• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Методист ДОУ №18/2016

Методист ДОУ №18/2016

Содержание

Редакционный совет

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • Детский сад № 2, г. Байкальск Иркутской обл.
  • Детский сад № 17 «Сказка», г. Усть-Илимск Иркутской обл.
  • Детский сад № 45, г. Сыктывкар
  • Детский сад № 88 для детей раннего возраста, г. Ярославль
  • Детский сад № 90, г. Братск
  • Детский сад «Гусельки», пос. Шексна Вологодской обл.
  • Ильинский детский сад, с. Ильинка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл.
  • Научно-методический центр Управления образования города Таганрога, г. Таганрог

Авторы:

  • Аверина Галина Александровна
  • Бокова Марина Викторовна
  • Василькова Любовь Павловна
  • Иванова Александра Ивановна
  • Лукьяненко Вера Николаевна
  • Ожегова Юлия Юрьевна
  • Орлова Галина Ивановна
  • Полякова Елена Михайловна
  • Сизова Люсета Михайловна
  • Скандакова Галина Витальевна


Колонка редактора

Актуальная тема


Скандакова Г.В. Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДО

Семья — уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», безусловного безоценочного принятия, поддержку и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, здесь происходят его социальное рождение, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Разработка ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, один из которых — организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Именно особенности взаимодействия педагогов и родителей, повышение роли последних в обеспечении качества дошкольного образования нашли отражение во ФГОС ДО. Задачи, стоящие сегодня перед дошкольным образованием, повышают ответственность родителей за результативность образовательной деятельности в детском саду, так как родительская общественность заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. Развитие современного дошкольного образования направлено на открытость дошкольной организации, предполагающую участие общества в жизни ДОО.

Задача дошкольной организации — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, что нацеливает детский сад на поиск новых подходов, эффективных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, на создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

  • При создании комплекса условий для участия родителей в образовательной деятельности и вовлечения их в эффективные формы сотрудничества работа в детском саду № 45, г. Сыктывкар, проводилась в трех направлениях:
  • повышение педагогической культуры родителей, совместная работа по обмену опытом;
  • вовлечение родителей в активные образовательные формы сотрудничества;
  • участие родителей в управлении детским садом.



Полякова Е.М. Организация работы консультационного пункта «Мамина школа»

Ранний возраст — уникальный неповторимый период, имеющий огромное значение для последующей жизни человека. Чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, родителям важно знать общие закономерности этого процесса, уметь создавать условия, которые помогли бы ему реализовать возможности, заложенные в нем природой.

Для этого в ДОО организован консультационный пункт «Мамина школа» для родителей, чьи дети не посещают детский сад (табл. 1).

Работа консультационного пункта способствует повышению качества образования, улучшению материально-методического обеспечения образовательного процесса, популяризации деятельности ДОО среди родителей (создание положительного имиджа).

Организация консультационного пункта «Мамина школа» в ДОО проводилась поэтапно (см. схему в журнале).


Педагогическая наука


Иванова А.И., Аверина Г.А. К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников

1. Общие положения

В основу диагностики исследовательской деятельности положены три утверждения:

  • «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности» [11] (ФГОС ДО, п. 2.6);
  • «…содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее» [10] (Комментарии к разделу II пункта 2.7, первый абзац);
  • В дошкольном возрасте знания — не самоцель, а только средство развития личности [6].

Несмотря на то что в ходе исследовательской деятельности воспитанники изучают поведение черепахи и хомячка, экспериментируют с магнитом и воздухом, знакомятся со строением семени фасоли и своего глаза, в программе не предусмотрен контроль объема полученных знаний. Главная цель контроля — динамика формирования личностных качеств ребенка при осуществлении исследовательской деятельности.


Правовой справочник

  • Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
  • Письмо Минобрнауки России № НТ-664/08, Профсоюза работников народного образования и науки России № 269 от 16 мая 2016 года «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»

Из опыта работы ДОО


Ожегова Ю.Ю. Информационные технологии в работе педагогов

Одно из приоритетных направлений информатизации современного общества — информатизация образования, т.е. обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Использование информационных технологий облегчает работу персонала детского сада и обеспечивает доступ к информации.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к производительному и творческому труду. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, повышают эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

С целью создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса (администрация, педагоги, дети и их родители), в детском саду № 90 разработан и внедряется проект «Информационное пространство ДОО».



Бокова М.В., Василькова Л.П. Алгоритм работы с семьей по формированию социально-личностных качеств дошкольников

В течение трех лет педагоги детского сада № 2 используют алгоритм взаимодействия с родителями, разработанный заведующим детского сада Л.Т. Щемелевой на основе научных разработок канд. пед. наук Л.Г. Магальник.

Данный алгоритм предполагает несколько этапов работы.

1-й — подготовительный.

Цель: повышение уровня компетентности в области семейного воспитания, социального развития.

2-й — информационно-аналитический.

Цель: изучение семей для выявления их интересов, потребностей, запросов; определение уровня образования родителей, типа семейного воспитания.

3-й — мотивационно-целевой.

Цель: постановка целей и задач, побуждение родителей к достижению целей.

4-й — организационный.

Цель: определение взаимосвязей между специалистами, распределение функционала.

5-й — планирование мероприятий по достижению поставленных целей.

Цель: составление планов работы на год, месяц, неделю.

6-й — реализация плана.

Цель: проведение разнообразных форм и методов работы с родителями для достижения поставленной цели.

7-й — заключительный.

Подведение итогов, определение перспектив дальнейшей работы.

Для определения всех аспектов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи были изучены Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Семейный кодекс, Устав ДОО, Родительский договор.

Во всех документах подчеркивается, что родители являются первыми воспитателями. Именно в семье закладываются основы физического, социально-нравственного, интеллектуального развития ребенка.

Основная общеобразовательная программа детского сада также должна реализоваться во взаимодействии с родителями. Только когда между семьей и детским садом устанавливаются контакт и взаимопонимание, можно добиться успеха в развитии и воспитании детей.



Лукьяненко В.Н. Повышение профессионализма педагогов ДОО в условиях реализации программы «Детский сад — дом радости»

Одна из проблем в дошкольном образовательном пространстве г. Таганрога — актуализация внимания педагогов к вопросам управления качеством образования. В городе функционируют 54 дошкольные образовательные организации, из них 10 ДОО реализуют программу Н.М. Крыловой «Детский сад — дом радости». Руководители, заместители заведующих по воспитательно-методической работе (ВМР), воспитатели, помощники воспитателей ежегодно в течение 11 лет являются активными участниками авторского семинара, проходящего в городе на базе ­МАДОУ д/с № 66 (заведующий Г.Г. Рябченко). На муниципальном уровне осуществляется консультативная поддержка внедрения и применения программ самообразования, освоения современных образовательных технологий, в том числе во взаимодействии с факультетом дошкольного начального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». (Далее — ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.)

Знакомство с автором программы «Детский сад — дом радости» состоялась в 2003 г. на семинаре ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в Ростове-на-Дону. В течение нескольких дней участники семинара погружались в удивительный мир, называемый детством.

Участие в семинаре позволило увидеть, как педагог может воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу ребенка, что представляет собой эффективное средство формирования разносторонней, творческой, инициативной личности.

Участники семинара могли ознакомиться с формами и видами работы по формированию ключевых компетенций у воспитанников и педагогов, с особенностями организации непосредственно образовательной деятельности в ДОО.

Новизна программы — разработанная автором технология реализации содержания законченных циклов профессионального педагогического общения с детьми. Организованная деятельность строится на основе деятельностного подхода по развернутой программе ориентированных способов реализации педагогической деятельности, учитывающих типологические, половозрастные, а также индивидуальные варианты психофизического развития ребенка. Впервые программа отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания, что сегодня является приоритетным во ФГОС ДО.


Планирование


Сизова Л.М. Технологические карты образовательной деятельности

Планирование воспитательно-образовательного процесса — сложное и ответственное направление в работе воспитателя. Без планирования организованной образовательной деятельности задачи, поставленные в области дошкольного образования, не могут решаться в полном объеме.

В детском саду № 17 педагоги, планируя образовательную деятельность с детьми, используют технологические карты. Они составляют технологические карты ежедневной работы, при участии в профессиональных конкурсах, проведении в педагогических коллективах открытых мероприятий на городских неделях профессионального мастерства и т.д., при освоении различных образовательных технологий, когда необходим способ их детального описания.

Один из таких способов описания — технологические карты. В последние годы их применение заняло важное место в образовании. Технологическая карта занятия — современная форма методической продукции, обеспечивающая качественную и эффективную организацию образовательной деятельности и возможность достижения планируемых результатов при освоении основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО.


Творческие мастерские


Орлова Г.И. Реализация деятельностного метода на примере математического развития дошкольников

Учить учиться — главная задача современного образования. В нынешнем веке требуются активные, инициативные, творческие, изобретательные личности, способные успешно приспосабливаться к меняющимся условиям и эффективно применять свои способности в деятельности, добиваясь успехов. Одним словом, сегодня обществу нужен человек нового деятельностного типа.

Осознавая важность смены акцентов в современном дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО и учитывая, что данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования конструктивного отношения к возникающим трудностям и приобретения первичного опыта по преодолению затруднений, коллектив детского сада в 2011 г. стал участвовать в федеральном педагогическом эксперименте «Механизмы реализации ФГОС ДО на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО — начальная школа — средняя школа» (научный руководитель — д-р пед. наук Л.Г. Петерсон, директор центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО). Одна из целей эксперимента — апробация примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой). В основу программы положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в современном образовании и представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Сущность метода состоит в том, что ребенку не даются готовые знания, он учится их находить разными способами в различных, адекватных дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, речевой и т.д.). На дошкольной ступени модификацией деятельностного метода является технология «Ситуация» (в интерпретации Е.Ю. Протасовой). Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, перепроектирования, переработки информации и ее осмысления. У них есть возможность обсуждать, действовать, переделывать, добавлять, отстаивать свою точку зрения и т.д. В процессе образовательной деятельности педагог создает ситуации затруднения, которые учат детей преодолевать преграды, не бояться ошибаться и быть успешными.


Библиографический указатель. Книги по теме «Эффективные формы работы с семьей»


Книги по теме «Эффективные формы работы с семьей», вышедшие в издательстве «ТЦ Сфера»

1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М., 2009.

2. Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М., 2006.

3. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО. М., 2016.

4. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012.

5. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2010.

6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. М., 2012.

7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.

8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., 2010.

9. Иванова Т.Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. Метод. пособие. М., 2012.

10. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Метод. рекомендации. М., 2010.

11. Коломийченко Л.В. Я — компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников. М., 2013.

12. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2012.

13. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Метод. пособие для педагогов и родителей. М., 2016.

14. Микляева Н.В. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. М., 2010.

15. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. М., 2013.

16. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Метод. пособие. М., 2008.

17. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М., 2007.

18. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. М., 2012.

19. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». М., 2012.

20. Прищепа С.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. М., 2013.

21. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие. М., 2006.

23. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сб. ­мат-лов. М., 2013.

24. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы. М., 2007.

25. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном. Моя семья. Беседы и сказки для детей. М., 2015.


Указатель статей журнала «Методист ДОУ» за 2016 г.


Список статей за 2016 год

Колонка редактора

  • Боякова Е.В. Возможен ли менеджмент в группе детского сада? № 17, с. 5
  • Боякова Е.В. Один в поле не воин № 18, с. 5

Актуальная тема

  • Полякова Е.М. Организация работы консультационного пункта «Мамина школа» № 18, с. 16
  • Скандакова Г.В. Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДО № 18, с. 6
  • Файзуллаева Е.Д. Управленческая компетентность педагога дошкольного образования № 17, с. 6

Педагогическая наука

  • Иванова А.И., Аверина Г.А. К вопросу о диагностике исследовательского развития дошкольников № 18, с. 30
  • Мухина С.Н. Развитие двигательной сферы детей в условиях реализации ФГОС ДО № 17, с. 24

Правовой справочник

  • Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом № 17, с. 38
  • Концепция «Русская школа за рубежом» № 17, с. 48
  • Письмо Минобрнауки России № НТ-664/08, Профсоюза работников народного образования и науки России № 269 от 16 мая 2016 года «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» № 18, с. 70
  • Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года № 18, с. 42

Из опыта работы ДОО

  • Бокова М.В., Василькова Л.П. Алгоритм работы с семьей по формированию социально-личностных качеств дошкольников № 18, с. 87
  • Горобец В.Б. Организация трудового воспитания в ДОО № 17, с. 76
  • Лукьяненко В.Н. Повышение профессионализма педагогов ДОО в условиях реализации программы «Детский сад — дом радости» № 18, с. 92
  • Ожегова Ю.Ю. Использование информационных технологий для взаимодействия с участниками образовательного процесса в ДОО № 18, с. 76
  • Чернавина Т.В. Управление процессом преемственности дошкольного и начального общего образования № 17, с. 56

Планирование

  • Сизова Л.М. Технологические карты образовательной деятельности № 18, с. 98
  • Феденчук Е.В. Планирование содержания воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО № 17, с. 80

Творческие мастерские

  • Левшина Н.И. Развиваем навыки общения № 17, с. 92
  • Орлова Г.И. Реализация деятельностного метода на примере развития математических представлений у дошкольников № 18, с. 108
  • Шарабурова Л.В. Авторские игры и сказки по кубановедению № 17, с. 99

Картотека игр и игрушек

  • Артемьева Н.Н. Занятия с игровым комплектом «Пертра» № 17, с. 112
  • Обухова М.А. Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек № 17, с. 108


Указатель приложений к журналу «Управление ДОУ» за 2016 год


Список приложений

№ 1. Вифлеемский А.Б. Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию.

№ 2. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками.

№ 3. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО.

№ 4. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов и формирование образовательной программы детского сада.

№ 5. Белая К.Ю. Руководство ДОО. Организация внутреннего контроля.

№ 6. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы ДОО.

№ 7. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Положения, регламентирующие деятельность ДОО. Книга 2.

№ 8. Белоусова Р.Ю., Новоселова А.Н., Подоплелова Н.М. Управление ДОО в условиях нового законодательства.

№ 9. Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю., Дурнова И.Н. Информатизация дошкольной образовательной организации.

№ 10. Каратаева Н.А., Крежевских О.В., Барабаш В.Г. Стандартизация и вариативность дошкольного образования.


Книжная полка

Вести из Сети

Как подписаться

Анонс 

 

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению