При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тема номера
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Исследования
С каждым годом растет контингент неговорящих детей, поступающих в стационар НПЦ ПЗДП. Это полиморфная группа, куда входят дети с сенсорной и моторной алалией, дизартрией, анартрией, аутизмом, мутизмом, нарушениями слуха и интеллекта, а также с комплексными нарушениями развития. В ходе логопедического обследования одним из первых возникает вопрос о сохранности слухового восприятия, ведь существует прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи. Установление характера, степени и причин нарушения слуха — компетенция врача-сурдолога.
В условиях сурдологического центра проводятся объективные исследования слуха, требующие использования специального оборудования. Однако даже не прибегая к помощи сурдолога, можно провести несложные процедуры, чтобы выявить детей с подозрением на нарушение слуха. В этом случае применяются такие субъективные методики, как регистрация безусловного ориентировочного рефлекса и обследование слуха разговорной и шепотной речью. Они не требуют специального оборудования и условий применения. Их могут использовать логопеды, дефектологи и педагоги.
Новые формы работы
В первые две недели пребывания в больнице возникают паника, растерянность и неуверенность в положительной реабилитации не только у больных, перенесших инсульт, с возникшей афазией, но и у их родственников. Воздействие должно быть дозированным, чтобы не перегружать пациента.
Нередко больные или их родственники задают логопеду вопросы: «Улучшится ли речь у больного после инсульта?», «Сможет ли больной, страдающий афазией, нормально общаться с окружающими людьми?» В большинстве случаев при соответствующем лечении и квалифицированной логопедической коррекции удается добиться значительного улучшения речи.
Лечение речевых нарушений проводится обычно комплексно, при тесном содружестве врача-невролога и логопеда. В Московской области в настоящее время внедряется программа, предполагающая применение новейших медицинских технологий, современного оборудования в неврологических отделениях городских и районных больниц. Своевременная госпитализация больного с инсультом (в течение 2 ч) дает большие шансы на положительную реабилитацию.
Предлагаем обсудить
Задачи:
Методическая гостиная
На логопедических занятиях с младшими дошкольниками мы используем игры с язычком, в ходе которых дети повторяют несложные движения. Полезны также игровые упражнения на развитие мимических мышц лица, в частности щек и губ. Их следует выполнять перед зеркалом несколько раз и по показу взрослого.
Приглашаем на занятие
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательная:
Досуги и развлечения
Предлагаемое занятие-досуг не только обогащает знания детей о Великой Отечественной войне (ВОВ), но и способствует развитию многих психических процессов, формирует яркие положительные эмоции при взаимодействии и деятельном общении со взрослыми.
Оно служит завершающим этапом исследовательского проекта «Великая Отечественная война».
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Коррекционно-образовательные:
Игры и оборудование
Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка, формирует сосредоточенность, внимание, настойчивость, развивает познавательные способности, осуществляет коррекцию психических функций, социальных отношений (работа в паре). Она позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Кинетический песок — потрясающая развивающая игрушка, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны детей, их родителей и педагогов. Количество игр с этим материалом практически безгранично. Он настолько удивителен и необычен, что не оставляет никого равнодушным.
Свойства и особенности кинетического песка:
В коррекционной работе учителя-логопеда кинетический песок можно успешно использовать в различных направлениях для решения многих задач.
Современное информационное поле достаточно рано и прочно входит в жизнь ребенка, сокращая долю живого общения с окружающим его миром. На занятиях педагоги активно используют компьютерные технологии, но часто забывают о том, что необходимо решать коррекционные задачи во взаимодействии со взрослым.
Дефицит коммуникативной практики дает нам следующую «картину»: дошкольники не проявляют интереса к живому общению, не задают вопросов поискового характера, что свидетельствует о снижении познавательной активности, отсутствии желания узнать что-то новое, притуплении таких качеств детской психики, как фантазия, творчество, любознательность. Дети не проявляют инициативности и самостоятельности в общении (не являются инициаторами общения, не рассказывают о событиях, не приглашают других к совместной деятельности); не владеют вербальными способами разрешения конфликтных ситуаций (легче отобрать что-то, стукнуть, чем объяснить, убедить); не реагируют на обращенную к ним речь, в том числе просьбы, пожелания, инструкции со стороны взрослых.
Предлагаемое пособие представляет собой два игровых поля, разделенных на секторы с движущейся стрелкой посередине (в основе — модель часов) (см. фото). В каждом секторе находится картинка-символ или схема речевой игры (упражнения). Начало игры определяется стрелкой, находящейся в верхнем правом секторе. Логопед, передвигая стрелку, может сам выбрать игровое задание или попросить это сделать кого-то из детей.
Взаимодействие с семьей
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Семья нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача учителя-логопеда, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству. Традиционные родительские собрания уже давно не интересны родителям, поэтому необходимы нововведения в организации сотрудничества с родителями, их активное включение в жизнь ДОО, обновление содержания и форм взаимодействия с семьей для повышения эффективности коррекционной работы, поиск нетрадиционных форм, позволяющих вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания детей.
Нарушения речи — распространенное явление среди дошкольников. Если их своевременно не устранить, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.
Методика коррекционной работы
В логопедической практике часто приходится наблюдать у детей страх совершить ошибку, психологические проблемы, фобии. Обучающая, развивающая и психологическая сказка «Уроки Королевы Ошибок» посвящена роли ошибок в жизни человека и призвана изменить взгляд на них.
Сказку можно включать в занятия (рассказывать частями) или рекомендовать для внеклассного чтения (частями) с дальнейшим обсуждением (беседой).
От степени овладения навыками чтения и письма зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие.
Проблема нарушения чтения и письма — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Психологи и педагоги выявили закономерность: если к концу первого класса ребенок читает бегло, он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, что вызывает негативное отношение к процессу чтения, поскольку информация плохо усваивается. Как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Детям с ОНР трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Нарушение чтения (дислексия) — самая распространенная форма речевой патологии у младших школьников.
Цель: ознакомление с понятием «дружба», качествами, которыми должен обладать настоящий друг, ролью друзей в нашей жизни.
Задачи:
Патологии чтения бывают двух видов. Истинные патологии чтения возникают как следствие серьезных нарушений устной речи. Их предупреждает и корректирует логопед. Зачастую патологии чтения, возникающие на начальном этапе обучения (называемые ложными), появляются, даже когда устная речь ребенка в принципе в норме.
Основоположником аналитико-синтетического метода обучения чтению является К.Д. Ушинский. Он считал, что сначала надо приучить ухо ребенка слышать все звуки в слове (говорим-то мы в словах не буквы, а звуки) и последовательно воспроизводить их, а потом только переходить к обозначению звуков буквами. Д.Б. Эльконин развил и научно обосновал его метод. Он — создатель и разработчик теории обучения чтению — определяет чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по ее графической (буквенной) модели. Более образно можно сказать, что чтение — проговаривание вслух или про себя заданного текста. По мнению Эльконина, очень важно не путать процесс чтения (психофизиологический акт, в котором взаимодействуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы) с его целями и задачами. Цели чтения могут быть различными: получение информации, художественное и т.д. Однако при этом сам процесс чтения остается неизменным — воссоздание звуковой формы слова на основе ее графической, буквенной модели. У хорошо читающего человека процесс прочтения слов, предложений становится свернутым, быстрым. Согласно Эльконину, если хорошо читающий человек сталкивается с трудным или малознакомым текстом, словом, чтение немедленно приобретает свою изначальную форму — становится негромким или шепотным, т.е. воссоздается звуковая форма слов и целых предложений.
Каковы критерии качественного чтения? Чему должен учить логопед детей?
Молодому логопеду
Предлагаем занятие по автоматизации звуков [р] и [р’] с использованием элементов аппликации. Дети с удовольствием участвуют в строительстве города и с интересом работают на фланелеграфе и в «индивидуальных городах».
Цель: автоматизация звуков [р] и [р’] в самостоятельной речи с использованием элементов техник прикладного искусства.
Секреты профессии
Одна из главных задач современной ДОО — подготовка детей к обучению грамоте. Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что, переходя из детского сада в школу, около половины детей испытывают трудности в овладении грамотой. Однако если при поступлении в школу ребенок уже знаком с первыми школьными учебными дисциплинами (чтением, письмом), ему будет проще влиться в учебный процесс. Занятия по подготовке к обучению грамоте начинаются еще в средней группе детского сада. В игровой форме педагог пытается выявить у ребенка проблемы, которые могут помешать дальнейшему образованию (неусидчивость, нежелание слушать и активно участвовать в занимательной деятельности, отклонения в разговорной речи), и вовремя их устранить.
При подготовке к обучению грамоте необходимо придерживаться рекомендаций знаменитого психолога Л.В. Выготского. По его мнению, обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Возраст 4—7 лет считается самым эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты. Это так называемый «период языковой одаренности», когда дошкольники особо восприимчивы к речи.
В детском саду № 86, города Братска, педагоги ведут работу по предупреждению дисграфии и дислексии, используя разнообразные игры и упражнения. В результате дети приходят в первый класс подготовленными и не испытывают особых затруднений при выполнении таких заданий, как дать характеристику звука (гласный — согласный, мягкий — твердый, звонкий — глухой), выложить звуковую схему слова, разделить слово на слоги и т.д.
Очень важно вовремя стимулировать и удовлетворять познавательный интерес дошкольника, формировать умения обобщать, мыслить логически, проводить анализ, синтез, сравнение.
Это интересно!
Развитие выразительной речи — важная составляющая социализации дошкольников. Ребенок, владеющий ее основами, может выразить свои эмоции, быстрее наладить контакт с людьми даже в незнакомом обществе, и, как следствие, легко адаптируется к обучению в школе.
Предлагаемое занятие направлено на развитие выразительной речи у детей с ОНР III уровня через использование элементов театрализованной деятельности. В его ходе воспитанники активизируют словарь по теме «Домашние животные», совершенствуют грамматический строй речи, развивают творческое воображение и связную речь. Игровая форма занятия (в виде путешествия) и пальчиковый театр активизируют речь детей, создают эмоционально-положительный психологический климат. Театрализованная игра в ненавязчивой форме помогает развить выразительную и грамматически правильную речь.
Цель: развитие выразительной речи у детей с ОНР на занятиях с использованием элементов театрализованной деятельности.
При дизартрии нарушаются координация речевого процесса, двигательная способность членения речи и артикуляция в целом, что обусловлено повреждением моторного анализатора и эфферентной системы (Е.М. Мастюкова, Е.Н. Правдина-Винарская, О.А. Токарева, М.Б. Эйдинова и др.).
Различные нарушения моторики, в том числе ее недоразвитие, влекут за собой снижение возможностей ребенка в овладении рядом важных интеллектуальных умений и навыков. Таким образом, необходимо своевременно развивать произвольные движения, особенно пальцев рук, что стимулирует созревание ЦНС, одно из проявлений которого — ускоренное речевое развитие.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно в обществе. Неполноценная речь отрицательно сказывается на его развитии, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера, вызывает проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения, такие как ОНР, нарушение процессов письма и чтения, словесно-логического мышления, его низкую концентрацию.
Впереди лето — пора отпусков — благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Неудивительно, что многим семьям хочется вырваться из душного, пыльного города и оказаться на красивом морском побережье или в тихой спокойной деревне, на даче. Однако и летом, во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
В логопедической практике много случаев, когда в летний период положительные результаты коррекции заметно снижаются.
Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?» А перед молодым, начинающим логопедом стоит вопрос: «Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям?»
Мы хотим предложить ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях.
Смешные странички
«Я летом отдыхаю на даче. Мы ходим в лес, играем с бабушкой и варим много варенья. А зимой папа ест варенье и хвалит бабушку».
(Рома, 6 лет)
«Я летом катаюсь на велосипеде, самокате. Я много гуляю. И летом не надо спать в обед, как в садике».
(Алексей, 5 лет)
«Я люблю лето. Летом можно долго играть во дворе и не надо рано ложиться спать».
(Оксана, 5 лет)
«Летом мы с папой ходим на рыбалку. Приносим рыбу, а мама целый день ее жарит».
(Дима, 5,5 лет)
Знаете ли вы?
Лето — время года, которого с нетерпением ждут и родители, и дети. Сколько игр и дел для всей семьи можно организовать!
На даче ребенок может ухаживать за садом и огородом, поливать цветы, собирать ягоды. Отведите ему маленькую грядку, где он сам будет выращивать овощи и цветы.
Лето — прекрасная возможность научить ребенка плавать. Хорошо отправиться в лес, исследовать окружающую местность. Все впечатления от прогулки можно отразить в рисунках и фотографиях.
Почитайте ребенку стихи о лете, устройте праздник этого времени года!
Источник: http://www.twirpx.com/
Нужны ли летом детям витамины — это вопрос, который заботит всех родителей.
Лучший источник витаминов — овощи и фрукты. Летом их много. Существует мнение, что в летний период взрослым и детям достаточно витаминов, которые они получают из свежих овощей и фруктов. К тому же летом люди больше времени проводят на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья.
Однако врачи утверждают, что необходимость принимать витаминно-минеральные комплексы летом все равно существует. Дети растут, и их организм нуждается в интенсивном питании.
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad
Спутники журнала
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 5)
Речевое развитие детей 6—7 лет на основе пересказа. Часть 2
Автор А.А. Гуськова
В пособии представлены занятия по лексическим темам для детей 6—7 лет с речевыми нарушениями. Их цель — формирование связной речи, познавательных интересов и действия на основе пересказа, развиващего такие речевые умения, как репродукция, комбинирование, конструирование, логичность речи.
Занятия содержат пальчиковую и дыхательную гимнастики, чтение художественных произведений, упражнения на развитие координации движений с речью, проговаривание слов и словосочетаний из рассказов, пересказ текста, в том числе с опорой на предметные картинки.
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 5)
Учебно-игровой комплект: «Звуки [г], [г’], [к], [к’]»
Автор О.А. Бутырева
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [г], [г’], [к], [к’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.
В комплект входят: 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото и 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.
Развивающие игры помогут:
Книжная полка
Повышаем квалификацию
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть