• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Логопед № 3/2017

Логопед № 3/2017

Тема номера

«Аутизм: пути помощи»

Содержание

Индекс


Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

Учреждения:

  • ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево», Москва
  • ГБОУ «Школа № 1133», Москва
  • ГБПОУ «Технологический колледж № 21» (Школа для детей с ОВЗ «Благо»), Москва
  • ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки», Москва
  • ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», Москва
  • ГКУ ЦССВ «Центральный», Москва
  • ДТСЗН ГАУ НПЦ МСР им. Л.И. Швецовой, Москва
  • Кафедра коррекционной педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ, г. Уфа, Республика Башкортостан
  • Кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
  • КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5», г. Норильск Красноярского края
  • КГОБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад IV вида», г. Владивосток Приморского края
  • МАДОУ д/с № 61, г. Сыктывкар, Республика Коми
  • МБДОУ «Семицветик», пос. Кез, МО Кезский р-н, Удмуртская Республика
  • МБДОУ ЦРР — д/с № 1 «Гузель», с. Бураево, Республика Башкортостан
  • МБОУ «Образовательный центр “Созвездие”», г. Красногорск Московской обл.
  • Отделение социализации семей с детьми с особенностями развития ГБУ ЦПСиД «Косино-Ухтомский», Москва
  • СП д/с «Сказка» ГБОУ СОШ № 1, пгт Суходол Самарской обл.
  • СП д/с № 4 ГБОУ СОШ № 8, г. Октябрьск Самарской обл.
  • СП д/с «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск Самарской обл.
  • ЦРР «Детский университет», Москва
  • ЦРР — вспомогательная школа № 11, г. Баку, Азербайджан

Авторы:

  • Абуталипова Эльза Насибулловна
  • Ахметшина Анастасия Алексеевна
  • Береза Ирина Юрьевна
  • Бутенко Оксана Олеговна
  • Великодняя Наталья Александровна
  • Вишнякова Елена Юрьевна
  • Власюк Анастасия Сергеевна
  • Гайдук Любовь Леонидовна
  • Гулидова Валерия Юрьевна
  • Данилевич Татьяна Александровна
  • Едокова Оксана Владимировна
  • Елисова Галина Егоровна
  • Жигалова Инна Станиславовна
  • Жолудь Ирина Васильевна
  • Жулина Елена Викторовна
  • Кайдан Ирина Николаевна
  • Корабельникова Ангелина Геннадьевна
  • Кязымова Эсмира Рафик
  • Луканова Лариса Аркадьевна
  • Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
  • Максудов Михаил Юрьевич
  • Мироненко Наталья Владимировна
  • Нагорнова Ольга Валентиновна
  • Нурмухаметова Лариса Рафиловна
  • Ованова Татьяна Николаевна
  • Романова Елизавета Александровна
  • Серебрякова Юлия Витальевна
  • Сюрин Сергей Николаевич
  • Таламанова Ярослава Игоревна
  • Федюшина Ирина Сергеевна
  • Фролова Наталия Петровна
  • Юсупова Гузель Хафизовна


Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования


Власюк А.С., Жулина Е.В. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР

В статье описаны нарушения фонематических процессов и представлен комплекс логопедических занятий, направленных на их коррекцию. Коррекционное воздействие должно применяться с учетом возрастных, психических и индивидуальных особенностей детей.



Максудов М.Ю. Сопровождение детей с РАС

В статье освещены разные формы взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенности абилитационного маршрута, представлена модель работы с родителями.


Новые формы работы


Нагорнова О.В. Поможем Слышу. Занятие с использованием модели символов для обучения грамоте детей 5—7 лет с ОНР

В статье представлен опыт работы по использованию мануального (ручного) сопровождения речевых звуков. Символы формируют навыки выделения главного, развивают мыслительные процессы, поддерживают интерес к занятию, что особенно значимо для детей с нарушениями речи.



Романова Е.А., Корабельникова А.Г. Визуальные стимулы для организации взаимодействия с детьми с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью

В статье представлен опыт по использованию визуальных стимулов для организации взаимодействия с детьми с нарушениями в развитии. Визуальные стимулы позволяют команде специалистов проследить динамику развития ребенка.


Предлагаем обсудить


Жигалова И.С. Организация лекотеки для детей с ОВЗ в ДОО

В статье описывается опыт работы лекотеки для детей с ОВЗ в сельской местности. Представлены индивидуальные игровые занятия с детьми.



Фролова Н.П. Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии

В статье представлен ряд специальных приемов логопедического массажа для устранения дизартрии у ребенка с гипотонусом, нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия.


Методическая гостиная


Абуталипова Э.Н., Юсупова Г.Х., Нурмухаметова Л.Р. Работа учителя-логопеда с ребенком с РАС в условиях логопункта ДОО. Из опыта работы

В статье рассмотрен опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-педагогической помощи аутичным детям и их семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционного процесса.


Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие


Кязымова Э.Р. Артикуляционные упражнения на логопедических занятиях c детьми с аутизмом

Логопедические занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра отличаются от занятий с детьми с речевыми нарушениями. В статье дается методика проведения занятий и использование артикуляционных упражнений.



Кайдан И.Н. Специфика работы логопеда по формированию речи у детей 3—5 лет с аутизмом

В статье представлена работа по формированию речи у детей с аутизмом. Приведены занятия по коррекции речи этой категории дошкольников.


Досуги и развлечения


Ованова Т.Н., Береза И.Ю. Круг как модель интегративного взаимодействия детей раннего возраста с ОВЗ

В статье представлен опыт взаимодействия детей раннего возраста с нарушениями в развитии на основе занятий в кругу, приведена структура занятий, описаны примеры игр.


Игры и оборудование


Едокова О.В., Вишнякова Е.Ю. Логопедический круг. Методическое пособие для детей 4—6 лет с ОНР

В статье представлено авторское методическое пособие «Логопедический круг», направленное на развитие связной речи у детей 4—6 лет с общим недоразвитием речи.



Гайдук Л.Л., Таламанова Я.И. Нетрадиционные пособия для подготовки старших дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте

В статье представлены различные дидактические пособия и игры для подготовки дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте. Они предназначены для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, но могут быть использованы и в общеобразовательных детских садах как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а также в домашних условиях.


Взаимодействие с семьей


Серебрякова Ю.В. Использование элементов АВА-терапии для коррекции аутизма

В статье рассказывается об эффективном методе коррекции аутизма — поведенческой терапии, или методе прикладного анализа поведения ABA. Использование элементов данной методики в практической деятельности способствует развитию ребенка.


Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы


Ахметшина А.А. Звуковой калейдоскоп. Групповое занятие для младших школьников с РАС

В данной статье представлен конспект интегрированного логопедического занятия в группе обучающихся первого класса с расстройствами аутистического спектра (РАС). Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний обучающихся о гласных звуках и буквах. При выполнении логопедических заданий и упражнений особое внимание уделено созданию благоприятного эмоционально-психологического климата средствами песочной терапии и здоровьеразвивающего комплекса «БОС-Здоровье».



Жолудь И.В. Авторские логопедические игры в коррекции речи младших школьников

В статье представлены пособия, предназначенные для облегчения проведения коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Предложенные игры направлены не только на коррекцию речи, но и на профилактику нарушений письма и графических навыков



Мироненко Н.В. Азбука общения. Проект по формированию коммуникативных навыков у школьников

В статье раскрываются психологические особенности детей со множественными нарушениями развития. Для формирования коммуникации предлагается проект «Азбука общения» с использованием карточек-пиктограмм.


Актуально!

Молодому логопеду


Данилевич Т.А., Гулидова В.Ю. Пластилиновые игры. Лепка как метод развития речи и мелкой моторики у детей 5—6 лет с РДА

В статье представлена технология работы с пластилином для развития мелкой моторики и речи детей с аутизмом. Эти дошкольники воспринимают лучше материал зрительно, чем на слух, поэтому на занятии используются таблички, картинки для понимания инструкций.



Елисова Г.Е., Лукьянчикова Л.В., Великодняя Н.А. Дидактические игры и игровые ситуации в развитии активной речи у детей с ОВЗ

В статье представлен опыт использования дидактических игр в режимных моментах, на занятиях с детьми с ОВЗ по развитию активной речи. Использование игровых ситуаций помогает взаимодействию со взрослыми, развитию общения.


Секреты профессии


Бутенко О.О., Федюшина И.С. Особенности обучения иностранному языку детей с фонематическими трудностями

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями речи. Описывается логопедическая работа с этой категорией дошкольников.


Добрые странички


Луканова Л.А. Право на любовь, право быть другим… «Особые» дети — дети с аутизмом

Поздний вечер… Автор перечитывает подготовленный доклад для выступления на школьном педагогическом совете по теме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими аутистические расстройства. Программы развития при данном нарушении». Пересматривает презентацию… Взгляд автора останавливается на фотографии ребенка, стоящего у окна, за которым идет дождь.

Рука тянется за карандашом и рождается стихотворение. Стихотворение-размышление, стихотворение-зарисовка, эскиз о детях с РАС.


Знаете ли Вы?


Аутизм: особенности восприятия

Что такое аутизм?

  • Аутизм — общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни — «внутри себя» — кроется ее суть.
  • Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла.
  • Чаще всего диагноз «ранний детский аутизм» ставится до 3—5 лет. Лишь в легких случаях это расстройство впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

  • Считается, что дети с аутизмом не могут объединять детали в один образ. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт.
  • Ребенок пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Источник: www.zdravotvet.ru



Нарушение социального взаимодействия при аутизме

Первые признаки аутизма могут проявляться уже до 2 лет, например нарушение контакта глаза-в-глаза или его отсутствие. Ребенок не может воспринять человека, который пытается с ним общаться, целостно. Даже на фото и видео можно распознать, что у ребенка с аутизмом мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться без видимой причины. Лицо такого ребенка маскообразное, периодически на нем появляются гримасы.

Жесты ребенок использует только для обозначения нужд. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят привлекательный для них объект: они смеются, показывают на предмет пальцем, демонстрируют радостное поведение.

Симптомы аутизма у детей до года: ребенок применяет определенный жест, желая что-то получить, но не стремится при этом привлечь внимание родителей, включить их в свою игру.

Источник: www.medside.ru



Холдинг-терапия при аутизме

Холдинг терапия — насильственное образование физической связи ребенка с матерью. В момент его удержания лицом к лицу с матерью или отцом происходит налаживание эмоционального и зрительного контакта.

Процесс такого лечения довольно длительный и может занимать несколько лет. В первое время (3—4 мес.) ребенок будет относиться к терапии негативно и всячески противиться объятиям и проявлению ласки. Важно выдержать этот тяжелый период.

При проведении занятий мать должна создать для ребенка такие условия, чтобы он чувствовал себя беззащитным и в то же время понимал, что находится в надежных руках. Его нужно провоцировать на проявление неудовольствия. Например: показывать ему желаемые предметы, но не давать их пощупать; препятствовать ориентированию в пространстве (не давать возможности повернуть голову или обернуться); воздействовать неприятными для него стимулами, т.е. делать то, что раздражает его.

Удерживать детей должны как матери, так и отцы, по очереди. Так можно наладить связь с обоими родителями, а распределение задачи будет способствовать облегчению их морального и физического состояния.

Источник: http://stress-faq.ru/autizm/sut-zanyatij-xolding-terapiej.html



АВА-терапия

АВА-терапия — интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов окружающей среды на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован в 1963 г. доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В его основу легла идея о том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку они нравятся, он будет повторять свои действия, а если не нравятся, — то нет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем они соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью.

Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается, только когда ребенок сможет выполнять действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого воспитанника составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три несвязанных между собой навыка, педагог выстраивает четкую систему усложнения и поэтапного освоения новых навыков.

Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку средства, помогающие осваивать окружающий мир самостоятельно.

Источник: www.ria.ru


Книжная полка

Спутник журнала


Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками

Представляем приложения к журналу «Логопед» № 3/2017

Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками

Авторы: Е.В. Парфенова, Н.Л. Пескова

В пособии представлены интегрированные занятия по развитию речи детей с общим недоразвитием речи в разных возрастных группах. Предложены конспекты занятий, направленные на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, художественной литературой. Подчеркивается значение художественного слова и театрализованной деятельности в образовании и воспитании детей.

Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических детских садов.



Учебно-игровой комплект «Читаем по слогам. Трехсложные слова»

В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях. В него входят 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 12 слов. В игровой форме ребенок научится различать гласные и согласные звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости, читать по слогам трехсложные слова и составлять с ними предложения, строить описательный рассказ и проводить звукобуквенный анализ.

Каждая игра направлена на формирование и развитие умений, необходимых для чтения и полноценного развития речи.

Учебно-игровой комплект поможет:

  • освоить послоговое чтение и просодическую сторону речи;
  • сформировать звукопроизносительные навыки.


Вести из Сети

Как подписаться

Анонс

Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению