При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения:
Авторы:
Колонка редактора
Семья — уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», безусловного безоценочного принятия, поддержку и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, здесь происходят его социальное рождение, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Разработка ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, один из которых — организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Именно особенности взаимодействия педагогов и родителей, повышение роли последних в обеспечении качества дошкольного образования нашли отражение во ФГОС ДО. Задачи, стоящие сегодня перед дошкольным образованием, повышают ответственность родителей за результативность образовательной деятельности в детском саду, так как родительская общественность заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. Развитие современного дошкольного образования направлено на открытость дошкольной организации, предполагающую участие общества в жизни ДОО.
Задача дошкольной организации — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, что нацеливает детский сад на поиск новых подходов, эффективных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, на создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Ранний возраст — уникальный неповторимый период, имеющий огромное значение для последующей жизни человека. Чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, родителям важно знать общие закономерности этого процесса, уметь создавать условия, которые помогли бы ему реализовать возможности, заложенные в нем природой.
Для этого в ДОО организован консультационный пункт «Мамина школа» для родителей, чьи дети не посещают детский сад (табл. 1).
Работа консультационного пункта способствует повышению качества образования, улучшению материально-методического обеспечения образовательного процесса, популяризации деятельности ДОО среди родителей (создание положительного имиджа).
Организация консультационного пункта «Мамина школа» в ДОО проводилась поэтапно (см. схему в журнале).
1. Общие положения
В основу диагностики исследовательской деятельности положены три утверждения:
Несмотря на то что в ходе исследовательской деятельности воспитанники изучают поведение черепахи и хомячка, экспериментируют с магнитом и воздухом, знакомятся со строением семени фасоли и своего глаза, в программе не предусмотрен контроль объема полученных знаний. Главная цель контроля — динамика формирования личностных качеств ребенка при осуществлении исследовательской деятельности.
Одно из приоритетных направлений информатизации современного общества — информатизация образования, т.е. обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Использование информационных технологий облегчает работу персонала детского сада и обеспечивает доступ к информации.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к производительному и творческому труду. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, повышают эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
С целью создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса (администрация, педагоги, дети и их родители), в детском саду № 90 разработан и внедряется проект «Информационное пространство ДОО».
В течение трех лет педагоги детского сада № 2 используют алгоритм взаимодействия с родителями, разработанный заведующим детского сада Л.Т. Щемелевой на основе научных разработок канд. пед. наук Л.Г. Магальник.
Данный алгоритм предполагает несколько этапов работы.
1-й — подготовительный.
Цель: повышение уровня компетентности в области семейного воспитания, социального развития.
2-й — информационно-аналитический.
Цель: изучение семей для выявления их интересов, потребностей, запросов; определение уровня образования родителей, типа семейного воспитания.
3-й — мотивационно-целевой.
Цель: постановка целей и задач, побуждение родителей к достижению целей.
4-й — организационный.
Цель: определение взаимосвязей между специалистами, распределение функционала.
5-й — планирование мероприятий по достижению поставленных целей.
Цель: составление планов работы на год, месяц, неделю.
6-й — реализация плана.
Цель: проведение разнообразных форм и методов работы с родителями для достижения поставленной цели.
7-й — заключительный.
Подведение итогов, определение перспектив дальнейшей работы.
Для определения всех аспектов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи были изучены Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Семейный кодекс, Устав ДОО, Родительский договор.
Во всех документах подчеркивается, что родители являются первыми воспитателями. Именно в семье закладываются основы физического, социально-нравственного, интеллектуального развития ребенка.
Основная общеобразовательная программа детского сада также должна реализоваться во взаимодействии с родителями. Только когда между семьей и детским садом устанавливаются контакт и взаимопонимание, можно добиться успеха в развитии и воспитании детей.
Одна из проблем в дошкольном образовательном пространстве г. Таганрога — актуализация внимания педагогов к вопросам управления качеством образования. В городе функционируют 54 дошкольные образовательные организации, из них 10 ДОО реализуют программу Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости». Руководители, заместители заведующих по воспитательно-методической работе (ВМР), воспитатели, помощники воспитателей ежегодно в течение 11 лет являются активными участниками авторского семинара, проходящего в городе на базе МАДОУ д/с № 66 (заведующий Г.Г. Рябченко). На муниципальном уровне осуществляется консультативная поддержка внедрения и применения программ самообразования, освоения современных образовательных технологий, в том числе во взаимодействии с факультетом дошкольного начального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». (Далее — ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.)
Знакомство с автором программы «Детский сад — дом радости» состоялась в 2003 г. на семинаре ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в Ростове-на-Дону. В течение нескольких дней участники семинара погружались в удивительный мир, называемый детством.
Участие в семинаре позволило увидеть, как педагог может воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу ребенка, что представляет собой эффективное средство формирования разносторонней, творческой, инициативной личности.
Участники семинара могли ознакомиться с формами и видами работы по формированию ключевых компетенций у воспитанников и педагогов, с особенностями организации непосредственно образовательной деятельности в ДОО.
Новизна программы — разработанная автором технология реализации содержания законченных циклов профессионального педагогического общения с детьми. Организованная деятельность строится на основе деятельностного подхода по развернутой программе ориентированных способов реализации педагогической деятельности, учитывающих типологические, половозрастные, а также индивидуальные варианты психофизического развития ребенка. Впервые программа отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания, что сегодня является приоритетным во ФГОС ДО.
Планирование воспитательно-образовательного процесса — сложное и ответственное направление в работе воспитателя. Без планирования организованной образовательной деятельности задачи, поставленные в области дошкольного образования, не могут решаться в полном объеме.
В детском саду № 17 педагоги, планируя образовательную деятельность с детьми, используют технологические карты. Они составляют технологические карты ежедневной работы, при участии в профессиональных конкурсах, проведении в педагогических коллективах открытых мероприятий на городских неделях профессионального мастерства и т.д., при освоении различных образовательных технологий, когда необходим способ их детального описания.
Один из таких способов описания — технологические карты. В последние годы их применение заняло важное место в образовании. Технологическая карта занятия — современная форма методической продукции, обеспечивающая качественную и эффективную организацию образовательной деятельности и возможность достижения планируемых результатов при освоении основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО.
Учить учиться — главная задача современного образования. В нынешнем веке требуются активные, инициативные, творческие, изобретательные личности, способные успешно приспосабливаться к меняющимся условиям и эффективно применять свои способности в деятельности, добиваясь успехов. Одним словом, сегодня обществу нужен человек нового деятельностного типа.
Осознавая важность смены акцентов в современном дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО и учитывая, что данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования конструктивного отношения к возникающим трудностям и приобретения первичного опыта по преодолению затруднений, коллектив детского сада в 2011 г. стал участвовать в федеральном педагогическом эксперименте «Механизмы реализации ФГОС ДО на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО — начальная школа — средняя школа» (научный руководитель — д-р пед. наук Л.Г. Петерсон, директор центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО). Одна из целей эксперимента — апробация примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой). В основу программы положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в современном образовании и представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Сущность метода состоит в том, что ребенку не даются готовые знания, он учится их находить разными способами в различных, адекватных дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, речевой и т.д.). На дошкольной ступени модификацией деятельностного метода является технология «Ситуация» (в интерпретации Е.Ю. Протасовой). Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, перепроектирования, переработки информации и ее осмысления. У них есть возможность обсуждать, действовать, переделывать, добавлять, отстаивать свою точку зрения и т.д. В процессе образовательной деятельности педагог создает ситуации затруднения, которые учат детей преодолевать преграды, не бояться ошибаться и быть успешными.
Библиографический указатель. Книги по теме «Эффективные формы работы с семьей»
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М., 2009.
2. Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М., 2006.
3. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО. М., 2016.
4. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012.
5. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2010.
6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. М., 2012.
7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., 2010.
9. Иванова Т.Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. Метод. пособие. М., 2012.
10. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Метод. рекомендации. М., 2010.
11. Коломийченко Л.В. Я — компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников. М., 2013.
12. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2012.
13. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Метод. пособие для педагогов и родителей. М., 2016.
14. Микляева Н.В. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. М., 2010.
15. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. М., 2013.
16. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Метод. пособие. М., 2008.
17. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М., 2007.
18. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. М., 2012.
19. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». М., 2012.
20. Прищепа С.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. М., 2013.
21. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие. М., 2006.
23. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сб. мат-лов. М., 2013.
24. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы. М., 2007.
25. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном. Моя семья. Беседы и сказки для детей. М., 2015.
Указатель статей журнала «Методист ДОУ» за 2016 г.
Колонка редактора
Указатель приложений к журналу «Управление ДОУ» за 2016 год
№ 1. Вифлеемский А.Б. Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию.
№ 2. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками.
№ 3. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО.
№ 4. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов и формирование образовательной программы детского сада.
№ 5. Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля.
№ 6. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы ДОО.
№ 7. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Положения, регламентирующие деятельность ДОО. Книга 2.
№ 8. Белоусова Р.Ю., Новоселова А.Н., Подоплелова Н.М. Управление ДОО в условиях нового законодательства.
№ 9. Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю., Дурнова И.Н. Информатизация дошкольной образовательной организации.
№ 10. Каратаева Н.А., Крежевских О.В., Барабаш В.Г. Стандартизация и вариативность дошкольного образования.
Книжная полка
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть