развитие творчества детей средствами современных художественных материалов

Ни у кого не вызывает сомнения, что улучшение условий жизни, прогресс цивилизации и будущее всей планеты зависят от творчески мыслящих и одаренных людей. Изменения, происходящие в настоящее время в системе образования, в том числе и дошкольного, выдвигают новые требования, среди которых главным является развитие самостоятельности, инициативы, творчества и активности детей.

Первые годы жизни — самые ценные для формирования творчества.

Влияние художественной деятельности на развитие творчества детей считается общепризнанным. Поэтому наше внимание привлекает проблема обеспечения условий для творческой реализации личности воспитанников детского сада в разнообразных видах изобразительной деятельности.

Перед нами возник ряд вопросов, относящихся к этой актуальной проблеме: как в современных условиях обеспечить личностное развитие дошкольников в изобразительной деятельности? Каковы педагогические условия развития творчества? Как развивать их художественно-творческие способности? Как оптимизировать творческую активность?

Козлова Г.И., Иванова Е.В. Развитие детских инициатив в проектной деятельности с элементами тьюторского сопровождения

В соответствии с ФГОС ДО перед воспитателями стоит задача формировать у детей активность, самостоятельность и инициативность.

Одна из технологий, которая способствует развитию позиции ребенка как субъекта, — проектная деятельность, делающая детей активными участниками образовательных отношений, так как основа проектирования — самостоятельная деятельность.

Технология проектирования дает возможность педагогам воплощать в жизнь идеи индивидуализации развития детей. Решению таких задач, как раскрытие потенциальных возможностей дошкольника, становление его субъектной позиции, характеризующейся стремлением к активному познанию и проявлению себя, способствует тьюторское сопровождение проектной деятельности.

Яндимирикина Е.В. Профориентация дошкольников

Профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение.

Согласно теории психолога Д.Б. Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения — профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Цель детской профориентации в ДОО — расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Юмор в детском саду

Волкова А.Б. Говорят дети детского сада «Ручеек»

Воспитатель. Вова, как ты отдыхал в выходные?
Вова. С мамой гуляли. Человек должен же дышать воздухом..

Книжная полка

Спутник журнала


Считайка для малышей. Промокашка для фантазеров

Приложение к № 6 журнала «Воспитатель ДОУ»

Считайка для малышей. Промокашка для фантазеров

Автор: Филякина Лидия Константиновна

Как известно, лучший отдых — это смена занятий. Математика или письмо тоже могут оказаться и серьезным делом и отдыхом одновременно. Как помочь дошкольнику освоить письменную речь так, чтобы это занятие запомнилось не как унылое и удручающее, а стало одним из самых привлекательных? Основой для этого должны стать вовсе не «отработка навыка», а общение, рисование, фантазирование, разгадывание...

Первая часть книги — «Промокашка для фантазеров».

Сейчас выпускается много тетрадей для обучения письму. «Промокашка для фантазера» имеет ряд отличий. Она создана для совместных разговоров взрослого и ребенка по ходу обучения письму.

В книге представлены подходящие для детей задания в продуманной последовательности и сопроводительные беседы. Многие рисунки взрослый и ребенок могут выполнять вдвоем, дорисовывать друг за другом. Придумывать, что навеивает то или иное движение, тот или иной росчерк, — отличный способ развить фантазию.

По мере продвижения по тетради рекомендуется менять инструменты: то карандаш, то фломастер, то перышко, то мелки, а потом только ручка. Сами задания могут быть скопированы (или отксерокопированы) взрослыми на листах удобного формата в удобном масштабе.

Вторая часть книги — «Считайка для малышей».

В ней предложены многочисленные авторские математические игры и схемы игрового счета, которые дают детям возможность проверить себя и друг друга, выяснить, что счет это вовсе не скучная «обязаловка», а интересное, даже интригующее занятие. Оказывается, можно не просто считать, но и, считая, играть — вдвоем, втроем или в командах: взрослый заводит игру, а дети подхватывают.

В книге Л.К. Филякиной читатели найдут множество способов и поводов показать детям, что, играючи, можно не только научиться считать и писать самому, но и научить другого. Ведь все мы хорошо знаем: то, чему мы научили кого-то другого, остается с нами навсегда.


Повышаем квалификацию

Как подписаться

Анонс

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению