При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тема номера:
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Гость номера
Исследования
Учебная деятельность в период обучения грамоте начинается с анализа звучащей речи и обозначения ее графическим моделированием.
Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и других показывают, что недостаточная ориентировка в звуковой действительости языка, даже незначительная несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам в овладении чтением и письмом.
Анализ работ, посвященных звуковой стороне развития речи ребенка (А.И. Гвоздев, И.X. Швачкин и др.), показывает, что, как правило, формирование фонематического слуха заканчивается очень рано — к двум годам — о чем свидетельствует полное фонематическое различение ребенком всех звуков родного языка.
Тот факт, что детская речь по своему звуковому составу может отличаться от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А.И. Гвоздев), т.е. несовершенством детской артикуляции.
Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребенок, понимая смысл произнесенного слова, не может не только дифференцировать фонемы, но и, искажая звуковой код, выбирать по нему ошибочную букву.
Новые формы работы
Целью написания данной статьи послужило желание внести в повседневную жизнь детей с синдромом Дауна какое-то разнообразие и признаки жизнерадостности, с помощью которых они смогли бы раскрыть свои способности и умения, найти общение с другими детьми.
Предлагаем обсудить
Петрова Г.В., Назарова О.Б., Отводенкова Э.В., Дрожжина Ю.С.
В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Представленная система коррекционно-развивающих занятий направлена на коррекцию проявлений эмоционального неблагополучия, развитие грамотной связной речи как средства общения детей с ТНР.
Методическая гостиная
В статье представлены сценарии занятий по мотивам русских народных сказок для детей 3—5 лет.
В них используются загадки и чистоговорки. Они тренируют подвижность органов артикуляции, способствуют автоматизации поставленных звуков в непринужденной игровой форме, воспитывают звуковую культуру речи, развивают творческие способности, учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи, формируют актерские навыки и дикцию. Логопед распределяет роли для детей, учитывая речевые возможности, дети исполняют их.
В статье описывается опыт работы по организации предметно-пространственной среды в группах для детей с ОВЗ. Она предоставляет каждому ребенку равные возможности в развитии тех или иных качеств личности, формировании навыков и умения, необходимых для успешной социализации при обучении в школе.
Приглашаем на занятие
Занятие направлено на развитие пространственных представлений, слухового восприятия детей с нарушениями зрения.
Цель: систематизация знаний по лексической теме «Осень».
Задачи:
Обучающая: обучать нетрадиционным способам изображения предметов.
Развивающие:
Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь и бережное отношение к природе.
Досуги и развлечения
У некоторых детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) звукопроизношение искажено в силу возрастных особенностей или из-за речевого дефекта. При проведении коррекционной работы у них начинает появляться правильное произношение. Этому событию в нашем детском саду посвящается праздник «День рождения звука», который проводится 2—3 раза в год, по мере того как у детей появляются в речи звуки.
На праздник приходит какой-нибудь гость. Это может быть клоун, старуха Шапокляк, Веселинка и т.д. Дети помогают герою, выполняют задания и играют в разные игры. Этот праздник предполагает взаимодействие всех участников коррекционного процесса.
Игры и оборудование
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует инновационных ресурсов. Один из них — компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач.
В своей логопедической практике мы начали изучать и использовать совершенно новое интересное незаменимое методическое пособие — лэпбук.
Лэпбук (от англ. lap — колени и book — книга) — небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными забавными деталями, в которую помещены материалы на определенную тему. Ребенок может удобно разложить ее у себя на коленях и за один раз просмотреть все содержимое.
Основные задачи логопеда, работающего со старшими дошкольниками, — осуществлять профилактику дисграфии и дислексии, формировать и развивать фонематические анализ и синтез. Помимо традиционных графических схем в качестве вспомогательных средств авторы применяют звуковые кубики зеленого, синего и красного цвета.
Цвета соответствуют характеристикам звука. Красный — гласные, синий и зеленый — соответственно твердые и мягкие согласные звуки.
Авторами предлагаются несколько вариантов игр с применением звуковых кубиков.
Условия обучения ребенка с ОНР определяются особенностями речевого развития. Детям с его нарушением требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Понимание значения слов во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы, определять родственные слова. Детям с ОНР, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по формированию умений различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.
Использование новых игровых технологий в работе с дошкольниками значительно улучшает качество образовательной работы. Эффективность применения различных материалов в работе с детьми показали еще работы М. Монтессори. Ее методика положена в основу создания нового оборудования, которое авторы назвали «Радужный бассейн».
Взаимодействие с семьей
Одно из важнейших направлений в коррекционно-развивающей деятельности логопеда - работа с родителями как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с речевыми нарушениями. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Актуальность проекта «Дневник успеха» определяется реальными потребностями родителей в повышении компетентности в вопросах речевого развития и оказания коррекционно-развивающей помощи своему ребенку.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Методика коррекционной работы
Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством ее нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении. Выделяют несколько форм заикания, в том числе невротическую, источником возникновения которой принято считать психогению (испуг или хроническую психическую травматизацию). Анализ работ специалистов в области заикания (Л.И. Беляковой, Л.С. Волковой, Е.А. Дьяковой, С.Н. Шаховской и др.) показал, что анамнез развития детей с данной формой заикания и особенности их характера, а также само протекание невротической его формы схожи.
Автор перечисляет методики и приемы, использующиеся для коррекции невротической формы заикания.
Тактильные рукодельные книги способствуют развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, его абстрактного мышления, что ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира. Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка с нарушением зрения интереса к книге и при соответствующем обучении «общению» с такой книгой становится для него «своей». Это обретение позволяет ему быть равным зрячим сверстникам, не чувствовать ущемления.
На сегодняшний день в России созданием рукодельных тактильных книг для детей с нарушением зрения в основном занимаются библиотеки для слепых. Их специалисты широко обсуждают комплекс проблем, связанных с разработкой рекомендаций к изготовлению этих книг, методического обеспечения развивающих занятий с их применением, поиском форм использования и т.д. Автор статьи предлагает несколько видов тактильных книг с подробным описанием.
Молодому логопеду
В настоящее время в ЦССВ «Берег надежды» для детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, значительно увеличилось число детей 1—3 лет. Их проживание в семьях, где им не уделялось должного внимания, несомненно, негативно сказывается на уровне их развития в целом.
Поэтому работа специалистов, в частности, учителя-дефектолога и учителя-логопеда должна быть комплексной и направлена на коррекцию, компенсацию, абилитацию и социализацию воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей. Дети с ОВЗ остро нуждаются в своевременном психолого-педагогическом обследовании и систематическом сопровождении специалистами. В связи с этим возникла необходимость создания системы совместной комплексной работы дефектолога и логопеда.
В настоящее время авторы статьи разработали систему интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ОВЗ. Она соответствует нормативно-правовым документам, содержание занятий соотнесено с уровнем развития, возможностями и возрастными особенностями воспитанников Центра, с их индивидуальными потребностями.
Физкультминутки — неотъемлемая часть большинства логопедических занятий.
Цели этой формы работы: предупреждение и снятие у детей утомления, создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов ЦНС.
На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся выделять заданный звук из состава слова, дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Для них были разработаны физкультминутки, соответствующие изучаемому звуку, которые способствуют снятию мышечного напряжения и помогают детям запомнить слова с изучаемым звуком. Учитель-логопед и воспитатели разучивают физкультминутку до занятий, проводят словарную работу, объясняя детям значение незнакомых слов.
Предлагаем вниманию учителей-логопедов некоторые из таких физкультминуток.
Секреты профессии
Эффективность коррекционной работы в ДОО во многом зависит от профессионализма учителя-логопеда. Повышению его профессионального уровня, развитию педагогической компетентности способствует программа саморазвития педагога. В статье представлены цели, задачи, содержание и основные направления реализации программы профессионального саморазвития учителя-логопеда ДОО.
Знаете ли вы
Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 г., в Англии — в 1648 г. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 г. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX в., сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген в США открывал частные школы для слабоумных детей. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.
К началу ХХ в. в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:
Источник: ru.wikipedia.org
Литературные странички
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Ф.И. Янкович де Мариево
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Дж. Сантаяна
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Н.В. Гоголь
Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман
Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
А.В. Луначарский
Источник: www.poznaysebia.com/
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое.
Н.И. Пирогов
Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые.
А.И. Герцен
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Спутник журнала
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)
Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 2
Автор — Воронова А.Е.
Данное издание — продолжение 1-й части книги. Предлагаемый методический комплекс — целостная, логически построенная программа логоритмических занятий. В приложении дается нотное сопровождение.
Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения, особенно слухо-зрительно-двигательной координации.
Найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с речевыми нарушениями.
Пособие адресовано логопедам, психологам и воспитателям ДОО.
Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 7)
Учебно-игровой комплект «Звуки [м], [м’], [н], [н’]»
Автор: Бутырева О.А.
В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий c детьми 3—5 лет, направленный на автоматизацию произношения звуков [м], [м’], [н], [н’], а также расширение словарного запаса и развитие связной речи детей.
В комплект входят: 8 листов формата А4 на картоне (5 карт лото, 60 разрезных карточек), инструкция по работе с комплектом и описание игр.
Развивающие игры по теме «Звуки [м], [м’], [н], [н’]» помогут:
Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть