При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Содержание
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка главного редактора
Исследования
В статье затрагиваются вопросы овладения слоговой структурой слова в процессе формирования речи у детей. В настоящее время часто встречаются случаи, когда дошкольники испытывают серьезные затруднения в этом, и им требуется помощь логопедов. Работа по коррекции слоговой структуры слова должна быть направлена на все компоненты речевого развития ребенка. Для решения данной задачи необходимо использовать комплекс методик, нацеленных на усвоение слоговой структуры слова при разной степени нарушения речи.
Новые формы работы
Цель: систематизация знаний о гласных звуках [а], [о], [у].
Задачи:
Предлагаем обсудить
Все, что нас окружает, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — это и многое другое подчинено определенному ритму. По словам Э. Жана-Далькроза, ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве.
В педагогическом аспекте логоритмика — система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому развитию детей, формированию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, эмоциональной отзывчивости и музыкально-ритмического чувства. Она учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности, расширяет певческий диапазон.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, развивают общую и мелкую моторику, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа, что в дальнейшем помогает поставить правильное звукопроизношение.
Методическая гостиная
В статье представлена методическая разработка обучающего инклюзивного театра как средства введения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в социально-коммуникативную среду в условиях детского сада.
Представлен сценарий обучающего театрализованного представления в старшей группе компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.
Предлагаемый проект направлен на расширение и активизацию лексико-грамматических конструкций, формирование связного речевого высказывания, автоматизацию звукопроизношения во время совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми и включает в себя ряд занятий.
Цель проекта: активизация индивидуальных речевых и творческих возможностей детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при создании газеты «С Новым годом!».
Приглашаем на занятие
В интегрированном занятии по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты старших дошкольников представлен авторский подход учителя-логопеда и педагога-психолога к обучению детей через сенсорную интеграцию. Дети знакомятся со сказочными персонажами.
Цель: ознакомление со звуком [c] и буквой С.
Досуги и развлечения
Задачи:
Игры и оборудование
Цель: развитие психоречевых функций у детей дошкольного возраста.
Данную игру рекомендовано использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях в старшей и подготовительной к школе группах.
Игра создает комфортные условия для дошкольников на логопедических занятиях и превращает монотонную работу в увлекательную деятельность. В результате ребенок сам понимает необходимость приобретения новых знаний и овладения различными навыками и умениями. В процессе игры у ребенка развиваются познавательные способности, саморегуляция (внимание, память, воображение). Если на занятиях он выполняет задания взрослого, то в игре решает свою проблему самостоятельно. Поэтому дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: служит и методом формирования знаний и умений, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Авторы статьи разработали систему дидактических игр, созданных из выставочного ковролина. Предлагаемые пособия многофункциональны, могут быть использованы учителями-логопедами для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Комплексный подход к преодолению нарушений в развитии дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) предполагает активное участие в коррекционной работе всех специалистов ДОО и, конечно, родителей.
Для активизации взаимодействия семьи и специалистов ДОО авторы создали интерактивное пособие «Березка познаний» (см. фото). Оно представляет собой цветные конвертики с играми и заданиями. «Березка познаний» может использоваться как наглядное пособие на занятиях дефектолога по ознакомлению с окружающим миром, развитию элементарных математических представлений, на занятиях логопеда по развитию речи, а также воспитателя в различных видах деятельности. Его можно легко переносить и модифицировать.
Взаимодействие с семьей
Цель: развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников и позитивных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Влияние семьи на развитие ребенка трудно переоценить. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем с обучением, общением. И наоборот, нарушение детско-родительских отношений, как правило, ведет к появлению различных психологических проблем. Поэтому работа с семьей — важное направление деятельности детского психолога.
Практика психолого-педагогической работы в реабилитационном центре для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата показала, что родители не всегда понимают своего ребенка, не всегда способны решить его проблемы. Мамы и папы нуждаются в помощи психолога. Авторы статьи столкнулись с тем, что родители активнее взаимодействуют со специалистами, если им не навязывать свои взгляды и волю, а устанавливать партнерские отношения с семьей.
Так у авторов возникла идея создания при психологической службе Центра родительского клуба.
Методика коррекционной работы
Едва найдется среди нас кто-то, кто не любил бы слушать сказки, читать их, мечтать о волшебных вещах, сказочных приключениях и чудесах. Это только на первый взгляд сказка — забава и развлечение для малышни.
Даже взрослые могут найти в сказках много поучительного для себя. В них всегда побеждает добро, что очень важно в воспитании детей. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании это останется. Сказка должна широко использоваться в воспитании ребенка. Через нее легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Как сделать обучение и воспитание наиболее эффективными? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению?
Довольно сложно решить все эти задачи сразу. Авторы используя театрализованную деятельность, создали творческий проект «В театр играем — речь развиваем», в котором сказка занимает ведущее место.
В настоящее время существенно увеличилось количество детей, испытывающих серьезные трудности в процессе обучения. Как правило, никакой грубой патологии в развитии таких учащихся не выявляется. Их неуспешность в усвоении школьной программы вызывает недоумение у многих родителей, а иногда и у учителей.
В основе отклоняющегося развития лежат разнообразные патогенетические церебральные механизмы детской психологической дезадаптации. Одной из наиболее эффективных технологий, позволяющих грамотно квалифицировать синдромы отклоняющегося развития и выбрать наиболее адекватный и индивидуализированный путь преодоления имеющихся трудностей, служит технология комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка, в основе которой лежит метод замещающего онтогенеза.
Суть данного метода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Поэтому в начале коррекционного процесса необходимо отдавать предпочтение двигательным методам. При выполнении определенных упражнений ребенок неминуемо задействует такие психические функции, как восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. В результате создастся предпосылка для участия этих процессов в овладении математическими знаниями, чтением, письмом.
Молодому логопеду
Цель: актуализация знаний по лексической теме «Посуда».
Секреты профессии
Задачи:
У обычно развивающихся детей предпосылки к пониманию речи начинают формироваться к семи месяцам. Сначала они находят по слову предмет, располагающийся все время на одном месте, затем независимо от местоположения; узнают игры-потешки и реагируют на них разученным действием, например хлопают в ладоши. Это происходит в результате естественного общения близких взрослых с малышом.
У детей с ментальными нарушениями предпосылки к пониманию речи развиваются намного позже или не развиваются вовсе. Это зависит от степени интеллектуальной недостаточности. У данной категории детей с трудом формируется связь между словом и объектом. Ребенок может часто видеть одни и те же предметы, например игрушки, слышать их названия, но поисковая реакция на вопрос «Где?» у него не формируется. Таким детям для развития предпосылок к пониманию речи недостаточно обычного естественного общения со взрослым. Для них нужны специальные занятия, на которых используются особые приемы. Занятия будут эффективными, если на них будет соблюдаться принцип многократности повторения, использоваться прием предоставления большого контекста к названию предмета. При этом при восприятии предмета нужна опора на несколько анализаторов (слух, зрение, тактильное ощущение, обоняние, вкус).
Проблема нарушения письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку специфические ошибки, допускаемые детьми при письме и чтении, в дальнейшем значительно осложняют усвоение учебной программы. Анализ исследования по выявлению предпосылок к дисграфии у детей 6—7 лет, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) старших дошкольников не готовы к началу школьного обучения, следовательно, им будет трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Русский язык сложен по своей структуре, поэтому, чем раньше начать обучать ребенка чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе. Сегодня перед дошкольной логопедией ставятся задачи своевременного выявления и преодоления расстройств письменной речи, чтобы не допускать их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность ребенка.
Проведенные автором обследования показали, что нарушения письменной речи у детей возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического, лексико-грамматического и нарушения ряда функций неречевого характера: процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций.
Добрые странички
Книжная полка
Смешные странички
Новый год — это праздник для всех. Много снега и много подарков. Но в жарких странах нет снега. И Дед Мороз к ним не приходит. Приходит Санта-Клаус.
Дима, 5 лет
Новый год — это елка и игрушки, и праздники, и салаты разные, и мандарины.
Наташа, 4 года
Новый год — это всегда весело. Много подарков и все красивые. И никто не спит!
Оксана, 4 года
Когда Новый год, то мы идем в театр. А потом гуляем и зажигаем Елку. И везде много людей, потому что все любят праздники.
Сергей, 4 года
Знаете ли вы?
В ведении Департамента социальной защиты населения города Москвы находятся 55 Школ приемных родителей (ШПР). Все школы получили полномочия на проведение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С сентября 2012 г. подготовка обязательна для всех кандидатов в приемные родители. Цель занятий — оказание психолого-педагогической и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка. Гражданин может сам выбирать организации для прохождения курса. Подготовка осуществляется бесплатно.
Общая продолжительность курса — не менее 48 ч. Подготовка в ШПР осуществляется в соответствии с Порядком и Программой, утвержденными Департаментом социальной защиты населения. В конце обучения гражданин получает Свидетельство государственного образца.
Источник: www.dszn.ru
Указатель статей журнала «логопед» за 2016 год
Колонка главного редактора
Гость номера
Исследования
Новые формы работы
Предлагаем обсудить
Методическая гостиная
Приглашаем на занятие
Досуги и развлечения
Игры и оборудование
Дискуссия. Спорные вопросы
Взаимодействие с семьей
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть