• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Воспитатель ДОУ №10/2016

Воспитатель ДОУ №10/2016

Тема номера

Учимся понимать себя и других

Редакционный совет

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБОУ «Школа № 1173», Москва
  • ДО № 3 ГБОУ «Школа № 856», Москва
  • ДО № 4 «Лад» ГБОУ «Школа № 1034», Москва
  • ДО «Солнышко» ГБОУ «Гимназия № 1274 им. В.В. Маяковского», Москва
  • Кафедра психологии развития личности ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Москва
  • МБДОУ д/с № 4 «Светлячок», г. Кольчугино Владимирской обл.
  • МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», г. Моршанск Тамбовской обл.
  • МБДОУ д/с № 5 «Родничок», г. Луховицы Московской обл.
  • МБДОУ д/с № 8, ст. Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
  • МБДОУ д/с № 15 «Ручеек», г. Петровск Саратовской обл.
  • МБДОУ д/с № 28, г. Майкоп, Республика Адыгея
  • МБДОУ д/с № 43, г. Владимир
  • МБДОУ «Игринский детский сад № 2», пос. Игра, Республика Удмуртия
  • МБДОУ «Савинский детский сад», пос. Менделеево Карагайского р-на Пермского края
  • МДОБУ д/с № 20, г. Оренбург
  • МКДОУ д/с «Солнышко», пос. Караваево Костромской обл.
  • СП № 5 ДО «Лесная Сказка» ГБОУ «Школа № 904», Москва
  • СП № 8 ДО «Изумрудный город» ГБОУ «Школа № 904», Москва
  • СП ДО № 11 «Волшебная страна» ГБОУ «Школа № 904», Москва
  • СП д/с «Ручеек» ГБОУ СОШ, с. Богдановка Кинельского р-на Самарской обл.
  • СП д/с «Сказка» ГБОУ СОШ № 1, пгт Суходол Сергиевского р-на Самарской обл.

Авторы:

  • Белоокая Ирина Евгеньевна
  • Вахрушина Елена Петровна
  • Волков Борис Степанович
  • Волкова Светлана Викторовна
  • Горшенева Вера Евгеньевна
  • Долганова Елена Геннадьевна
  • Жданова Галина Ильинична
  • Зимина Татьяна Алексеевна
  • Иванова Лада Александровна
  • Каушнян Екатерина Ивановна
  • Керхер Марина Владимировна
  • Круглова Лариса Анатольевна
  • Кузнецова Юлия Валерьевна
  • Мареев Алексей Валерьевич
  • Мареева Людмила Викторовна
  • Маркина Валентина Сергеевна
  • Мошкова Елена Вячеславовна
  • Назарян Марина Руслановна
  • Нектова Ольга Ивановна
  • Огурцова Галина Николаевна
  • Павлова Елена Вячеславовна
  • Павловский Геннадий Антонович
  • Петрова Алла Александровна
  • Пугачева Эльвира Васильевна
  • Саутина Татьяна Евгеньевна
  • Серегина Ольга Павловна
  • Соколова Татьяна Николаевна
  • Терновая Татьяна Александровна
  • Трибунская Елена Владимировна
  • Филичкина Ирина Альбертовна
  • Чеснокова Галина Юрьевна
  • Чигина Ольга Алексеевна
  • Шкляева Галина Михайловна
  • Щипицина Марина Ивановна

Утро

Колонка редактора

На пути к обновлению

Презентация

Мареев А.В., Мареева Л.В. Компьютерные технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

В настоящее время, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. 

Автор представляет фрагменты работы по организации игровой деятельности детей за компьютером.

Наши традиции


Саутина Т.Е. Знакомимся с Родиной, или Все начинается с детства

Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством — трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колоритом передают из поколения в поколение эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Речка, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации — у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Взрослый же выступает посредником между ребенком и окружающим миром, направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому они перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители, как готовятся к празднику и т.д. — во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно впитывает ребенок.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание патриотических чувств происходит в определенной последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Как же воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Наверное самый благодарный путь — возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство —время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Важным средством патриотического воспитания служит приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, чтить память погибших воинов, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи с ветеранами, участниками войн. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. В каждом уголке нашей Родины, в каждой семье люди помнят и чтят своих родных героев как частицу общей памяти.

Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, — это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела дошкольника невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования личности.

Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду, и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, можно использовать различные методы работы:

— целевые прогулки и экскурсии;
— наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, села, улицы, детского сада;
— рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
— беседы о родном городе;
— иллюстрации, аудио- и видеозаписи, фольклор (разучивание песен, стихов о родном крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
— ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
— обогащение и стимулирование детского творчества;
— привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
— поощрение инициативы и стре­мления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
— воспитание уважения к ветеранам войны и труда (рассказывать о подвигах воинов, устраивать тематические праздники, приглашать их на встречи).

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны.


Каушнян Е.И. Традиционная тряпичная кукла «ладушка»

Занятие ориентировано на детей средней группы и включает в себя элементы ручного труда. 

Способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, художественного вкуса.

Знакомит детей с атрибутами старинного русского быта: половиком, лоскутным одеялом, печкой и др.

Страницы природы

Чеснокова Г.Ю. Поздняя осень

Автор описывает занятие в средней группе (в технологии деятельного подхода) на тему осени. 

Дошкольники учатся рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, используя распространенные предложения; рассказывать по фрагментам; придумывать относительные прилагательные; вызывать интерес к природе; воспитывать эстетические чувства.

Горшенева В.Е., Соколова Т.Н. Настоящие друзья природы

Занятие по формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности в рамках наблюдения за зимующими птицами.

День

На занятия с радостью!

Нектова О.И. В гости к Светофорику

Занятие по изучению правил дорожного движения с детьми 3—4 лет.

Формирование элементарных знаний о светофоре и правилах дорожного движения.

Чигина О.А., Долганова Е.Г. Построим домик для рыбок

Занятие по ФЭМП в средней группе.

Обучение приемам творческого конструирования.

Кузнецова Ю.В., Павловский Г.А., Волкова С.В. Русская народная сказка «Репка»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе.

Дети очень любят русские народные сказки, но, к сожалению, родители не всегда им их рассказывают. Педагоги стараются уделять больше внимания нашей русской культуре. Ребята получают огромное удовольствие, когда им не только рассказывают, но и показывают сказки. А особенно им нравится быть участниками и исполнять роли персонажей сказок.

Играем вместе с детьми

Круглова Л.А. Проект «Игрушки-развлекушки»

Для детей первой младшей группы.

Почему педагоги первой младшей группы выбрали проект под названием «Игрушки-развлекушки»? Что определило его тему?

Проблема, с которой они столкнулись в начале года, несомненно, актуальна.

+ Игровое занятие с дидактической юбкой.

Павлова Е.В., Трибунская Е.В., Вахрушина Е.П. Большая игра для маленьких детей

В повседневной жизни нам, взрослым, ежедневно приходится решать множество проблем и находить выход из непредвиденных ситуаций. В большинстве случаев мы блестяще с этим справляемся. Перед нами как педагогами стоит почетная задача — научить доверенных нам воспитанников также легко и быстро находить наиболее оптимальное и простое решение. Что же предлагает нам современная наука для реализации этой задачи?

Конечно же, общепризнанные светила педагогики и психологии в унисон ответят, что это игра, и будут правы. Но среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию.

Представлены несколько квест-игр для детей старшего дошкольного возраста.

Школа общения

Петрова А.А., Белоокая И.Е. Занятие по социально-коммуникативному развитию «Веселое путешествие»

Занятие предназначено для старших дошкольников.

Цель занятия: развитие коммуникативных умений, моторных навыков, памяти, внимания, фантазии и воображения через познавательную деятельность.

Вечер

Праздники

Огурцова Г.Н. Выступления агитбригады «Зеленый свет»

Представляем два развлечения для детей старшего дошкольного возраста: правилам передвижения по дорогам и пожарной безопасности.

Пугачева Э.В., Назарян М.Р., Серегина О.П. По следам бременских музыкантов

Досуг для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: укрепление физического и психического здоровья старших дошкольников через совместную деятельность.

Зимина Т.А., Керхер М.В. Стань заметнее в темноте

Развлечение в подготовительной к школе группе.

Цель занятия: популяризация использования светоотражающих элементов.

Готовимся к школе

Шкляева Г.М. Занимаемся оригами и развиваем речь

Из года в год растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Зачастую встречаются дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Речь их малопонятна, аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наша задача — позаботиться о своевременном и полноценном ее развитии, так как именно правильная, хорошо развитая речь — один из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

С чего же начать? Что делать, чтобы речь развивалась правильно?

Работа с родителями

Терновая Т.А. Планируем, создаем и реализуем образовательные проекты вместе с семьей

Нам, педагогам, важно создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей равноправными участниками образовательного процесса, союзниками в воспитании полноценной личности. Поэтому всю работу мы строим на взаимодействии, т.е. организации совместной деятельности, осуществляемой с помощью общения.

Наша цель — вовлечение родителей в педагогический процесс. Мы стремимся к тому, чтобы и дети и родители чувствовали себя в детском саду комфортно. Но как сделать, чтобы родители пошли на контакт, причем такой, который сплотил бы всех нас, не оставил равнодушными в деле воспитания наших детей?

Ночь

Профессиональный рост

Щипицина М.И. Мастер-классы для повышения психологической компетентности педагогов и родителей

Предлагаем вниманию читателей два мастер-класса для педагогов и родителей.

  • Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ (для педагогов)
  • Игры, помогающие договориться с собой (Для родителей)

Жданова Г.И. Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве дошкольников

Часто мы говорим не просто об инициативе, мышлении, успехах, прибавляя к этим понятиям определение «творческое», и не всегда задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили данное определение.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как известно, изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности служит выразительный образ.

Чудесный мир детства

Филичкина И.А. Записки педагога о детях

Я педагог с большим стажем, более 30 лет работаю в детском саду. Дети — это моя радость, гордость, забота. Многое пришлось пережить за эти годы. Но одно остается неизменным — любовь к этим дивным существам, которые приходят ко мне несмышленышами, а уходят сложившимися личностями.

Сегодня я хочу рассказать о детской любви, которая в будущем соединяет мужчину и женщину. Принято думать, что дети в детском саду слишком малы для этого. Детское сердечко открыто для любви к родным, знакомым и, конечно, же девочек к мальчикам и мальчиков к девочкам. И все призывы западных педагогов к унифицированному воспитанию детей без полового разделения нам не подходят.

Был в моей группе мальчик Анзор. Пришел маленький, пухлощекий, разговаривать толком не умел, но очень самостоятельный, спокойный, контактный. Никаких забот с едой, поведением не доставлял. Всегда при деле. Я его очень полюбила за добродушный нрав. Одно беспокоило: ребенок молчит, отвечает односложно, хотя и не избегает разговора с воспитателем. Как-то уже в старшей группе он отсутствовал около месяца: увезли в аул к дедушке. Вернулся он оттуда каким-то повзрослевшим. Мы все обрадовались. Конечно же, я выбрала время, чтобы расспросить ребенка, где он был, что делал. И тут его просто прорвало. Рассказал, как ходил в ауле в магазин, как доил корову, купался в речке, а самое главное, как с соседским мальчиком убегал и прятался от быка. С этого времени он и на занятиях стал активнее отвечать, и читать стихи на утренниках.

В его отсутствие у нас появилась новая девочка Дарина. Есть такие дети — просто звездочки. Она пришла и сразу покорила и взрослых и детей своей непосредственностью, умом, наблюдательностью и тем, что она как будто не только что вошла в коллектив, а была с нами всегда. Активная, инициативная, она сразу стала лидером среди девочек, даже прежний лидер Фатима с радостью уступила ей, а другой лидер Инна не соперничала, а сама стала более активной и изобретательной в играх. Среди девочек воцарился порядок, споры из-за игрушек, из-за распределения ролей в сюжетных играх почти прекратились. Конечно же, главные роли отводились Дарине и Инне, причем другие девочки уступали им охотно, без обид и скандалов. И я еще тогда подумала: вот это и есть настоящий лидер, его не назначают, он сам ведет, ему верят, идут за ним.

Вскоре я заметила, что Анзорик очень повеселел, стал включаться в общие игры и, со слов мамы, ждет не дождется, когда закончатся выходные. В детском саду жизнь детей регламентирована: прием пищи, занятия, прогулка. Прогулка для детей — свобода. Там они играют, рождаются дружба, привязанность, лучше узнают друг друга и выбирают тех, кто по душе. Душа Анзорика потянулась к Дарине. Но у детей не принято, чтобы мальчики играли с девочками (только если это игры, организованные воспитателем, когда дети играют вместе). А сами по себе девочки играют с девочками, мальчики — с мальчиками.

А Анзор стал проситься в девичьи игры: то роль папы на себя возьмет, то роль спасателя, то полицейского. И всегда он должен помочь, защитить, предупредить. Чтобы не сломать игру, воспитатель не вмешивается, а только наблюдает, находясь рядом. Девочки охотно принимали его, потому что он не смеялся над их играми, играл охотно. Но и друзей мальчиков не забывал: немного поиграет с девочками и бежит к мальчикам. Были у нас в группе и агрессивные мальчики (куда без них!), если в их игру включался Анзор, все шло без драк и обид.
В группе ненавязчиво начал подавать Дарине стульчик, старался сесть рядом с ней, поделиться принесенными конфетами и вообще не выпускал ее из вида и сам находился неподалеку. Но в прямой разговор не вступал, а она не замечала его мелких услуг, вся поглощенная своими делами. Как он хотел танцевать с ней на музыкальных занятиях! Но — увы! — он был ниже ее на целую голову. Ему доставались маленькие девочки.

Так прошло почти два года. Что чувствовала душа ребенка?

Об этом можно только догадываться. Мальчик подрос, куда делись пухлые щечки, молчаливость. Веселый, активный, но не навязчивый, скромный, разумный. Откуда все взялось в этом человечке? Думаю, любовь к девочке заставила его быть лучше всех.

Чем ему мы, взрослые, могли помочь? Это должен был он, еще маленький человек, сам пережить.

И вот, к концу подготовительной к школе группы, когда мы уже начали говорить о скором расставании, о том, кого в какую школу записали или собираются записать, когда уже шла подготовка к выпускному утреннику, подбегает ко мне перед прогулкой взволнованная Дарина и, протягивая записку, говорит, что нашла ее в своем шкафчике. Я спрашиваю ее: «Ты смогла прочитать?» Она отвечает, что по-письменному еще плохо читает. Я открываю записку. Там взрослым, но четким почерком написано то, что писали сотни мальчиков сотням девочек классе в 6—7-м: «Дарина! Давай с тобой дружить. Если согласна, оставь ответ в своем шкафу». Без подписи. У меня екнуло сердце. Как тут поступить? Порвать записку? Ничего не сказать девочке? Но она ведь уже что-то сумела прочесть. Обидеть мальчика, указав на него? Он же был тут. Я приняла такое решение: сказала девочке, что одному из наших мальчиков она нравится и он ей об этом написал, а как поступит она, пусть подумают вместе с мамой, и отдала ей записку. У Анзора отлегло от сердца. Мы вышли на прогулку. Какое-то время девочки еще щебетали по этому поводу, потом успокоились, заигрались. Анзор же ни с кем не играл, ходил, думал. Я, чтобы отвлечь мальчика, подозвала его к себе, поговорила о том, в какую школу он пойдет, хочет ли идти, как собирается учиться, похвалила за то, что он выразительно рассказал стихотворение, поет очень хорошо. Он отошел, включился в игру с мальчиками.

После обеда, готовясь к дневному сну, Дарина снова вспомнила про записку и стала рассказывать пришедшей на вторую смену воспитательнице о ней. Я в это время была в спальне и там были 3—4 мальчика. Один из них, Аскер, взглянул на меня и сказал, что знает, кто написал записку и может сказать. Анзорик как-то напрягся, поник. Но я сказала Аскеру: «Раз тот мальчик не захотел, чтобы все о нем узнали, значит и не надо никому ничего говорить». Аскер, тоже очень умный ребенок, все понял, никому ничего не сказал. Дарина отнесла записку домой, показала маме. Мама спрашивала у меня, кто это написал. Я ей наедине рассказала об Анзоре и его любви. И они решили молчанием обойти эту ситуацию. С мамой Анзора я тоже побеседовала, спросила, зачем она написала такую записку. Она ответила, что у Анзора дома Дарина не сходила с языка, и он попросил маму помочь ему рассказать о его чувствах. Мама не нашла ничего лучшего, как прибегнуть к такому школьному способу.

Как пережил молчание Анзор, я не знаю. Вскоре прошел выпускной утренник. И дети разлетелись по разным школам.

Мы набрали новых детей, жизнь пошла по новому кругу.

Но я часто вспоминаю и Анзорика и Дарину. Сейчас они уже взрослые. И желаю им обоим такой же большой и светлой любви, какая проснулась в их нежном возрасте.

Мошкова Е.В., Иванова Л.А. Чтобы мир вокруг «особого» ребенка стал добрее

Согласно законодательству в сфере дошкольного образования, инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными воз­можностями здоровья (ОВЗ), находясь в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от сверстников и реального общества, что еще больше ограничивает его развитие. Важно помнить, что несмотря на свои особенности ребенок с ОВЗ, как и любой другой, имеет право на обучение и развитие, отказывать ему в посещении детского сада негуманно и несправедливо.

Книжная полка

Спутник журнала


Поддержка детской инициативы и самостоятельности. На основе детского творчества. Часть 1

Представляем приложение к № 10 журнала «Воспитатель ДОУ»

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. На основе детского творчества. Часть 1

Автор — Н.А. Модель

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т.е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», представленных в первой части.

Ведущие виды детской деятельности — игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие представлены в различных формах работы с дошкольниками.
В первой части приведены различные виды деятельности по развитию самостоятельности и инициативности через физическое и социально-коммуникативное развитие. Во второй — через речевое и познавательное развитие. В третьей части описаны формы работы по художественно-эстетическому развитию.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию интегрируется с другими образовательными областями. Направления этой области: охрана и укрепление здоровья, формирование общей культуры дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие представляет собой направления социализации, приобщения к социокультурным нормам, традициям. Направления этой области обширны: усвоение норм и правил поведения в обществе, развитие целенаправленности и саморегуляции действий, общение со сверстниками и умение дружить и др.

Данное пособие помогает выявить особенности развития самостоятельности в процессе освоения образовательных областей и инициативности, непосредственно связанной с проявлением любознательности, пытливости ума, мышления и т.д.


Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть