• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Логопед №7/2016

Логопед №7/2016

Тема номера:

«Подготовка к обучению детей с ОВЗ»

Содержание

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБУ ЦССВ «Берег надежды» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, Москва
  • ГБУ ЦССВ «Солнечный круг», Москва
  • Коррекционно-образовательный центр, Санкт-Петербург
  • МАДОУ д/с № 9 «Журавлик», г. Великий Новгород
  • МАДОУ д/с № 209, г. Златоуст Челябинской обл.
  • МАДОУ ЦРР — д/с № 33 «Радуга», г. Губкин Белгородской обл.
  • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
  • МБДОУ д/с № 39, хутор Братский Усть-Лабинского р-на Краснодарского края
  • МБДОУ д/с № 46 «Надежда», г. Норильск Красноярского края
  • МБДОУ д/с № 61, г. Киселевск Кемеровской обл.
  • МБДОУ д/с № 134, г. Братск Иркутской обл.
  • МБДОУ д/с № 163, г. Краснодар
  • МБДОУ д/с «Надежда», г. Екатеринбург
  • МБДОУ ЦРР — д/с № 41, г. Саров Нижегородской обл.
  • МДОУ д/с № 40, г. Ухта, Республика Коми
  • МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «детский дом “Радуга”», г. Киселевск Кемеровской обл.
  • ОГБОУ «Школа-интернат № 26», г. Рязань
  • СП д/с «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Жигулевск Самарской обл.
  • Студия детского развития, пгт Краскино Хасанского р-на Приморского края

Авторы:

  • Дрожжина Юлия Сергеевна
  • Егорова Галина Викторовна
  • Елина Юлия Николаевна
  • Жолудь Ирина Васильевна
  • Зайончковская Елена Владиленовна
  • Зяблицкая Алена Андреевна
  • Игошина Мария Александровна
  • Ишкова Наталья Сергеевна
  • Капустина Ксения Викторовна
  • Кокова Екатерина Васильевна
  • Комарова Татьяна Петровна
  • Кулешова Татьяна Анатольевна
  • Кузнецова Елена Александровна
  • Мамина Юлия Владимировна
  • Назарова Ольга Борисовна
  • Негодина Светлана Юрьевна
  • Отводенкова Эльвира Витальевна
  • Охапкина Яна Владимировна
  • Парипса Ольга Богдановна
  • Перепелица Татьяна Васильевна
  • Петрова Галина Васильевна
  • Пугач Ольга Сергеевна
  • Рекунов Сергей Николаевич
  • Сенкова Елена Александровна
  • Смирнова Ольга Владимировна
  • Сорокина Анастасия Александровна
  • Сотникова Валентина Николаевна
  • Филина Татьяна Леонидовна
  • Шлыков Антон Юрьевич
  • Щербакова Наталья Сергеевна


Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

Шлыков А.Ю. От звука к букве. Упражнения для развития артикуляции младших школьников

Учебная деятельность в период обучения грамоте начинается с анализа звучащей речи и обозначения ее графическим моделированием.

Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и других показывают, что недостаточная ориентировка в звуковой действительости языка, даже незначительная несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам в овладении чтением и письмом.

Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (А.И. Гвоздев, И.X. Швачкин и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано — к двум годам — о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка.

Тот факт, что детская речь по своему звуковому составу может отличаться от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А.И. Гвоздев), т.е. несовершенством детской артикуляции.

Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребенок, понимая смысл произнесенного слова, не может не только дифференцировать фонемы, но и, искажая звуковой код, выбирать по нему ошибочную букву.

Новые формы работы

Филина Т.Л. Воспитательно-образовательная работа с детьми с синдромом Дауна в условиях детского дома

Целью написания данной статьи послужило желание внести в повседневную жизнь детей с синдромом Дауна какое-то разнообразие и признаки жизнерадостности, с помощью которых они смогли бы раскрыть свои способности и умения, найти общение с другими детьми.

Предлагаем обсудить

Петрова Г.В. и др. Развитие коммуникативных навыков как фактор успешной социализации старших дошкольников с ТНР

Петрова Г.В., Назарова О.Б., Отводенкова Э.В., Дрожжина Ю.С.

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Представленная система коррекционно-развивающих занятий направлена на коррекцию проявлений эмоционального неблагополучия, развитие грамотной связной речи как средства общения детей с ТНР.

Методическая гостиная

Перепелица Т.В. Театрализованные занятия по мотивам русских народных сказок для детей 3—5 лет

В статье представлены сценарии занятий по мотивам русских народных сказок для детей 3—5 лет.

В них используются загадки и чистоговорки. Они тренируют подвижность органов артикуляции, способствуют автоматизации поставленных звуков в непринужденной игровой форме, воспитывают звуковую культуру речи, развивают творческие способности, учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи, формируют актерские навыки и дикцию. Логопед распределяет роли для детей, учитывая речевые возможности, дети исполняют их.

Дрожжина Ю.С., Негодина С.Ю Предметно-пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольников с ОВЗ

В статье описывается опыт работы по организации предметно-пространственной среды в группах для детей с ОВЗ.  Она предоставляет каждому ребенку равные возможности в развитии тех или иных качеств личности, формировании навыков и умения, необходимых для успешной социализации при обучении в школе.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

Кузнецова Е.А. Кто как поет. Занятие для детей 4—5 лет с нарушениями зрения

Занятие направлено на развитие пространственных представлений, слухового восприятия детей с нарушениями зрения.

Охапкина Я.В., Пугач О.С., Кокова Е.В. Прогулка в осенний лес. Интегрированное занятие для детей 6—7 лет с ЗПР

Цель: систематизация знаний по лексической теме «Осень».

Задачи:
Обучающая: обучать нетрадиционным способам изображения предметов.

Развивающие:

  • развивать общую и мелкую моторику, восприятие целостного изображения, динамический и звуковысотный слух, чувство ритма;
  • продолжать знакомить с музыкальными инструментами.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь и бережное отношение к природе.

Досуги и развлечения

Мамина Ю.В. День рождения звука. Праздник для детей 6—7 лет с ТНР

У некоторых детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) звукопроизношение искажено в силу возрастных особенностей или из-за речевого дефекта. При проведении коррекционной работы у них начинает появляться правильное произношение. Этому событию в нашем детском саду посвящается праздник «День рождения звука», который проводится 2—3 раза в год, по мере того как у детей появляются в речи звуки.

На праздник приходит какой-нибудь гость.  Это может быть клоун, старуха Шапокляк, Веселинка и т.д. Дети помогают герою, выполняют задания и играют в разные игры. Этот праздник предполагает взаимодействие всех участников коррекционного процесса.

Игры и оборудование

Зяблицкая А.А. и др. Применение лэпбука при автоматизации звуков у старших дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует инновационных ресурсов. Один из них — компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач. 

В своей логопедической практике мы начали изучать и использовать совершенно новое интересное незаменимое методическое пособие — лэпбук.

Лэпбук (от англ. lap — колени и book — книга) — небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными забавными деталями, в которую помещены материалы на определенную тему.  Ребенок может удобно разложить ее у себя на коленях и за один раз просмотреть все содержимое.

Игошина М.А. Звуковые кубики. Авторское пособие для развития звукобуквенного анализа у старших дошкольников

Основные задачи логопеда, работающего со старшими дошкольниками, — осуществлять профилактику дисграфии и дислексии, формировать и развивать фонематические анализ и синтез. Помимо традиционных графических схем в качестве вспомогательных средств авторы применяют звуковые кубики зеленого, синего и красного цвета.

Цвета соответствуют характеристикам звука. Красный — гласные, синий и зеленый — соответственно твердые и мягкие согласные звуки.

Авторами предлагаются несколько вариантов игр с применением звуковых кубиков.

Капустина К.В. Ознакомление с наречиями старших дошкольников с ОНР в игровых упражнениях

Условия обучения ребенка с ОНР определяются особенностями речевого развития. Детям с его нарушением требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Понимание значения слов во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы, определять родственные слова. Детям с ОНР, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря.  Поэтому особое значение приобретают занятия по формированию умений различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Егорова Г.В. «Радужный бассейн». Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Использование новых игровых технологий в работе с дошкольниками значительно улучшает качество образовательной работы. Эффективность применения различных материалов в работе с детьми показали еще работы М. Монтессори.  Ее методика положена в основу создания нового оборудования, которое авторы назвали «Радужный бассейн».

Взаимодействие с семьей

Смирнова О.В. Проект «Дневник успеха». Взаимодействие логопеда и родителей в образовательном процессе

Одно из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности логопеда - работа с родителями как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с речевыми нарушениями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Актуальность проекта «Дневник успеха» определяется реальными потребностями родителей в повышении компетентности в вопросах речевого развития и оказания коррекционно-развивающей помощи своему ребенку.

Зайончковская Е.В. Мы со звуками играем. Мастер-класс для родителей

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • проверять прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте;
  • учить применять их в практической деятельности — игре.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять знания об органах артикуляции, умения различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки в начале слова;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к речевым играм;
  • формировать умение работать в команде.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

Жолудь И.В. Коррекция невротической формы заикания у младших школьников (начало)

Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. Выделяют несколько форм заикания, в том числе невротическую, источником возникновения которой принято считать психогению (испуг или хроническую психическую травматизацию). Анализ работ специалистов в области заикания (Л.И. Беляковой, Л.С. Волковой, Е.А. Дьяковой, С.Н. Шаховской и др.) показал, что анамнез развития детей с данной формой заикания и особенности их характера, а также само протекание невротической его формы схожи.  

Автор перечисляет методики и приемы, использующиеся для коррекции невротической формы заикания.

Комарова Т.П., Кулешова Т.А. Тактильные книги в обучении школьников с нарушениями зрения

Тактильные рукодельные книги способствуют развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, его абстрактного мышления, что ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира.  Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка с нарушением зрения интереса к книге и при соответствующем обучении «общению» с такой книгой становится для него «своей». Это обретение позволяет ему быть равным зрячим сверстникам, не чувствовать ущемления.

На сегодняшний день в России созданием рукодельных тактильных книг для детей с нарушением зрения в основном занимаются библиотеки для слепых. Их специалисты широко обсуждают комплекс проблем, связанных с разработкой рекомендаций к изготовлению этих книг, методического обеспечения развивающих занятий с их применением, поиском форм использования и т.д. Автор статьи предлагает несколько видов тактильных книг с подробным описанием.

Актуально!

Молодому логопеду

Ишкова Н.С., Елина Ю.Н. Игрушки. Интегрированное коррекционное занятие для детей раннего возраста

В настоящее время в ЦССВ «Берег надежды» для детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, значительно увеличилось число детей 1—3 лет. Их проживание в семьях, где им не уделялось должного внимания, несомненно, негативно сказывается на уровне их развития в целом.

Поэтому работа специалистов, в частности, учителя-дефектолога и учителя-логопеда должна быть комплексной и направлена на коррекцию, компенсацию, абилитацию и социализацию воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей. Дети с ОВЗ остро нуждаются в своевременном психолого-педагогическом обследовании и систематическом сопровождении специалистами. В связи с этим возникла необходимость создания системы совместной комплексной работы дефектолога и логопеда.

В настоящее время авторы статьи разработали систему интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ОВЗ.  Она соответствует нормативно-правовым документам, содержание занятий соотнесено с уровнем развития, возможностями и возрастными особенностями воспитанников Центра, с их индивидуальными потребностями.

Сотникова В.Н. Физкультминутки на занятиях по формированию звукопроизношения для детей 3—5 лет

Физкультминутки — неотъемлемая часть большинства логопедических занятий.

Цели этой формы работы: предупреждение и снятие у детей утомления, создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов ЦНС.

На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся выделять заданный звук из состава слова, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Для них были разработаны физкультминутки, соответствующие изучаемому звуку, которые способствуют снятию мышечного напряжения и помогают детям запомнить слова с изучаемым звуком. Учитель-логопед и воспитатели разучивают физкультминутку до занятий, проводят словарную работу, объясняя детям значение незнакомых слов.

Предлагаем вниманию учителей-логопедов некоторые из таких физкультминуток.

Секреты профессии

Сенкова Е.А. Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда ДОО

Эффективность коррекционной работы в ДОО во многом зависит от профессионализма учителя-логопеда. Повышению его профессионального уровня, развитию педагогической компетентности способствует программа саморазвития педагога. В статье представлены цели, задачи, содержание и основные направления реализации программы профессионального саморазвития учителя-логопеда ДОО.

Знаете ли вы


История обучения детей с ОВЗ

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 г., в Англии — в 1648 г. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 г. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX в., сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген в США открывал частные школы для слабоумных детей. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

К началу ХХ в. в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:

  • христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
  • медико-педагогическое (лечение, воспитание и обучение);
  • педагогическое (обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности);
  • психодиагностическое (выявление лиц с нарушениями интеллекта).

Источник: ru.wikipedia.org


Литературные странички


Об образовании…

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Ф.И. Янкович де Мариево

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Дж. Сантаяна

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Н.В. Гоголь

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А.В. Луначарский

Источник: www.poznaysebia.com/



Знаменитые люди о воспитании и обучении

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое.
Н.И. Пирогов

Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые.
А.И. Герцен

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский


Спутник журнала


Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2

Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)

Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2

Автор — Воронова А.Е.

Данное издание — продолжение 1-й части книги. Предлагаемый методический комплекс — целостная, логически построенная программа логоритмических занятий. В приложении дается нотное сопровождение.

Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения, особенно слухо-зрительно-двигательной координации.

Найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями.

Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОО.



Учебно-игровой комплект «Звуки»

Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)

Учебно-игровой комплект «Звуки [м], [м’], [н], [н’]»

Автор: Бутырева О.А.

В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [м], [м’], [н], [н’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.

В комплект входят: 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото, 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.

Развивающие игры по теме «Звуки [м], [м’], [н], [н’]» помогут:

  • научиться различать их в речи;
  • автоматизировать произношение звуков [м], [м’], [н], [н’];
  • согласовывать существительные с числительными, прилагательными и глаголами;
  • расширить словарный запас ребенка.

Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.


Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению