При помощи e-mail
Вход через социальные сети
![]() |
Тема номера
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка редактора
На пути к обновлению
В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Презентация
Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Существует много простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видеофильмов, показах репродукций картин знаменитых художников, что намного эффективнее откладывается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Во время изучения природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой области дети получают постепенно, циклично, пополняя их из года в год.
Оформляем с любовью
Для автора статьи работать воспитателем значит быть прежде всего «мамой» для малышей.
"Мы — «семья», а детский сад — наш дом, который хочется сделать теплым, уютным, комфортным, создать атмосферу любви, заботы, чтобы детям всегда хотелось сюда вернуться. Маленький ребенок испытывает потребность в получении эмоциональной поддержки и внимания. Решающая роль в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе принадлежит мне — воспитателю, моему эмоциональному настрою, что проявляется в теплом, сердечном отношении к каждому малышу."
Очень важно, с каким настроением ребенок переступит порог детского сада, каждого хочется видеть счастливым. Для этого созданы все условия, чтобы ребенок с первых минут появления в детском саду попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство.
Раздевалка — первое помещение, куда приходят дети и родители.
«Входишь в эту светлую прихожую-раздевалку и сразу возникает радостное настроение: дочка пришла в садик! Ей там будет хорошо, потому что чувствуются забота и любовь воспитателей группы. Тая пальчиком показывает на картинки на стене и восклицает: “Ой, мама, глазки, ой, мама, птичка!” А какие удобные и оригинальные приспособления для выставки работ деток!» (мама Таи С.).
Страницы природы
Давным-давно это было. В одном чудесном лесу жили дружно, одной семьей лесные звери. Все у них складывалось хорошо. Когда взрослые занимались делами, малыши бегали и резвились где хотели.
Но вот однажды разнеслась по сказочному лесу страшная весть..
На занятия с радостью!
Интегрированное занятие по конструированию из строительного материала в старшей группе
Цель занятия: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить зрительный анализ конструкции, приобретение практических навыков в обследовании образца и конструирование по расчлененному на отдельные детали образцу).
Цель занятия: воспитание патриотизма, гордости за малую родину.
Цель занятия: конструирование авторской модели новейшего летательного аппарата с использованием приемов лепки.
Занятие в подготовительной к школе группе
Занятие «Мой дивный город Красноярск» разработано на основе технологии активных методов обучения, ориентированной на изменение в процессе педагогического взаимодействия личностных структур, прежде всего самосознания, учебной мотивации.
Педагог и ребенок взаимодействуют, находясь в отношениях сотворчества и сотрудничества. С помощью данной технологии ребенок становится на позицию активного, целеустремленного и самообучающегося субъекта, проявляет любознательность, развивает коммуникативные умения взаимодействия.
Цель занятия: закрепление и расширение знаний о родном городе (улице, памятниках, зданиях и т.д.).
Интегрированное занятие в старшей группе
Цели занятия:
— ознакомление детей с особенностями жизни пчел;
— воспитание любознательности, интереса к живой природе.
Играем вместе с детьми
Тематическое занятие по художественной литературы для старших дошкольников
Задачи занятия:
— знакомить с поэзией, разнообразием детской лирики;
— формировать знания о культуре игры;
— воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
— закреплять названия игрушек, понятия «один», «много»;
— закреплять обобщающие слова, умение отвечать на вопрос;
— развивать умение взаимодействовать в парах по поводу выполнения общего задания.
Школа общения
Праздники
Музыкальная сказка в подготовительной к школе группе
Цель занятия: формирование у детей положительных эмоций от активного участия в совместной музыкально-игровой театрализованной деятельности.
Цель занятия: формирование уважительного отношения к маме через умение видеть доброе и прекрасное в окружающей жизни.
Работа с родителями
Все чаще на практике педагоги используют занятия на развитие познавательной активности детей. В представленном ниже мастер-классе отражена совместная работа с родителями, развивающая их мыслительные операции, стимулирующая познавательную активность и любознательность, а также наблюдательность детей.
Цели занятия:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
— активизация мыслительно-поисковой деятельности для повышения познавательного интереса.
Профессиональный рост
Разработке обновленных средств формирования элементарных математических представлений у детей способствовало одно из основных направлений развития отечественной системы образования — реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Применяя деятельностный подход в нашем детском саду, мы пришли к выводу, что математическое моделирование помогает ребенку при использовании предметных, графических и мысленных моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.
Для разработки системы формирования элементарных математических представлений была поставлена цель: изучение и анализ эффективности использования метода моделирования в процессе ФЭМП.
В основу системы положена интеграция образовательных областей, которая позволяет расширять математические представления через различные виды деятельности в целостном восприятии окружающего. В работе используются все виды моделирования: предметное, предметно-схематическое, плоскостное.
Основа системы — создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей различные виды моделей, символического материала, предметов-заместителей. Такая среда побуждает, направляет, развивает познавательную активность детей, стимулирует их самостоятельность и инициативу. Педагоги разработали авторские электронные дидактические игры и средства ФЭМП, основным из которых стало многофункциональное дидактическое пособие «Математический круг». В его основе используются 2—3 круга (в зависимости от сложности задания) разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Содержание заданий связано с моделированием: «Составь задачу», «Из каких геометрических фигур состоит картинка», «Назови соседей» и др.
Для достижения поставленных в образовательной программе задач при организации различных видов детской деятельности необходимо широко использовать игровые наборы: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, квадрат Воскобовича и др. Все названные средства можно применять, добавляя задания, связанные с моделированием: «Сложи фигурку по памяти, по схеме, словесному руководству», «Разбери готовую фигуру и попробуй зарисовать схему ее моделирования», «Попробуй создать свою новую фигуру».
В младшем дошкольном возрасте осуществляется идентификация частей модели с сенсорными эталонами («Составь целое из частей», «Сложи орнамент»). Хорошо себя зарекомендовали игры «Мозаика из пробок», «Бусы для матрешки», сущность которых заключается в том, что дети по заданным педагогом моделям выполняют задания: «Выложи рисунок по своему замыслу», «Придумай узор для платья», «Выложи неваляшку (бабочку, мячик и др.) по заданной модели».
В старшем дошкольном возрасте на первом этапе практическое использование моделей способствует накоплению у детей опыта по определению свойств и отношений предметов и их замещению. Мы используем игры: «Составь из частей целое», «Отгадай-ка», «Шкатулка свойств», «Кладоискатели», «Какая крона у дерева?».
На первом этапе дети учатся сравнивать, сопоставлять реальные предметы с моделью, устанавливать измерительные отношения. Детям предлагаются игры: «Заколдованная фотография (картина)», «Волшебный экран», «Любознайки», «Размести гостей» и др. Для повышения интереса, развития самостоятельности и расширения спектра математических действий детей используются свойства: наглядность, деление модели на составные части, наличие элементов-заместителей.
На втором этапе дети учатся использовать модель вместе со взрослыми и затем самостоятельно. В ходе этой деятельности ребята обобщают, выделяют общее — различное, упорядочивают, группируют предметы и схематизируют представления. Детям предлагаются игры «Найди общее», «Похожи — не похожи», «Чья семейка» и т.п. Математические игры повышают интерес к математическим действиям, поскольку они носят занимательный характер и предполагают несколько участников игры.
На третьем этапе дети старших и подготовительных к школе групп знакомятся со смыслом арифметических действий на основе оперирования множествами предметов.
На четвертом — используют математические знаки и символы (на основе оперирования множествами предметов выбирают действия и составляют математические выражения).
На пятом — дети познают простейшие приемы арифметических вычислений.
На шестом этапе детей обучают способам решения задач (выбор действий, вычисление результата).
Данная работа проходит во взаимосвязи с родителями:
— конкурсы творческих семейных работ «Шишка, оживи», «Геометрическая сказка», «Математический калейдоскоп»;
— детско-родительские проекты и акции «Любимые числа нашей семьи», «Математические игры на асфальте», «Что за чудо эти шашки»;
— совместные праздники и развлечения «Путешествие в Цифроград», «Логоматематика», «В шахматы играем — ум развиваем»;
— совместное участие в изготовлении костюмов, создании развивающей среды;
— цикл выставок «С математикой мы дружим всей семьей» (поддержка семейных традиций);
— информирование о жизни детского сада через сайт;
— памятки, буклеты, информационные стенды, консультации для родителей, фоторепортажи, стенгазеты, мастер-классы и т.д.
Главная составляющая системы — координация взаимодействия педагогов детского сада по следующим направлениям:
— анализ профессиональных затруднений педагогов в использовании моделирования как средства формирования элементарных математических представлений;
— разработка перспективных планов и алгоритмов использования различных видов моделирования;
— интеграция показательного опыта и координация действий педагогов при освоении программного материала на всех этапах деятельности в режиме работы детского сада.
Для повышения мастерства и квалификации педагогов, развития их творческого потенциала ведущую роль отводим интерактивным формам: экспресс-опросу, мозговому штурму, деловым играм. Также проводим консультирование, творческие часы, КВНы, выставки литературы, педсоветы, творческие гостиные, мастерские, мастер-классы, изучаем опыт работы педагогов района, округа, региона по ФЭМП.
Действуя по данной системе, педагоги выявили, что метод моделирования, соответствуя наглядно-образному характеру мышления дошкольника, — одно из эффективных средств формирования элементарных математических представлений.
Использование моделирования позволяет:
— сделать доступными для понимания ребенка связи между предметами и явлениями;
— расширять возможности ознакомления со свойствами и качествами предметов в их взаимосвязи;
— повышать математическую грамотность.
Таким образом, использование метода моделирования открывает перед педагогом занимательный и эффективный путь формирования элементарных математических представлений, развития детской познавательной активности.
Чудесный мир детства
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи можно отделить от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове.
Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. На протяжении всей истории развития психологических исследований вопрос о связи мышления и речи привлекал к себе внимание ученых.
Речевое творчество дошкольников — процесс самостоятельной деятельности по созданию новых речевых ценностей (слов, песен, стихотворений, рассказов). В отличие от словотворчества это более широкое понятие, не сводящееся только к созданию, изобретению новых слов и фраз.
Речевое творчество всегда привлекало внимание психологов (Б.Д. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Гвоздев и др.), педагогов (М.И. Чермисина, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова и др.), лингвистов (Н.В. Крушевский и др.), писателей (К.И. Чуковский).
Такие ученые, как М.М. Рыбакова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая, отмечали, что у детей интерес к речевому творчеству наблюдается ближе к пятому году жизни. Дети начинают придумывать сказки, стихи, небылицы.
Исследования этих авторов были актуальны 10—20 лет назад, но в настоящее время принципиально изменились жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Происходящие изменения в развитии общества повлекли за собой изменения и в развитии современных дошкольников.
Способность детей к сочинительству доказана в исследованиях отечественных авторов О.Н. Сомковой, О.С. Ушаковой, Л.М. Гурович, А.Н. Гвоздева и др., однако в современной педагогической науке и практике вопросы особенностей развития речевого творчества у детей мало изучены, что и обусловливает актуальность данного исследования.
Обобщив результаты изученной литературы по проблеме исследования, мы выделили три основных вида речевого творчества современных дошкольников:
конструирование новых слов — заключается в придумывании новых слов, ранее не существующих в русском языке;
сочинительство — подразумевает самостоятельное придумывание стихов, песен, сказок, историй, рассказов, загадок, сценариев и других жанров устной прозы и поэзии без опоры на образец;
сочинение по картинам, игрушкам и другим предметам — направлено на передачу определенного сюжета, подсказанного картиной, игрушкой и др.
Мы остановимся на изучении первого вида речевого творчества — конструирование новых слов.
Для изучения проявления речевого творчества в условиях ДОО в течение трех месяцев проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 26 дошкольников второй младшей группы.
Цель экспериментального исследования — изучение специфики развития речевого творчества современных дошкольников в условиях ДОО.
В ходе исследования разработана Карта развития речевого творчества детей дошкольного возраста, включающая следующие графы:
— число, месяц, год;
— ФИ ребенка, возраст;
— придуманное слово и определение;
— вид деятельности, в котором проявилось речевое творчество;
— ФИО воспитателя, зафиксировавшего проявление речевого творчества.
Карта заполнялась каждый рабочий день в течение всего периода по мере проявления детьми речевого творчества. Анализ результатов показал, что из 26 детей младшего дошкольного возраста активно проявляли речевое творчество 12 дошкольников.
Также в ходе эксперимента мы выделили следующие виды деятельности, в которых проявлялось речевое творчество: игровая, непосредственно образовательная, рассматривание книг, общение со сверстниками, взрослыми.
Во время игры новые слова придумывали 10 детей; в непосредственно образовательной деятельности — 5; при рассматривании иллюстраций в книгах новые слова придумали двое во время общения со сверстниками и взрослым речевое творчество проявили 5 детей.
Наиболее активно речевое творчество у младших дошкольников проявляется во время игровой деятельности.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что почти 50% современных детей младшего дошкольного возраста проявляют речевое творчество наиболее часто в игровой деятельности.
Женские страницы
Жили-были в одной деревне в доме с зеленой крышей бабушка Глаша с внучкой Акулиной. Добродушная бабушка всегда всем помогала и всех поддерживала. Ее внешность не отличалась ничем особенным: глаза кофейного цвета с короткими ресницами, которых почти не было видно, губы, как тонкие линии, нос круглый, но больше всего выделялись ее морщинки на щеках и вокруг глаз, наверное, оттого что она всегда много улыбалась.
Бабушка очень любила свою внучку и уделяла ей все свое время, но несмотря на это Акулина была злобным ребенком. Ее внешность очень отличалась от бабушкиной: глаза черные с длинными ресницами, нос маленький, с задранным к верху кончиком, губы полные, а возле них на левой стороне имелась маленькая темная родинка. Девочка не помогала бабушке по дому, часто с ней ссорилась и не ценила ее труд.
Поссорившись в очередной раз с бабушкой Глашей, пошла однажды Акулина к своей единственной подружке Кате, которая жила на другом конце улицы. Девочка злилась на весь белый свет и думала о том, как хорошо было бы жить без бабушки. На своем пути она встретила кошку и кинула в нее камень.
Прошла она дальше и увидела веселящихся и играющих в салочки детей, которые громко смеялись. Акулина подумала: «Чего они смеются, весело им... если уж мне нехорошо, то пусть и они расстроятся». Она поставила подножку бежавшему возле нее мальчику, тот упал и заплакал. Рассмеялась тогда Акулина и пошла дальше, а дети начали успокаивать несчастного и повели его домой, приговаривая: «Какая же плохая и злая эта девочка, он же ей ничего не сделал, а она его обидела».
Идет Акулина дальше, подходит к ней девочка лет семи со стеклянной баночкой молока и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, открыть эту банку, у меня не хватает сил, а пить очень хочется». Подумала Акулина, взяла банку, открыла да нарочно уронила на землю. Заплакала девочка и убежала прочь.
Когда Акулина подходила к дому своей подружки, навстречу ей шла старушка с ведром яблок, поскользнулась и упала, уронив ведро на землю. Все яблоки раскатились в разные стороны. Посмотрела девочка на все происходящее и прошла мимо.
Вернувшись от гостей, Акулина не застала бабушки дома. В комнате пусто и прохладно, не пахло ужином, темно. Ждала, ждала девочка бабушку, но та все не возвращалась, а голод давал о себе знать. Начала девочка искать что покушать, но ничего не нашла, так и уснула голодной. Проснувшись ранним утром, начала Акулина звать бабушку Глашу, но никто не откликнулся. Решила она сама затопить печь и напечь блинов. Принесла дров и разных веточек, положила их в печку, но ничего не загорелось, как та ни старалась. Хотела Акулина замесить тесто, но не смогла. Села она на стул, грустно и одиноко стало ей вдруг, и слезы покатились по щекам, хотя раньше Акулина не знала даже, что значит плакать.
Спустя несколько секунд явился к девочке прекрасный Ангел в белом светящемся одеянии и сказал: «Ты часто ссорилась со своей бабушкой, которая делала для тебя много хорошего, не ценила ее трудов, не помогала. Вчера ты пожелала жить одна и сделала много плохих дел, поэтому твоя мечта исполнилась, и бабушка исчезла».
Не успела Акулина ничего ответить, как небесный гость исчез. Побежала девочка к женщине, о которой люди говорили, что та все знает, чтобы рассказать об увиденном. Пришла Акулина к ней и рассказала все, стала просить совета. Посоветовала ей женщина пойти в лес к одному старцу, который должен помочь, и показала девочке дорогу. Долго шла Акулина по указанной дороге. В конце пути увидела она старую избушку, стоявшую в середине леса. Девочка боялась войти в этот странный дом, но в конце концов решилась. Поднялась она по лестнице, открыла дверь и увидела за круглым столом дедушку с длинной бородой, который что-то читал.
— Здравствуйте, дедушка, не могли бы вы мне помочь? — тихо пробормотала девочка.
— Могу, проходи, садись, — ответил старец. Рассказала Акулина свою историю и горько заплакала, так уж ей тяжко было без бабушки. Подумал старец и говорит:
— Да, беда, но я знаю, что делать.
Ушел дедушка куда-то и вернулся со свечой.
— Вот тебе свеча, но не простая, а волшебная. Когда она растает, тогда и вернется к тебе бабушка, но все не так уж просто. Воск ее будет плавиться только по мере твоих добрых дел и твоего раскаяния за злые поступки. Вот возьми ее и узелочек с едой, а то проголодалась, наверное.
— Спасибо большое, дедушка, я никогда не буду больше обижать свою бабушку, детей и уличную кошку, — быстро пробормотала Акулина, взяла узелок и свечу и убежала.
Пришла Акулина в свою деревню и видит ту же картину, что и в прошлый раз: кошка лежит на дороге и греется на солнышке, дети веселятся и играют в салки, маленькая девочка сидит с баночкой молока и пытается открыть, старушка идет с полным ведром яблок. Подошла Акулина к кошке, та сначала даже испугалась и хотела убежать, но девочка ласково позвала зверька, угостила его едой из узелка и погладила. Упало несколько капель со свечи, и та стала меньше. Идет Акулина дальше и видит играющих детей, решила она их повеселить и поиграть с ними, а у мальчика, которого в прошлый раз обидела, попросить прощения. Свеча растаяла еще немного. Увидела это Акулина, обрадовалась и побежала дальше. Встретила она снова девочку лет шести с баночкой молока и предложила помощь. Открыла Акулина банку и отдала девочке. Снова упало несколько капель со свечи, и осталось ее меньше половины.
Пошла Акулина дальше и увидела старушку, решила она помочь ей донести яблоки до дома, согласилась старушка, а когда донесли, бабушка подарила девочке несколько яблок. Упало несколько капель со свечки, но оставалось еще немного.
Задумалась Акулина о том, что же еще сделать, чтоб растопить свечу. Думала, думала и пошла к себе домой. Пришла, убралась в доме, принесла воды, полила цветы, а свеча все не тает и не тает. Расстроилась девочка, тяжело вздохнула и говорит: «Я так хочу, чтобы бабушка вернулась, я всегда буду ей помогать, а ссориться не буду». Растаяла тогда волшебная свеча, и огонек ее потух.
Услышала вдруг Акулина знакомые шаги, открылась дверь, и в дом вошла бабушка Глаша. Обрадовалась девочка, когда увидела родную бабушку и побежала обнимать ее и целовать. Бабушка похвалила внучку за уборку и приготовила вкусный обед. С тех пор от прежней Акулины не осталось и следа. Девочка стала доброй и внимательной, с бабушкой она больше не ругалась. Так и живут они в доме с зеленой крышей, забрали к себе ту самую уличную кошку и стали ухаживают за ней
Книжная полка
Спутник журнала
Представляем приложение к № 9 журнала «Воспитатель ДОУ»
Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.
Авторы: Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А.
Предлагаемое пособие содержит описание опытов, направленных на изучение свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы и огня и карты-схемы, в которых дан алгоритм их выполнения (26 карт по изучению свойств воды, 17 карт по изучению свойств воздуха, 12 карт по изучению свойств песка, глины и почвы, 7 карт по изучению свойств огня).
Цель пособия — создание условий для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами эксперимента.
Опыты, представленные в книге знакомят детей с различными свойствами веществ, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, развивают познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживают инициативу детей, создают условия для развития у них естественно-научных представлений.
Пособие поможет в реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» в дополнение к основной образовательной программе дошкольной организации с целью восполнения недостатка адаптированных для дошкольного возраста пособий, направленных на организацию самостоятельной экспериментальной деятельности детей.
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть