При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тема номера
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка редактора
Презентация
Только у нас
Занятие поможет педагогам решить задачи формирования представлений детей о малой родине, ее истории и современности на примере архитектуры поселка Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики.
Предложенная схема построения образовательной ситуации «Спешим на помощь» способствует развитию у детей 6—7 лет творческих способностей в конструировании из крупного строительного материала, приобщению к материальной культуре народов родного края, запечатленной в дизайне зданий и сооружений сельского поселения.
Оформляем с любовью
Коррекционная комната для детей с нарушением зрения — отдельное помещение, где учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
С учетом полисенсорной основы развития в ней оборудованы пять самостоятельных зон для повышения перцептивной активности всех анализаторных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что облегчает детям усвоение образовательных задач. Создание зон обеспечивает приведение условий реализации основной образовательной программы ДОО в соответствие с требованиями ФГОС.
Компенсаторные механизмы у человека появляются не только в биологическом викариате, но и в социальном приспособлении, требующем целенаправленного обучения. Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния их знаний дали основание считать, что в процессе обучения и воспитания недостатки развития компенсируются и корригируются.
В последние годы в наши компенсирующие группы IV вида поступает все больше детей с сопутствующей патологией: ЗПР, различного рода речевыми нарушениями. Если в 80-е гг. прошлого века их было 3—4 на 10 человек, то в конце 90-х гг. их количество увеличилось до 6—7, в годы нового столетия стало 8—9 детей на группу, а последние 2 года - 14—15 (списочный состав групп 15 чел.).
Кроме того, ежегодный анализ динамики усвоения программных задач по развитию зрительного восприятия, пространственной и социально-бытовой ориентировки показывает, что не все дети легко справляются с этим. Часто динамика бывает или медленная, или непостоянная. Все это подсказало нам необходимость создания дополнительных условий для коррекции и более активного включения механизмов компенсации.
Наши традиции
Песталоцци все время апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Г.Н. Волков
В дошкольных образовательных организациях Чувашии уже много лет уделяют особое внимание освоению родной культуры.
Нет ни одного народа, равнодушного к своему прошлому. Единственная возможность не потерять связующую нить с нашим прошлым — рассказывать о нем детям. ФГОС ДО меняет дошкольное образование в России. Декларируя психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников, стандарт предполагает приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Современная семья прежде всего хочет, чтобы дети полноценно развивались, обеспечивалась доступность высококачественного ухода и присмотра, но в то же время есть требования различных социальных групп — например, представителей чувашской диаспоры в разных уголках России, которые хотели бы, чтобы и их дети освоили родную культуру.
Представляем вариант модели этноэкологического образования.
Развивая познавательный интерес детей к природе средствами ознакомления с особенностями народных традиций, национальной культуры, мы предлагаем начать с народных примет о погоде. Впервые отобранные «Чувашские народные приметы о погоде — детям», приведенные в систему для использования в детском саду в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, были представлены автором в разделе «Ознакомление с родной природой» хрестоматии «РОДНИК», изданной в Чебоксарах в 2006 г.
На занятия с радостью!
Занятие раскрывает работу с детьми по созданию книги по чувашской сказке Р. Сарпи «Пукане (Кукла)», содержание которой направлено на приобщение к ценностям художественной культуры чувашского народа, воспитание интереса к истории и культуре родного края.
Занятие с детьми в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Занятие по образовательной области «Речевое развитие» предназначено для проведения в старшей группе детского сада.
Форма образовательной деятельности — игра-путешествие, способствует усвоению сложных задач речевого развития в специфической детской деятельности.
Дети упражняются в связанном, выразительном пересказе фольклорных произведений, сравнении сказок разных народов с одним и тем же главным героем.
Играем вместе с детьми
Без силы и игры нет.
Чувашская пословица
Пока молоды, играйте, веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться.
Из чувашской песни
Народные игры имеют большое значение в формировании этнического самосознания личности. В них воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Чувашская народная педагогика видела в играх не только интересное времяпровождение и развлечение для детей. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности.
Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие приучали к сообразительности, концентрации внимания и т.д.
Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждают названия игр.
Игры «Стрельба из лука», «В лошадки» свидетельствуют о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах; игры «Слепой баран», «В курицу», «В быка» дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу; а игры «В царя», «Царь-победитель» отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве.
Некоторые игры носили сугубо местный характер.
Развивающие игры с использованием мнемотехники
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
В.К. Воробьева — сенсорно-графическими схемами, Т.К. Ткаченко — предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов — блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова — схемой составления рассказа.
Мнемотехника имеет определенную структуру (рис. 1). Рассмотрим применение мнемотехники в обучении детей знанию дорожных знаков.
Мнемодорожка — это дидактический материал, схема, в которую занесена определенная информация, в данном случае о дорожном знаке. Поскольку она вначале детям незнакома, педагог берет на себя обучающую роль, т.е. доводит до детей содержание, вложенное в мнемодорожку. Поняв работу с мнемодорожкой, дети с легкостью осваивают обучающие мнемотаблицы, которые вскоре могут самостоятельно составить.
Наша задача — помочь запомнить дорожные знаки с использованием мнемотехники, которая включает в себя методы:
Например, данная мнемодорожка состоит из трех мнемоквадратов (см. рис. 1).
Первый квадрат означает, что заданный дорожный знак круглой формы, второй — в какие цвета окрашен данный знак, а третий заключает в себе смысловой элемент.
Проанализировав данную карточку, ребенок находит соответствующий дорожный знак. В данном случае он будет выглядеть так (рис. 2).
Представленные игры помогают детям запомнить дорожные знаки на основе методов и приемов мнемотехники, учат различать дорожные знаки, закрепляют
умение классифицировать их по видам. В результате игры у детей развиваются слуховая, зрительная память, внимание, воображение, ассоциативное и логическое мышление.
Школа общения
Умение выстраивать конструктивное общение с родителями - неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать коррекционно-образовательный процесс более успешным и плодотворным.
Цели:
Задачи:
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль во взаимодействии педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он выступает официальным представителем образовательной организации. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения — один из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Праздники
Сценарий праздника «Семейный венок» посвящен Дню семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
Взаимодействие педагогов ДОО, детей старшего дошкольного возраста и родителей способствует зарождению новой семейной традиции. В совместной деятельности детей и взрослых формируются представления о семье, обязанностях ее членов. Дети знакомятся с историей, символами этого праздника — ромашкой, медалью «За любовь и верность», православными святыми князем Петром и его женой — княгиней Февронией.
Веселые песни, танцы, конкурсы содействуют укреплению семейных ценностей.
Цель: воспитание у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, умения проявлять чуткость, внимание и заботу о близких людях, обогащение
представлений о значении семьи в жизни каждого человека.
Творческая мастерская
Плоскостная бумажная кукла Эльби предназначена для ознакомления детей 4—7 лет с чувашским национальным костюмом.
Дидактическое пособие знакомит дошкольников с девичьим костюмом средненизовых чувашей. Двусторонняя кукла на подставке помогает малышам увидеть наряд спереди и сзади.
Вместе с юными писателями и поэтами 4—6 лет детского сада № 70 читатель пройдет по улицам, аллеям и площадям столицы Чувашской Республики, почувствует атмосферу теплоты и любви юных граждан к своей малой родине, ее истории и традициям, глазами детей увидит все лучшее, чем богата чувашская земля.
Предлагаемые стихи и рассказы — результат творческой работы воспитанников детского сада № 70 в рамках реализации проекта «Люби и знай Чувашский край!»
Работа с родителями
Интерактивной формой сотрудничества с семьями в детском саду служит система средств массовой информации:
Это и способ педагогического информирования, и форма взаимодействия педагогов с семьей, и средство развития творческих способностей всех участников педагогического процесса. Эффективное предъявление родительской общественности преимуществ внедряемых инноваций возможно при содержательном освещении целостной картины происходящего в современной системе дошкольного образования.
Для полного, всестороннего отражения происходящих изменений в системе дошкольного образования важно наличие многопозиционного информационного потока, что задает диалогичность, привлекает внимание родителей.
В современной ДОО используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
«Интерактивный» (от англ. inter — взаимный, act — действовать) означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.
В планировании и разработке системы взаимодействия с семьями воспитанников коллектив нашего детского сада учитывает и интересы ребенка, и потребности родителей. Задача состоит в том, чтобы каждый из родителей получал удовольствие от взаимодействия с педагогами и совместной деятельности со своим ребенком.
Приобщение детей 6—7 лет к социокультурным ценностям возможно через эстетическое восприятие монументальной скульптуры родного города, столицы Чувашской Республики, Республики Марий Эл.
Ознакомление детей с городскими монументами, памятниками, скульптурными комплексами, их анализ и сравнение способствует формированию представлений о малой родине, исторических событиях и великих людях родного края, социокультурных ценностях своего народа и народов близлежащего национального окружения.
Организация образовательной ситуации в форме интеллектуальной игры «О скульптуре и культуре» содействует проявлению инициативы и самостоятельности, развитию умения принимать решения на основе собственных знаний и умений в области изобразительного искусства, построения речевого высказывания в ситуации общения со взрослыми и сверстниками, укреплению детско-родительских отношений.
Задачи:
Профессиональный рост
Ни у кого не вызывает сомнения, что улучшение условий жизни, прогресс цивилизации и будущее всей планеты зависят от творчески мыслящих и одаренных людей. Изменения, происходящие в настоящее время в системе образования, в том числе и дошкольного, выдвигают новые требования, среди которых главным является развитие самостоятельности, инициативы, творчества и активности детей.
Первые годы жизни — самые ценные для формирования творчества.
Влияние художественной деятельности на развитие творчества детей считается общепризнанным. Поэтому наше внимание привлекает проблема обеспечения условий для творческой реализации личности воспитанников детского сада в разнообразных видах изобразительной деятельности.
Перед нами возник ряд вопросов, относящихся к этой актуальной проблеме: как в современных условиях обеспечить личностное развитие дошкольников в изобразительной деятельности? Каковы педагогические условия развития творчества? Как развивать их художественно-творческие способности? Как оптимизировать творческую активность?
В соответствии с ФГОС ДО перед воспитателями стоит задача формировать у детей активность, самостоятельность и инициативность.
Одна из технологий, которая способствует развитию позиции ребенка как субъекта, — проектная деятельность, делающая детей активными участниками образовательных отношений, так как основа проектирования — самостоятельная деятельность.
Технология проектирования дает возможность педагогам воплощать в жизнь идеи индивидуализации развития детей. Решению таких задач, как раскрытие потенциальных возможностей дошкольника, становление его субъектной позиции, характеризующейся стремлением к активному познанию и проявлению себя, способствует тьюторское сопровождение проектной деятельности.
Профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение.
Согласно теории психолога Д.Б. Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения — профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Цель детской профориентации в ДОО — расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Юмор в детском саду
Воспитатель. Вова, как ты отдыхал в выходные?
Вова. С мамой гуляли. Человек должен же дышать воздухом..
Книжная полка
Спутник журнала
Приложение к № 6 журнала «Воспитатель ДОУ»
Считайка для малышей. Промокашка для фантазеров
Автор: Филякина Лидия Константиновна
Как известно, лучший отдых — это смена занятий. Математика или письмо тоже могут оказаться и серьезным делом и отдыхом одновременно. Как помочь дошкольнику освоить письменную речь так, чтобы это занятие запомнилось не как унылое и удручающее, а стало одним из самых привлекательных? Основой для этого должны стать вовсе не «отработка навыка», а общение, рисование, фантазирование, разгадывание...
Первая часть книги — «Промокашка для фантазеров».
Сейчас выпускается много тетрадей для обучения письму. «Промокашка для фантазера» имеет ряд отличий. Она создана для совместных разговоров взрослого и ребенка по ходу обучения письму.
В книге представлены подходящие для детей задания в продуманной последовательности и сопроводительные беседы. Многие рисунки взрослый и ребенок могут выполнять вдвоем, дорисовывать друг за другом. Придумывать, что навеивает то или иное движение, тот или иной росчерк, — отличный способ развить фантазию.
По мере продвижения по тетради рекомендуется менять инструменты: то карандаш, то фломастер, то перышко, то мелки, а потом только ручка. Сами задания могут быть скопированы (или отксерокопированы) взрослыми на листах удобного формата в удобном масштабе.
Вторая часть книги — «Считайка для малышей».
В ней предложены многочисленные авторские математические игры и схемы игрового счета, которые дают детям возможность проверить себя и друг друга, выяснить, что счет это вовсе не скучная «обязаловка», а интересное, даже интригующее занятие. Оказывается, можно не просто считать, но и, считая, играть — вдвоем, втроем или в командах: взрослый заводит игру, а дети подхватывают.
В книге Л.К. Филякиной читатели найдут множество способов и поводов показать детям, что, играючи, можно не только научиться считать и писать самому, но и научить другого. Ведь все мы хорошо знаем: то, чему мы научили кого-то другого, остается с нами навсегда.
Повышаем квалификацию
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть